The iOS app is temporarily unavailable. Please use the web version of Ural Music Night. Please do not delete the app if it is already downloaded.

Ural Music Magazine

Куда идут современные фестивали и что их ждет в ближайшем будущем

Куда идут современные фестивали и что их ждет в ближайшем будущем

Каждое лето сотни тысяч людей покупают билеты на музыкальные фестивали, тратят деньги, время и силы, чтобы попасть на открытые площадки, услышать любимые группы, почувствовать атмосферу праздника и уйти с ощущением, что это было по-настоящему круто. 

По результатам опроса ВЦИОМ от 2024 года, 6 из 10 россиян посещают хотя бы один фестиваль в год, что достаточно много. Отчасти такой интерес всё ещё связан со временем, проведённым под строгими ограничениями, вызванными covid-19 – эксперты считают, что жажда приключений и общественных мероприятий сохранится ещё 2-3 года.

Но что последует за этим? После бури всегда приходит затишье. А значит, концертные площадки и организаторы фестивалей будут вынуждены придумывать новые форматы, чтобы сохранить высокий интерес к мероприятиям.

Мы поговорили с экспертами в организации музыкальных фестивалей о том, как себя сейчас чувствует индустрия и за каким форматом будущее каждого музыкального фестиваля. О своем опыте рассказали Константин Матюхин — начальник управления культуры администрации городского округа и города Ельца в Липецкой области и Святослав Добросельский — молодой ивент-менеджер лейбла «БЛ» и ивент-менеджер A&R лейбла «Эхомания», в общем — организатор андеграудных фестивалей по всей России.

Фестивали сегодня: где мы сейчас?

Музыкальных фестивалей становится всё больше, потому что спрос на них растет. Теперь для многих поход на фестиваль — это уже не событие года, а галочка в списке «чем заняться летом». Переизбыток со временем привёл к однообразию. Стало тяжело удивить зрителя, если с фестиваля на фестиваль, из города в город, повторяется одна и та же программа.

«Уровень мероприятий, проводимых в этом году, несравним с тем, что чаще всего получали жители ещё 5-7 лет назад. Сейчас больше приходится проявлять какой-то творческий подход, для того чтобы сделать разнообразную и интересную программу, даже на региональном уровне, — объясняет разницу Константин Матюхин. — Люди в интернете видят много разных форматов, том числе столичные и мировые фестивали — у них развивается насмотренность и требования к любому мероприятию растут».

Искал медь, а нашёл золото: чем привлекают зрителей на фестиваль?

В условиях избытка выбора фестивалям приходится подстраиваться под множество требований, порой противоречащих друг другу. С экспертами мы составили такой список:

— нужно иметь много концертных площадок, но так, чтобы у зрителя не было тяжёлого выбора;

— каждый фестиваль должен быть универсален – уметь увлечь любого зрителя, но при этом каждое новое мероприятие должно быть с изюминкой;

— зрители хотят слушать известных и знакомых им артистов, но хотят видеть и разнообразие в музыкальной программе;

— от организаторов ждут мероприятий столичного формата, но не выделяют бюджет, позволяющий городам дотянуться до высокой планки.

Часть требований выполнить сложно, но возможно, рассказывает Матюхин: «Во время фестивалей у нас редко работает только одна сцена, обычно их порядка десяти. На одной-двух площадках выступают звёзды вечера или известные гости. А на другие мы приглашаем небольших местных артистов и музыкантов из других регионов и стран. В это же время, конечно, с главной сцены проводится онлайн-трансляция, чтобы участники фестиваля ничего не пропустили».

Всего за несколько дней среднего городского фестиваля на сцене выступают порядка тысячи участников в составе разных коллективов. Их приходят послушать около 7-8 тысяч зрителей.

А на сцене фестиваля Ural Music Night еще в 2024 году успели выступить уже 3000 артистов на 120 сценах. И с каждым годом их число растет. В специальном разделе «История UMN» узнаете больше о наших успехах.

«Чтобы удержать внимание зрителей, музыкальный фестиваль уже не должен заключать в себе только музыку, объясняет организатор молодёжных музыкальных фестивалей по всей России Святослав Добросельский. — Потенциальных зрителей убеждают мелочи: некоммерческая афиша, сделанная без официоза, человеческий SMM с сохранением элементов гонзо-повествования, уникальное оформление площадки, приемлемая цена, хорошие артисты, маркет, дистро – музыкальная и фанатская атрибутика, и иные активности. Сочетание всего этого создаёт реально интересное событие, у которого всегда будет зритель», – уточняет он.

Представитель администрации Ельца же добавляет, что для фестивалей городского масштаба, помимо всего вышеперечисленного, не менее важно правильно подбирать интерактив под каждое событие для всех возрастов:

«Если на фестивале, даже если он бесплатный, нечем заняться, то долго зритель там не пробудет. Нужно, чтобы  в ситуации, когда на мероприятие пришла разновозрастная семья, всем было чем заняться в течение нескольких часов: старшее поколение послушает выступления — для этого есть сидячие места у сцен, люди среднего возраста могли обратить внимание на ярмарку и местную сувенирную продукцию и так далее. Для детей и подростков мы отдельно готовим много мастер-классов, лекций и активных конкурсов. Людям нужно соучастие в мероприятии. Тогда они уйдут с него с большей эмоцией».

Отдельно Матюхин отметил, что на фестивалях должна присутствовать образовательная и воспитательная составляющая, знакомящая с историей и культурой города. И нужно это не только для туристов:

«В год в нашем округе проводятся порядка 10 самых разных фестивалей. На них приезжает довольно много туристов, но изначально всё это организовывается для местных. В таких небольших городах как Елец если людей оставлять без внимания, то они начинают думать, что место, где они живут, какое-то не такое, не такое, как Москва, скучное. А когда приезжают артисты, какие-то фотофестивали проводятся, реконструкции, то город оживает. Люди просыпаются и начинают чувствовать, что они живут в хорошем городе, с богатой и интересной историей, — объясняет он. — Все мероприятия у нас к чему-то приурочены: «Играй гармонь Елецкая» связан с нашими уникальными народными промыслами, «Фестиваль Хренникова» проходит, потому что он здесь родился, и так далее».

Но увлекаясь активностями, не стоит забывать и об основе основ музыкальных фестивалей — музыкантах. Добросельский рассказал, что свою аутентичность фестиваль может найти, экспериментируя не только с упаковкой, но и с наполнением. К примеру, на его мероприятиях  организаторы постоянно экспериментируют с нишевыми жанрами — ищут новые ответвления и стараются не смешивать мух с котлетами. По его словам, наиболее удачно на фестивалях, среди новых музыкальных ответвлений, показали себя шугейз, отличающийся воздушным и объёмным звучанием, и гаражный рок — психоделический рок со стилистическим упором на эстетику 60-х.

«За счет такой стилизации и наличия концепта получается собирать более-менее самобытные мероприятия», — объясняет Добросельский.

Будущее живёт на главной сцене: если старые надоели, то где искать новые лица?

Ясно, что решительно мало людей откажутся провести свободный летний вечер у сцены под открытым небом, даже если там играют артисты, которых слышали уже сто раз. Сложности возникают, когда бархатный сезон проходит. Приходится что-то придумывать. 

«Легче всего утраивать фестиваль летом — особенно если это опенэйр. В более холодное время года люди менее активно собираются. В осенне-зимне-весеннее время фестивали выигрывают только за счет разнообразия — возможность послушать от 5 до 15 малоизвестных групп за один вечер представляет больший интерес, поскольку не всегда люди в контексте нынешней локальной сцены — и предпочтут вместо сольников именно такой формат», — рассуждает Добросельский. 

Но ведь эти 15 групп нужно ещё где-то найти. По словам Святослава, найти совершенно новых исполнителей не так сложно, как кажется. Достаточно лишь не искать их там, где это может показаться очевидным — на сцене. Полезно поискать на небольших мероприятиях для начинающих музыкантов,  шоукейсах, реже — на стриминговых площадках, в подвалах и барах, в закрытых чатах «для любителей плохой музыки». 

Секреты успешного фестиваля и актуальные вызовы

«Чтобы фестиваль прошел успешно — нужно осмелиться начать его делать. Дальше подскажут жизнь, интуиция и опытные коллеги. Главное — быть открытым к новому опыту, к ошибкам и к неизвестности», — лаконично отвечает организатор нишевых фестивалей. 

Начальник управления культуры администрации городского округа и города Ельца отметил, что секрета нет, и самое главное — любить город, хотеть вдохнуть в него жизнь и быть стойким к вызовам, с которыми можно столкнуться. 

Матюхин поделился, что главные вызовы последние несколько лет для них — финансовые ограничения и внезапные отмены мероприятий из-за воздушных тревог, что, к сожалению, сейчас актуально для приграничных областей.

«Финансовые ограничения — это постоянная проблема для малых городов. Мы, конечно, хотим готовиться к каждому событию с размахом, как в Москве, где можно сделать всё, что душа пожелает, и просто оплатить это. Но наш относительно небольшой бюджет выделяется на целый год. И всё. А мы уже сами думаем, как деньги распределить на множество мероприятий и где мы можем обойтись без них. Где-то договариваемся, прибегаем к поддержке спонсоров и партнёров, делимся между собой опытом проведения мероприятий с государственными организаторами из разных регионов страны», – отвечает о наболевшем представитель власти. 

Классика, или «кем вы видите себя через 5 лет?»

Эксперты сошлись на том, что в ближайшие несколько лет кардинальной смены формата фестивалей ждать не стоит. Уже сейчас организаторы фестивалей начали вкладывать много сил в разнообразия и интерактивность мероприятий. 

Даже цифровизация сейчас кажется неактуальной:

«Все устали сидеть дома. Не стоит переносить в интернет мероприятие, которое  должно быть живом. Эффект от него будет только в том случае, когда люди смогут пощупать его, походить по нему, послушать его. Онлайн-формат в этом очень ограничен. К тому же, кому доверять организацию онлайн-фестивалей?.Если делать это организованно, то там такой же немаленький бюджет. А если доверять это сотрудникам учреждений культуры и подобного, то они далеко не всегда смогут сделать сами контент, который будет интересен пользователю», – подытоживает Матюхин. 

Фото: пресс-служба фестиваля Ural Music Night, Святослав Добросельцев, Константин Матюхин

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.