Куда идут современные фестивали и что их ждет в ближайшем будущем

Каждое лето сотни тысяч людей покупают билеты на музыкальные фестивали, тратят деньги, время и силы, чтобы попасть на открытые площадки, услышать любимые группы, почувствовать атмосферу праздника и уйти с ощущением, что это было по-настоящему круто.
По результатам опроса ВЦИОМ от 2024 года, 6 из 10 россиян посещают хотя бы один фестиваль в год, что достаточно много. Отчасти такой интерес всё ещё связан со временем, проведённым под строгими ограничениями, вызванными covid-19 – эксперты считают, что жажда приключений и общественных мероприятий сохранится ещё 2-3 года.
Но что последует за этим? После бури всегда приходит затишье. А значит, концертные площадки и организаторы фестивалей будут вынуждены придумывать новые форматы, чтобы сохранить высокий интерес к мероприятиям.
Мы поговорили с экспертами в организации музыкальных фестивалей о том, как себя сейчас чувствует индустрия и за каким форматом будущее каждого музыкального фестиваля. О своем опыте рассказали Константин Матюхин — начальник управления культуры администрации городского округа и города Ельца в Липецкой области и Святослав Добросельский — молодой ивент-менеджер лейбла «БЛ» и ивент-менеджер A&R лейбла «Эхомания», в общем — организатор андеграудных фестивалей по всей России.
Фестивали сегодня: где мы сейчас?
Музыкальных фестивалей становится всё больше, потому что спрос на них растет. Теперь для многих поход на фестиваль — это уже не событие года, а галочка в списке «чем заняться летом». Переизбыток со временем привёл к однообразию. Стало тяжело удивить зрителя, если с фестиваля на фестиваль, из города в город, повторяется одна и та же программа.
«Уровень мероприятий, проводимых в этом году, несравним с тем, что чаще всего получали жители ещё 5-7 лет назад. Сейчас больше приходится проявлять какой-то творческий подход, для того чтобы сделать разнообразную и интересную программу, даже на региональном уровне, — объясняет разницу Константин Матюхин. — Люди в интернете видят много разных форматов, том числе столичные и мировые фестивали — у них развивается насмотренность и требования к любому мероприятию растут».
Искал медь, а нашёл золото: чем привлекают зрителей на фестиваль?
В условиях избытка выбора фестивалям приходится подстраиваться под множество требований, порой противоречащих друг другу. С экспертами мы составили такой список:
— нужно иметь много концертных площадок, но так, чтобы у зрителя не было тяжёлого выбора;
— каждый фестиваль должен быть универсален – уметь увлечь любого зрителя, но при этом каждое новое мероприятие должно быть с изюминкой;
— зрители хотят слушать известных и знакомых им артистов, но хотят видеть и разнообразие в музыкальной программе;
— от организаторов ждут мероприятий столичного формата, но не выделяют бюджет, позволяющий городам дотянуться до высокой планки.
Часть требований выполнить сложно, но возможно, рассказывает Матюхин: «Во время фестивалей у нас редко работает только одна сцена, обычно их порядка десяти. На одной-двух площадках выступают звёзды вечера или известные гости. А на другие мы приглашаем небольших местных артистов и музыкантов из других регионов и стран. В это же время, конечно, с главной сцены проводится онлайн-трансляция, чтобы участники фестиваля ничего не пропустили».
Всего за несколько дней среднего городского фестиваля на сцене выступают порядка тысячи участников в составе разных коллективов. Их приходят послушать около 7-8 тысяч зрителей.
А на сцене фестиваля Ural Music Night еще в 2024 году успели выступить уже 3000 артистов на 120 сценах. И с каждым годом их число растет. В специальном разделе «История UMN» узнаете больше о наших успехах.
«Чтобы удержать внимание зрителей, музыкальный фестиваль уже не должен заключать в себе только музыку, — объясняет организатор молодёжных музыкальных фестивалей по всей России Святослав Добросельский. — Потенциальных зрителей убеждают мелочи: некоммерческая афиша, сделанная без официоза, человеческий SMM с сохранением элементов гонзо-повествования, уникальное оформление площадки, приемлемая цена, хорошие артисты, маркет, дистро – музыкальная и фанатская атрибутика, и иные активности. Сочетание всего этого создаёт реально интересное событие, у которого всегда будет зритель», – уточняет он.
Представитель администрации Ельца же добавляет, что для фестивалей городского масштаба, помимо всего вышеперечисленного, не менее важно правильно подбирать интерактив под каждое событие для всех возрастов:
«Если на фестивале, даже если он бесплатный, нечем заняться, то долго зритель там не пробудет. Нужно, чтобы в ситуации, когда на мероприятие пришла разновозрастная семья, всем было чем заняться в течение нескольких часов: старшее поколение послушает выступления — для этого есть сидячие места у сцен, люди среднего возраста могли обратить внимание на ярмарку и местную сувенирную продукцию и так далее. Для детей и подростков мы отдельно готовим много мастер-классов, лекций и активных конкурсов. Людям нужно соучастие в мероприятии. Тогда они уйдут с него с большей эмоцией».
Отдельно Матюхин отметил, что на фестивалях должна присутствовать образовательная и воспитательная составляющая, знакомящая с историей и культурой города. И нужно это не только для туристов:
«В год в нашем округе проводятся порядка 10 самых разных фестивалей. На них приезжает довольно много туристов, но изначально всё это организовывается для местных. В таких небольших городах как Елец если людей оставлять без внимания, то они начинают думать, что место, где они живут, какое-то не такое, не такое, как Москва, скучное. А когда приезжают артисты, какие-то фотофестивали проводятся, реконструкции, то город оживает. Люди просыпаются и начинают чувствовать, что они живут в хорошем городе, с богатой и интересной историей, — объясняет он. — Все мероприятия у нас к чему-то приурочены: «Играй гармонь Елецкая» связан с нашими уникальными народными промыслами, «Фестиваль Хренникова» проходит, потому что он здесь родился, и так далее».
Но увлекаясь активностями, не стоит забывать и об основе основ музыкальных фестивалей — музыкантах. Добросельский рассказал, что свою аутентичность фестиваль может найти, экспериментируя не только с упаковкой, но и с наполнением. К примеру, на его мероприятиях организаторы постоянно экспериментируют с нишевыми жанрами — ищут новые ответвления и стараются не смешивать мух с котлетами. По его словам, наиболее удачно на фестивалях, среди новых музыкальных ответвлений, показали себя шугейз, отличающийся воздушным и объёмным звучанием, и гаражный рок — психоделический рок со стилистическим упором на эстетику 60-х.
«За счет такой стилизации и наличия концепта получается собирать более-менее самобытные мероприятия», — объясняет Добросельский.
Будущее живёт на главной сцене: если старые надоели, то где искать новые лица?
Ясно, что решительно мало людей откажутся провести свободный летний вечер у сцены под открытым небом, даже если там играют артисты, которых слышали уже сто раз. Сложности возникают, когда бархатный сезон проходит. Приходится что-то придумывать.
«Легче всего утраивать фестиваль летом — особенно если это опенэйр. В более холодное время года люди менее активно собираются. В осенне-зимне-весеннее время фестивали выигрывают только за счет разнообразия — возможность послушать от 5 до 15 малоизвестных групп за один вечер представляет больший интерес, поскольку не всегда люди в контексте нынешней локальной сцены — и предпочтут вместо сольников именно такой формат», — рассуждает Добросельский.
Но ведь эти 15 групп нужно ещё где-то найти. По словам Святослава, найти совершенно новых исполнителей не так сложно, как кажется. Достаточно лишь не искать их там, где это может показаться очевидным — на сцене. Полезно поискать на небольших мероприятиях для начинающих музыкантов, шоукейсах, реже — на стриминговых площадках, в подвалах и барах, в закрытых чатах «для любителей плохой музыки».
Секреты успешного фестиваля и актуальные вызовы
«Чтобы фестиваль прошел успешно — нужно осмелиться начать его делать. Дальше подскажут жизнь, интуиция и опытные коллеги. Главное — быть открытым к новому опыту, к ошибкам и к неизвестности», — лаконично отвечает организатор нишевых фестивалей.
Начальник управления культуры администрации городского округа и города Ельца отметил, что секрета нет, и самое главное — любить город, хотеть вдохнуть в него жизнь и быть стойким к вызовам, с которыми можно столкнуться.
Матюхин поделился, что главные вызовы последние несколько лет для них — финансовые ограничения и внезапные отмены мероприятий из-за воздушных тревог, что, к сожалению, сейчас актуально для приграничных областей.
«Финансовые ограничения — это постоянная проблема для малых городов. Мы, конечно, хотим готовиться к каждому событию с размахом, как в Москве, где можно сделать всё, что душа пожелает, и просто оплатить это. Но наш относительно небольшой бюджет выделяется на целый год. И всё. А мы уже сами думаем, как деньги распределить на множество мероприятий и где мы можем обойтись без них. Где-то договариваемся, прибегаем к поддержке спонсоров и партнёров, делимся между собой опытом проведения мероприятий с государственными организаторами из разных регионов страны», – отвечает о наболевшем представитель власти.
Классика, или «кем вы видите себя через 5 лет?»
Эксперты сошлись на том, что в ближайшие несколько лет кардинальной смены формата фестивалей ждать не стоит. Уже сейчас организаторы фестивалей начали вкладывать много сил в разнообразия и интерактивность мероприятий.
Даже цифровизация сейчас кажется неактуальной:
«Все устали сидеть дома. Не стоит переносить в интернет мероприятие, которое должно быть живом. Эффект от него будет только в том случае, когда люди смогут пощупать его, походить по нему, послушать его. Онлайн-формат в этом очень ограничен. К тому же, кому доверять организацию онлайн-фестивалей?.Если делать это организованно, то там такой же немаленький бюджет. А если доверять это сотрудникам учреждений культуры и подобного, то они далеко не всегда смогут сделать сами контент, который будет интересен пользователю», – подытоживает Матюхин.
Фото: пресс-служба фестиваля Ural Music Night, Святослав Добросельцев, Константин Матюхин
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.