Приложение для iOS временно недоступно. Пользуйтесь веб версией Ural Music Night. Пожалуйста, не удаляйте приложение, если оно скачано.

Ural Music Magazine

«СмешBand»: музыка, на которой выросли поколения

«СмешBand»: музыка, на которой выросли поколения

В рамках фестиваля Ural Music Night 2025, впервые в Екатеринбурге выступила группа «СмешBand». Их сет был одним из самых ожидаемых выступлений фестиваля, несмотря на дождь, перед сценой собралось 5000 зрителей! После выступления многие хотели лично поблагодарить музыкантов, но желающих было так много, что группа просто физически не могла покинуть гримерку почти два часа.
Нам удалось взять небольшое интервью, которое мы публикуем накануне уже сольного концерта «СмешBand» в Екатеринбурге, который пройдёт в пятницу 10 октября в MTC Live Холле. 
В составе коллектива — композиторы и основатели проекта Марина Ланда и Сергей Васильев, а также артисты Сергей Мардарь, Михаил Черняк и Вадим Бочанов, подарившие голоса любимым персонажам: Совунье, Кар-Карычу, Копатычу, Лосяшу, Пину и Барашу. Сопровождают всю эту историю 20 лучших джаз-рок музыкантов страны.
Мы поговорили с нашими героями о том, что их объединяет, о секрете долголетия «Смешариков» и о том, почему не нужно ждать вдохновения.

О творческом союзе и общих учителях
— На концерте Ural Music Night мы убедились, что ваша группа выглядит как большая дружная семья. Скажите, что ещё вас объединяет, помимо музыки?

Марина Ланда: Нас объединяет любовь к одному и тому же. Нам нравится одно и то же. Во всяком случае, мне так показалось за 20 лет.
Сергей Васильев: Начнём с того, что нас, конечно, объединяет любовь к театру: мы с Мариной учились в театральных институтах. В тот момент, когда мы начали заниматься музыкой и попали в «Смешарики», любовь к театру не потеряли, а, наоборот, постарались усилить.
— В одном из интервью вы сказали, что у вас есть люди, которые вас вдохновляют и являются для вас ориентиром. Можете рассказать про них?
Марина Ланда:
Да, конечно, это и наши учителя, и композиторы. Учитель Сергея — Зиновий Яковлевич Корогодский и мой учитель — Людмила Ивановна Красикова.
Сергей Васильев: Это именно знаменитые театральные педагоги. Театр для нас имеет большое значение. И все ребята из нашего окружения — это прекрасные театральные артисты. Именно этот момент очень нас объединяет.
Марина Ланда: Объединяет всех нас. 
Сергей Васильев: Банду.
Марина Ланда: А ещё — музыка композиторов, на которой мы выросли. Музыка из мультфильмов, которая была не просто фоном, а чем-то индивидуальным, театральным, а тексты песен имели глубокий смысл: Геннадий Гладков и Юрий Энтин, которые написали песни и музыку ко множеству любимых мультфильмов («Бременские музыканты», «Голубой щенок» и пр.).
Сергей Васильев: Но это не только композиторы, которые писали для анимации, а ещё и те, кто писал для кино в советский период: Андрей Петров, Исаак Шварц, Алексей Рыбников. И Андрей Эшпай, и чуть раньше — Василий Павлович Соловьёв-Седой, а если еще чуть раньше, то Исаак Осипович Дунаевский.
Марина Ланда: Всё это — наш бэкграунд. И нам очень хотелось бы, чтобы музыка, которую мы пишем, вышла за пределы мультфильмов и была самодостаточной.

О вдохновении и почему его не нужно ждать
— Первая серия мультсериала называлась «Скамейка» и была про вдохновение. Что для вас значит вдохновение и в какие моменты приходят лучшие идеи?
Марина Ланда:
Раньше казалось, что вдохновение — это такая бабочка или какая-то муза с крыльями, и ты должен сидеть и её ждать. Но когда тебе нужно написать сегодня серию — есть у тебя эта бабочка, нет — ты должен завтра это выдать в эфир. Страшное слово — эфир, и оно совсем не с крыльями.
Сергей Васильев: Вдохновение — это не то, чего надо сидеть и ждать. Это, скорее, счастливый итог довольно продолжительного периода работы.
Вадим Бочанов: Если говорить о вдохновении, то Серёжа, например,  долго изучал историю города Омск и в результате родилась замечательная композиция  «Город Омск». Сам процесс изучения вдохновил автора.
Марина Ланда: Изначально эта песня была совершенно другой. И когда мы нашли «ключик», она стала такой, какой мы слышим её сейчас. Кстати, сегодняшние зрители, то, что мы увидели, эту любовь, — это очень большой источник вдохновения.
О личных историях фанатов и обратной связи
— Ваши песни часто вызывают у слушателей детские воспоминания. Бывали ли случаи, когда фанаты делились с вами личными историями?
Сергей Васильев:
В какой-то момент мы поняли, что любовь к «Смешарикам» — это не просто популярность, а что-то очень личное. Ребята, которые выросли на «Смешариках» (и тут дело даже не в наших песнях, а в целом в проекте) к этому относятся очень бережно, нежно и серьезно. 
Михаил Черняк: Думаю, если этим заняться, будет немало интересных историй.
Марина Ланда: Я очень много сообщений получаю ВКонтакте от ребят, которые делятся своими историями любви, встреч и разлук, историями, связанными с детством. И мы всегда отвечаем на эти сообщения, и они тоже, кстати говоря, мощный источник вдохновения: ты понимаешь, что всё это было создано не зря, ведь многие находят в «Смешариках» что-то своё, личное.

О любимых песнях и «детях», которых нельзя сравнивать
— Есть ли у вас любимая песня из репертуара, которую вы особенно любите исполнять на концертах?
Сергей Васильев:
Нет, невозможно. Представляете, у вас трое детей…
Марина Ланда: Пятьсот.
Сергей Васильев: Ну, зачем так жестоко? Трое. И у тебя спрашивают: а кого ты любишь больше, Машу, Катю или Ваню? И ты говоришь: Ваню!
Марина Ланда: Для нас все песни любимые. Песня становится любимой в тот момент, когда мы её сочиняем.
Сергей Васильев: Есть другой вариант: песни, которые имеют более счастливую судьбу, становятся популярны. Но для нас, при всём уважении к зрительскому выбору, это не имеет определяющего значения. Иногда нам кажется, что определённую песню любят не так, как нам хотелось бы, что это незаслуженно.
О гипотетических коллаборациях и каверах
— Если бы вам предложили коллаборацию с любым музыкантом или группой — с кем бы хотели поработать?
Сергей Васильев:
The Beatles. 
Марина Ланда: Для меня «СмешBand». Я не против The Beatles, но мне кажется, что эта коллаборация, которая сложилась сейчас, — она наилучшая.
Сергей Васильев: Кроме того, у нас есть альбом, который называется «СмешКаверФест». В нём есть много версий песен, исполненных нашими друзьями — прекрасными музыкантами. Там все хороши! Особенно рекомендуем послушать Псоя Короленко, который поёт «Песенку Совы». 
О главном секрете «Смешариков»: душа вместо шаблонов
— Как вы считаете, что делает «Смешариков» такими популярными среди разных поколений?
Сергей Мардарь:
Сценарий и музыка. И песни. Вот мой ответ, короткий. 
Сергей Васильев: И гениальные артисты. 
Сергей Мардарь: Это артисты, которые, озвучивая этот проект, потихонечку становятся гениальными. 
Михаил Черняк: Нимб вырастает.
Сергей Мардарь: Да, да, да. 
Михаил Черняк: Просто это сделано с душой, не для коммерции. Всё, что делалось в «Смешариках» для коммерции (а в «Смешариках» как в проекте много чего делается для коммерции) — всё это, мне кажется, второстепенно, по сравнению с тем, что делается в «Смешариках» с душой. Когда вкладывается душа, людям сразу начинает это нравиться. В этом сошлись очень талантливые люди и художники, это хорошо нарисовано, хорошо написано, музыка хорошая.
Марина Ланда: Надо обязательно сказать о сценариях Алексея Лебедева, это очень важный момент.
Сергей Васильев: Алексей Лебедев — это ведущий сценарист «Смешариков», есть ещё Дмитрий Яковенко, Светлана Мардаголимова, Вадим Бочанов. Но задал эту интонацию, создал этот мир — Алексей, и он, безусловно, определил во многом интонацию всего фильма.
Вадим Бочанов: Возьмём сказку «Муха-Цокотуха». Есть Муха, есть Паук. Паук бежит за ней, «зубы острые в сердце вонзает…». Это нормальный экшен, но такого в «Смешариках» быть не может, потому что здесь совершенно другая философия, другой подход. Дело в том, что общепринятый шаблон — герой и его антагонист — в нашем проекте отсутствует. И это, вероятно, и привлекает зрителей.
Марина Ланда: Смешарики — все друзья.
Сергей Васильев: «Ни хороший, ни плохой» — как в песне. Потому что проще всего, конечно, разделить на хороших и плохих. Мы любим не только хороших людей, иногда сложных, странных. И мы видим и понимаем, что они странные и сложные. Но любим всё равно. Лёша умудрился удивительным образом, легко и непринужденно, показать это. 

О том, как персонажи стали частью жизни артистов
— Уже более 20 лет персонажи «Смешариков» говорят вашими голосами. Насколько они стали вам близки, оказали влияние на вашу жизнь?
Михаил Черняк:
Да, конечно, близки, конечно, оказали большое влияние! 
Сергей Мардарь: И мы им стали близки. Они повлияли на нас: мы оказались в особом кругу добра, любви и внимания.
Вадим Бочанов: У меня была история замечательная в Ульяновске. Мы приехали с театром, и я играл начальника полярной экспедиции в Антарктиде, совершенно крутого, говорил нормальным голосом, не сутулился… И вдруг приезжает телевидение, и мне говорят: «Нужно интервью дать». И я надел тулуп полярника, шапку с кокардой. Выхожу в фойе театра — стоят две камеры, и я говорю: «Здравствуйте, друзья». Я думал, что сейчас меня спросят о жизни полярной экспедиции. И вдруг ведущий говорит: «А вот перед нами Бараш!». И я снимаю эту шапку с кокардой и говорю голосом Бараша: «Здравствуйте, ребята!». И я совершенно не ожидал, я уже настроился на серьёзные полярные дела. То есть, образы Смешариков естественно оказывают влияние на нас. Иногда в роли на сцене проскакивают интонации Совуньи, Кар-Карыча или Бараша. И зрители это чувствуют, и после спектакля иногда подходят и благодарят. Не за ту роль, которую ты сыграл на сцене, а за ту, что ты когда-то озвучил.
Почему нового персонажа для «Смешариков» создавать не нужно
— Если бы вы могли создать нового персонажа для «Смешариков», каким бы он был?
Михаил Черняк:
Не надо никакого нового персонажа. Я считаю, всё и так хорошо.
Михаил Черняк: Новые персонажи и так есть. Например, Биби, Мышарик, Тигриция, Муля и Муня, Панди… Один из козырей этого проекта — его рамки, есть определённое количество героев и разные характеры. Больше не надо. И есть круг тем, тоже определённый. Поэтому ограничение по темам, ограничение по героям, отсутствие отрицательного героя — это залог успеха. Это такие рамки, которые всё время продвигают вперёд и заставляют работать фантазию. А потом есть полные фильмы, где куча разных других персонажей. Мне кажется, их тоже достаточно.
Впечатления от Екатеринбурга
— Вы впервые выступали на Ural Music Night. Какие у вас впечатления от этого мероприятия, Екатеринбурга и слушателей?
Михаил Черняк:
Обалденно!
Сергей Васильев: Очень понравилось! Во-первых, и город совершенно роскошный, красивый, столичный, в том плане, что он широкий, свободный, просто непонятно, куда глаза девать! И, конечно, зал! Ребята, которые пришли — это большое счастье.
Марина Ланда: Чудесный, просто изумительный приём, и ребят не испугал дождь, всё время подпевали, пели вместе с нами, все песни знают, конечно, это нам всем безумно приятно. Спасибо большое Екатеринбургу!
Сергей Васильев: Действительно, город чрезвычайно музыкальный. Мы же своего рода рокеры, а легендарная свердловская рок-музыка — это бренд. Поэтому, конечно, нам было очень-очень приятно приехать в Екатеринбург. Очень классный получился концерт. Спасибо!
Напомним, что группа  «СмешBand» возвращается в самый «обормотный город» нашей страны и  громко выступит 10 октября в МТС Live Холле.
Над материалом работали: Александра Киршова, Мария Башкатова, Виктория Граб.
Фото: Мария Митрофанова