Ural Music Magazine

«Люди понимают, что важно заботиться о себе. Можно жить счастливее». Как пережить сложный период с помощью плейбэк-театра

«Люди понимают, что важно заботиться о себе. Можно жить счастливее». Как пережить сложный период с помощью плейбэк-театра

В этом году на Ночи музыки впервые выступит екатеринбургский плейбэк-театр «Люди как люди». Плейбэк-выступления — опыт на стыке театральной импровизации и психотерапии, где истории из жизни зрителей возвращаются в зал со сцены с помощью актерской игры. На плейбек-спектакле гости UMN не только смогут услышать, что на душе у других людей, но и сами получат возможность быть услышанными.

Каждое выступление плейбек-театра уникально, ведь его сценарий задают сами зрители. Актер и руководитель театра Константин Аникин рассказал, к чему готовиться людям, которые раньше не были на перформансах, и кому обязательно стоит посетить спектакль на Уральской ночи музыки.

 — У плейбек-формата долгая история, но до сих пор немногие с ней знакомы. Как вы объясняете людям, которые никогда не слышали про плейбек-театр, что это такое?

— Это форма театра импровизации. Мы играем личные истории, рассказанные зрителями. Обычно у перформанса есть какая-то общая тема, и вокруг это теме ведущий — или, как мы его называем, кондактор, — задает вопросы публике.

Сначала люди делятся небольшими событиями из своей жизни, актеры обыгрывают этот сюжет на сцене, потом включаются все больше и больше. Между актерами и людьми в зале завязывается диалог: зрители рассказывают, актеры воплощают это в коротких театральных зарисовках.

— А что делать, если у зрителя нет истории?

— Историй у людей полно. Как правило, в плейбэке истории — это ассоциативное событие. Один человек рассказывает о чем-то, на сцене происходит действие. Игра актеров вызывает впечатление и какие-то ассоциации у аудитории. Это порождает у некоторых свою собственную историю как отклик на увиденное. Он делится, и этот сюжет снова разыгрывается на сцене.

— Что может быть материалом для истории в плэйбэке? 

— Это могут быть самые разные события. Бывают истории глубокие, связанные с драматическими событиями: например, важная встреча, конфликт, переезд, расставание или какая-то личная потеря. В таких историях есть какая-то поворотная точка, которая что-то поменяла в жизни человека. Он что-то понял, чему-то научился.

Но это могут быть и самые простые вещи: «Я сегодня шел, светило солнце и мне было хорошо». И вот это простое личное переживание тоже может стать материалом для импровизации.

— В Екатеринбурге не так много плейбек-театров. Популярно ли это в России в целом?

— Это становится популярным. В Екатеринбурге два театра существует уже давно, и формируются новые проекты. Но плейбэк есть в каждом городе-миллионнике, а в Москве таких театров десятки и десятки. 

С моей точки зрения это часть городской культуры. Люди собираются вместе, делятся историями про себя, слушают про других — и как-то сближаются, что ли. Получается такой «театр соседей». Ведь, как правило, на выступлениях собираются люди, которые живут где-то в одном месте — например, как наши горожане. У историй наших горожан может быть что-то общее, они могут где-то пересекаться, одна цеплять другую.

— Чем занимаются актеры плейбек театра в обычной жизни? 

— Плейбек это не профессиональный театр — в том смысле, что мы не проходили обучение в театральном институте, мы учились именно плейбэку. В жанре много психологов, людей, которые связаны с социальной поддержкой или каким-то искусством. В плейбэке как правило не зарабатывают денег, такой вид искусства не способствует монетизации. У него больше социальная функция.

— Что привело в плейбек лично вас?

— Я про плейбэк слышал задолго до того, как начал играть. У меня есть психологическое образование, я гештальт-терапевт. В моей жизни был драматический момент потери, и так сошлись звезды, что я попал в этот момент на выступление плейбек-театра. 

Я почувствовал, что чтобы отвлечься от тяжелых событий, мне нужно погрузиться в искусство. Начал учиться, потом играть — и затянуло, занимаюсь этим уже пять лет. И я вижу, что постепенно вокруг плейбэка формируется постоянное коммьюнити. Оно небольшое, но оно развивается.

— Тема выступлений на UMN — «Музыка — 7 чувство». Что вы вкладываете в это? 

— Как правило, когда мы ищем тему перфоманса, мы ищем что-то, что сейчас откликается у общества и подходит лично нам — ведь актеру нужно будет работать с материалом собой, своими ощущениями. 

Я думаю, музыка помогает нам воспринимать мир иначе, чем мы привыкли, ощущать его разные грани. Музыка — это особый способ восприятия и взаимодействия с миром. 

— Как вы готовитесь к импровизационному выступлению?

— На репетициях мы тренируемся импровизировать: рассказываем собственные истории и играем их. Это помогает погрузиться в тему, понять, что она значит лично для нас. Но перформанс всегда будет абсолютно другой, ведь все зависит от историй, которые прозвучат из зала. И два наших выступления тоже будут уникальными, не похожими друг на друга.

— Как руководитель театра, вы чувствуете что запрос на истории или их содержание в последнее время как-то меняется?

— Нет, я бы не сказал что такое есть. Единственное мое маленькое наблюдение,  что, может быть, в последнее время люди хотят больше расслабиться во время выступления. Посмеяться, отвлечься от действительности.

— Нужно ли как-то готовиться к походу на плейбек-перфоманс?

— Нет. И даже не нужно заранее придумывать никаких историй. Чтобы перфоманс сложился нужно, чтобы истории рождались в моменте. Тогда получается идеальная ситуация. Одна история цепляет другую, возникают новые ассоциации, и все это вплетается в полотно перформанса.

Желание рассказать историю должно родиться в моменте. Ты слышишь других людей, думаешь о своем — было ли у тебя что-то похожее, или было совсем по-другому. С чем-то ты согласен, а с чем-то — совсем нет. И так, шаг за шагом, ассоциативно прядутся истории.

— Как в музыкальной импровизации.

— Возможно. Музыкальная импровизация у нас тоже есть. С нами будет гитарист Азат Мурзакаев: он будет задавать музыкальные темы во время исполнения этюдов актерами и поможет создавать атмосферу. Кстати, между нашими спектаклями он тоже выступит на Ночи музыки с группой the limb.

— Чего вы ожидаете от историй на Уральской ночи музыки? И чего ждать зрителям?

— У нас нет ожиданий. И наверное, лучше их не иметь, чтобы сохранять чистое восприятие, быть готовым работать с любыми историями. Нужно прийти, быть открытым, просто воспринимать все как есть, чувствовать и прислушиваться к себе.

Единственное, что нужно учитывать — что количество мест в зале ограничено. Чтобы место точно нашлось, можно зарегистрироваться на Таймпаде. Но это не обязательно — если желание возникло спонтанно, можно просто прийти.

— Кому обязательно стоит прийти на представление?

— Людям, у которых есть тема, которая их очень сильно удерживает: какие-то переживания, которые их беспокоят и постоянно на уме. Этим можно поделиться, высказать и как бы очиститься от этого. Прожить это вместе с нами.

Фото: плейбэк-театр «Люди как люди»

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив