Интервью с победителями NEW/OPEN SHOWCASE 2022 — группой «ГДЕ-ТО ТАМ»

«ГДЕ-ТО ТАМ» — победители New/Open 2022. Их музыка — это психоделический блюз-рок на русском языке без барабанной установки и электроники, зато на границе между мирами — лесом, городом и неведомой землёй. Спустя 8 месяцев после фестиваля мы поговорили с солисткой группы, Александрой Лазаревой, о New/Open, записи альбома в лесу и о том, как важно верить в своё дело.
— Чуть меньше года назад вы приняли участие в фестивале New/Open. С какими мыслями вы подавали заявку, ждали результата отбора, на что надеялись?
— Предпосылкой стала поездка на Arkhangelsk Music Weeks. Это был первый наш шоукейс-фестиваль. Мы тогда понятия не имели, что это за мероприятие и нужно ли оно нам вообще. Для нас всегда было важным опробовать все доступные инструменты развития группы, ведь никогда не знаешь, куда тебя приведёт тот или иной шаг. Архангельск нас так хорошо принял! Мы получили множество приглашений на фестивали, даже в Норвегию на «Баренц Спектакль», но из-за независящих от нас обстоятельств, увы, туда так и не попали. Всё понравилось — команда и формат. Там как раз нам порекомендовали отправить заявку на New/Open. Изучив информацию о фестивале, команду экспертов, стало ясно что это очень масштабное событие в российской индустрии музыки, нельзя упускать такой шанс, и заявка на New/Open была отправлена.
Мы впервые работали с грантом. Было пересмотрено миллиард видео о том, как правильно заполнить анкету, какие важные моменты учесть при составлении сметы проекта, как готовиться к защите проекта. С документацией тоже было сложно, но интересно — в итоге мы получили ценный опыт и теперь документы не вызывают у нас страх и ужас. На заполнение заявки ушло очень много времени, месяц точно. Мы много часов потратили на проработку идеи — структурировать мечту оказалось не так просто. Это действительно очень полезный навык, планирование, целеполагание: как реализовать свою идею до мельчайших деталей, а не ждать волшебных продюсеров, спонсоров и надеяться на чудо.
Фото: Михаил Морозов
— Спустя почти год как осознается и вспоминается фестиваль?
— Нам до сих пор удивительно осознавать эту трансформирующую поездку. Так вышло, что до New/Open мы ощущали себя особняком, мир шоу-бизнеса вызывал отторжение. Нам казалось, что наша музыка будет понятна немногим, ведь мы самоучки, выступаем на небольших тематических околоэтнических фестивалях. И тут нам говорят, что мы прикольные, дают грант, чтобы мы записали свой новый альбом в лесу… Это восторг! Для нас было главным показать себя такими, какие мы есть, не притворяясь и не подстраиваясь под тренды, людям, которые слышат нас впервые. Так ценно, когда тебя принимают. Многие эксперты подходили к нам и говорили, что мы запомнились, что мы выделялись, что мы самобытные и настоящие. Любому творцу нужны слова поддержки. Осознание того, что мы нужны такими, какие мы есть, стало опорой. Главное — быть собой и нести то, во что веришь. Если это настоящее, это обязательно почувствуют и оценят, и не важно, какую человек слушает музыку и откуда он.
— Помимо вас в фестивале принимало участие ещё 49 коллективов. Кто из них оказался самым близким к вам? Может с кем-то успели подружиться и поработать вместе?
Поработать пока ни с кем не получилось, но мы очень подружились с девочками из группы POLE. У нас оказалось много общих знакомых, мы сразу законнектились и болели друг за друга не фестивале. Также подружились с группой Kill the Barber!, мы даже хотели сделать совместный концерт в Санкт-Петербурге, но пока не сложилось. С некоторыми мы давно знакомы, например, с группой «Андреграунд» аж в 2019 вместе играли на Sofar Sounds Moscow и давно следим за развитием друг друга в социальных сетях.
Фото: предоставлено группой
— По поводу гранта: вы запрашивали средства на запись альбома в лесу, в природных условиях. У вас это получилось?
— Да! Конечно, не совсем всё получилось из запланированного. Мы хотели «объять необъятное», но в итоге немножко не рассчитали силы. Уходило много времени на поиск локаций, на выставление оборудования, а нужно было уложиться в запланированный срок, выделенный на реализацию проекта. Подобный амбициозный проект мы делали впервые. Чудом успели купить всё необходимое оборудование. Сразу как нам прислали средства гранта, началась спецоперация, цены на технику моментально взлетели. Пришлось действовать молниеносно. Ездили на «Горбушку», старый рынок в Москве, за MacBook новой модели, торговались, чтобы уложиться в смету. Мы очень гордимся новым альбомом и красивейшим лесным лайвом на песню «Нет сети». Сейчас, уже вне проекта, мы монтируем ещё один лайв-клип, который удалось отснять тогда.
— Какие еще были трудности, непосредственно связанные с природными условиями?
— Сложно договориться с погодой: дождь, сильный ветер. Мы планировали экспериментировать с акустикой, например, записать голос не только вблизи, но и на расстоянии, чтобы добиться естественного лесного ревера, будто кричишь в лесу, ловить интересные, далекие голоса. Для таких экспериментов нужно больше времени. Важно было сосредоточиться на записи всех партий, продумать все аранжировки, а последнего седьмого трека «Мысли не с нами» вообще ещё не было на момент записи.
Альбом мы писали в уединённом деревянном домике на краю леса. Когда моросил дождь или были сильные порывы ветра, мы работали внутри. Там была создана нужная атмосфера — мы натаскали мшистых коряг, веток, был выставлен свет и много свечей. Можно было распахнуть окна, волшебное пение птиц сопровождало все дубли.
Ещё к нам часто приходил через окно местный рыжий кот. В заглавной песне альбома «Но луна была такая», если слушать в хороших наушниках, в конце слышно, как он урчит. В качестве перкуссии, помимо большого шаманского бубна, мы использовали листву, сухую траву, разные веточки. На средства гранта мы приобрели уникальные ленточные микрофоны Игоря Бурдукова и конденсаторный микрофон в форме яйца НИКФИ, которые очень натурально и естественно записывают звуки.
Помимо погоды, мы боялись за поломку микрофонов — конденсат при перепадах температуры мог испортить технику, мы даже использовали силикагель (такие пакетики с шариками, которые в коробку с обувью кидают) для устранения влаги. В итоге всё обошлось, и мы до сих пор ими пользуемся.
Фото: предоставлено группой
— Если сравнивать музыку, записанную на студии, и музыку, записанную в природных условиях, насколько разная эта музыка?
— Я думаю, что для человека, который не особо разбирается в музыке, разница не будет так очевидна. Для нас это очень ощутимо. В первую очередь, атмосфера места влияет на состояние музыканта, а значит и на его исполнение. Конечно, профессионал может в любой момент и в любых условиях настроиться на необходимую для песни волну, но классно, когда есть возможность создать себе нужные условия. Мы словно проецируем через себя среду в музыкальную композицию. Тем более, все дубли фиксировались на видео, и выглядеть это должно было красиво.
— Назови три трека с этого альбома, которые все должны услышать. Кроме того, где есть мурчание кота, конечно же.
— Вообще альбом — это целостная история. Все семь песен выстроены в нужном порядке как главы. Спустя время по откликам слушателей можно выделить «Меланхолию», наверное, она особенно передаёт состояние людей сейчас, что уже понятно из названия. Красивое сочетание акустической гитары и перегруза, стихи, ритм — всё очень целостно и чувственно.
Песня «Напополам», её даже включали в эфире радио «Серебряный дождь» в рамках передачи «Артур и Петя». Третьей песней пускай будет «Целенаправьте меня». Она вышла качёвая и забавная. Вокал в припевах мы дополнили перегрузом, что добавило рок-н-ролла.
Фото: предоставлено группой
— Давай вернемся к фестивалю. Ты уже говорила о том, каким важным для вас был опыт участия, но назови, пожалуйста, инсайты, которые вы вынесли с фестиваля.
— Первое, что приходит на ум, — осознание того, что все стили музыки важны и нужны для разного слушателя. Кто-то играет поп, кто-то — рэп, авангард и джаз. При этом нет конкуренции, хотя это конкурс, но мы все любим музыку и вместе развиваем музыкальную индустрию в России. Это очень круто.
Ещё нам очень понравилась организация. Несмотря на какие-то трудности, организаторы всегда были внимательны и сразу реагировали на всё, что происходит, старались всё быстро уладить. Все работали как единый организм. Очень приятно, что ко всем артистам относились с чуткостью и вниманием. Все общались наравне, не ощущалось какой-то иерархии в отношениях, даже с экспертами, которые очень крутые чуваки, на спиддейтинге мы разговаривали как с обычными ребятами.
— Как победитель фестиваля ты можешь дать совет будущим участникам: как тоже им стать?
— Во-первых, нужно принять, что многое зависит не от нас, а от того, что именно отзовется экспертам. Главное понять, что именно важно донести музыкой до слушателя, что актуально для тебя. Я думаю, что самый главный совет — найти то, что тебя вдохновляет и зажигает творческое пламя. Тогда ты будешь уверен в себе, будешь понимать, ради чего сейчас выступаешь перед этими людьми, на любой подковыристый вопрос будет ответить легко.
— Вы хотели бы пройти этот путь заново: от подачи заявки до альбома?
— Мы как раз об этом думаем. Пока не знаю. Такое ощущение, что мы только-только отошли. Это энергозатратный процесс, но и результат того стоит. Если подавать на грант, то нужно ясно понимать зачем тебе нужны эти деньги. Есть мысли, если они сложатся в проект, почему бы и нет.
***
Мы искренне рады успехам наших финалистов и победителей и всегда готовы поддержать их на пути к успеху. Поэтому рады пригласить вас на презентацию альбома «Нет сети. Меланхолия» группы «ГДЕ-ТО ТАМ» 15 октября в Москве. Всю информацию вы найдете здесь.
Шоукейс New/Open вновь пройдет в Екатеринбурге в 2023 году, чтобы стать его участником, нужно подать заявку до 20 ноября на сайте.
Над интервью работали Александра Емельянова, Александра Постникова, Екатерина Рябоконева.
Главное фото: Константин Губанов