The iOS app is temporarily unavailable. Please use the web version of Ural Music Night. Please do not delete the app if it is already downloaded.

Ural Music Magazine

«Люди понимают, что важно заботиться о себе. Можно жить счастливее». Как пережить сложный период с помощью плейбэк-театра

«Люди понимают, что важно заботиться о себе. Можно жить счастливее». Как пережить сложный период с помощью плейбэк-театра

В этом году на Ночи музыки впервые выступит екатеринбургский плейбэк-театр «Люди как люди». Плейбэк-выступления — опыт на стыке театральной импровизации и психотерапии, где истории из жизни зрителей возвращаются в зал со сцены с помощью актерской игры. На плейбек-спектакле гости UMN не только смогут услышать, что на душе у других людей, но и сами получат возможность быть услышанными.

Каждое выступление плейбек-театра уникально, ведь его сценарий задают сами зрители. Актер и руководитель театра Константин Аникин рассказал, к чему готовиться людям, которые раньше не были на перформансах, и кому обязательно стоит посетить спектакль на Уральской ночи музыки.

 — У плейбек-формата долгая история, но до сих пор немногие с ней знакомы. Как вы объясняете людям, которые никогда не слышали про плейбек-театр, что это такое?

— Это форма театра импровизации. Мы играем личные истории, рассказанные зрителями. Обычно у перформанса есть какая-то общая тема, и вокруг это теме ведущий — или, как мы его называем, кондактор, — задает вопросы публике.

Сначала люди делятся небольшими событиями из своей жизни, актеры обыгрывают этот сюжет на сцене, потом включаются все больше и больше. Между актерами и людьми в зале завязывается диалог: зрители рассказывают, актеры воплощают это в коротких театральных зарисовках.

— А что делать, если у зрителя нет истории?

— Историй у людей полно. Как правило, в плейбэке истории — это ассоциативное событие. Один человек рассказывает о чем-то, на сцене происходит действие. Игра актеров вызывает впечатление и какие-то ассоциации у аудитории. Это порождает у некоторых свою собственную историю как отклик на увиденное. Он делится, и этот сюжет снова разыгрывается на сцене.

— Что может быть материалом для истории в плэйбэке? 

— Это могут быть самые разные события. Бывают истории глубокие, связанные с драматическими событиями: например, важная встреча, конфликт, переезд, расставание или какая-то личная потеря. В таких историях есть какая-то поворотная точка, которая что-то поменяла в жизни человека. Он что-то понял, чему-то научился.

Но это могут быть и самые простые вещи: «Я сегодня шел, светило солнце и мне было хорошо». И вот это простое личное переживание тоже может стать материалом для импровизации.

— В Екатеринбурге не так много плейбек-театров. Популярно ли это в России в целом?

— Это становится популярным. В Екатеринбурге два театра существует уже давно, и формируются новые проекты. Но плейбэк есть в каждом городе-миллионнике, а в Москве таких театров десятки и десятки. 

С моей точки зрения это часть городской культуры. Люди собираются вместе, делятся историями про себя, слушают про других — и как-то сближаются, что ли. Получается такой «театр соседей». Ведь, как правило, на выступлениях собираются люди, которые живут где-то в одном месте — например, как наши горожане. У историй наших горожан может быть что-то общее, они могут где-то пересекаться, одна цеплять другую.

— Чем занимаются актеры плейбек театра в обычной жизни? 

— Плейбек это не профессиональный театр — в том смысле, что мы не проходили обучение в театральном институте, мы учились именно плейбэку. В жанре много психологов, людей, которые связаны с социальной поддержкой или каким-то искусством. В плейбэке как правило не зарабатывают денег, такой вид искусства не способствует монетизации. У него больше социальная функция.

— Что привело в плейбек лично вас?

— Я про плейбэк слышал задолго до того, как начал играть. У меня есть психологическое образование, я гештальт-терапевт. В моей жизни был драматический момент потери, и так сошлись звезды, что я попал в этот момент на выступление плейбек-театра. 

Я почувствовал, что чтобы отвлечься от тяжелых событий, мне нужно погрузиться в искусство. Начал учиться, потом играть — и затянуло, занимаюсь этим уже пять лет. И я вижу, что постепенно вокруг плейбэка формируется постоянное коммьюнити. Оно небольшое, но оно развивается.

— Тема выступлений на UMN — «Музыка — 7 чувство». Что вы вкладываете в это? 

— Как правило, когда мы ищем тему перфоманса, мы ищем что-то, что сейчас откликается у общества и подходит лично нам — ведь актеру нужно будет работать с материалом собой, своими ощущениями. 

Я думаю, музыка помогает нам воспринимать мир иначе, чем мы привыкли, ощущать его разные грани. Музыка — это особый способ восприятия и взаимодействия с миром. 

— Как вы готовитесь к импровизационному выступлению?

— На репетициях мы тренируемся импровизировать: рассказываем собственные истории и играем их. Это помогает погрузиться в тему, понять, что она значит лично для нас. Но перформанс всегда будет абсолютно другой, ведь все зависит от историй, которые прозвучат из зала. И два наших выступления тоже будут уникальными, не похожими друг на друга.

— Как руководитель театра, вы чувствуете что запрос на истории или их содержание в последнее время как-то меняется?

— Нет, я бы не сказал что такое есть. Единственное мое маленькое наблюдение,  что, может быть, в последнее время люди хотят больше расслабиться во время выступления. Посмеяться, отвлечься от действительности.

— Нужно ли как-то готовиться к походу на плейбек-перфоманс?

— Нет. И даже не нужно заранее придумывать никаких историй. Чтобы перфоманс сложился нужно, чтобы истории рождались в моменте. Тогда получается идеальная ситуация. Одна история цепляет другую, возникают новые ассоциации, и все это вплетается в полотно перформанса.

Желание рассказать историю должно родиться в моменте. Ты слышишь других людей, думаешь о своем — было ли у тебя что-то похожее, или было совсем по-другому. С чем-то ты согласен, а с чем-то — совсем нет. И так, шаг за шагом, ассоциативно прядутся истории.

— Как в музыкальной импровизации.

— Возможно. Музыкальная импровизация у нас тоже есть. С нами будет гитарист Азат Мурзакаев: он будет задавать музыкальные темы во время исполнения этюдов актерами и поможет создавать атмосферу. Кстати, между нашими спектаклями он тоже выступит на Ночи музыки с группой the limb.

— Чего вы ожидаете от историй на Уральской ночи музыки? И чего ждать зрителям?

— У нас нет ожиданий. И наверное, лучше их не иметь, чтобы сохранять чистое восприятие, быть готовым работать с любыми историями. Нужно прийти, быть открытым, просто воспринимать все как есть, чувствовать и прислушиваться к себе.

Единственное, что нужно учитывать — что количество мест в зале ограничено. Чтобы место точно нашлось, можно зарегистрироваться на Таймпаде. Но это не обязательно — если желание возникло спонтанно, можно просто прийти.

— Кому обязательно стоит прийти на представление?

— Людям, у которых есть тема, которая их очень сильно удерживает: какие-то переживания, которые их беспокоят и постоянно на уме. Этим можно поделиться, высказать и как бы очиститься от этого. Прожить это вместе с нами.

Фото: плейбэк-театр «Люди как люди»

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив