Самые странные музыкальные инструменты мира

В мире, где мы привыкли к звукам гитары, барабанов и фортепиано, легко забыть, насколько широк и причудлив мир музыкальных инструментов. Люди веками экспериментировали с формой, материалами и самыми неожиданными способами извлечения звука. Некоторые из этих экспериментов превратились в настоящие диковинки — странные, красивые и даже мистические. Они не только звучат необычно, но и выглядят так, будто прибыли из параллельной реальности.
Вот подборка самых необычных музыкальных инструментов мира.
Терменвокс — первый инструмент, на котором играют… в воздухе
Изобретённый в 1920 году советским физиком Львом Терменом, терменвокс стал одним из первых в мире электронных музыкальных инструментов. Что делает его уникальным — это то, что играть на нём можно, не прикасаясь. У устройства две антенны: одна управляет высотой звука, другая — громкостью. Музыкант словно дирижирует невидимыми волнами, создавая эфирные и инопланетные звуки.
Изначально терменвокс казался слишком странным для массовой сцены, но позже стал любимцем кинематографа (особенно в хоррорах и научной фантастике) и экспериментальных музыкантов. Им активно пользовались The Beach Boys, Jean-Michel Jarre, а в России — группа «Звуки Му».
Поющий кактус — инструмент живой природы
Звучит как шутка, но это реальный инструмент. Кактусы с длинными иголками могут издавать звуки, если проводить по ним руками или щётками. Щелчки, царапанье, вибрации — весь спектр живой перкуссии.
Перкуссионист John Cage (пионер экспериментальной музыки) и ансамбль Kronos Quartet использовали кактусы в реальных концертах. Игрок подключает контактные микрофоны к стеблю растения, усиливает звук — и превращает суккулент в источник перкуссионного хаоса.
Этот инструмент невозможно стандартизировать: каждый кактус звучит по-своему. Это настоящий диалог с природой.
Стеклянная гармоника — музыка воды без воды
Её изобрёл сам Бенджамин Франклин в 1761 году. Он вдохновился феноменом звучания, которое можно получить, проводя влажными пальцами по краю стеклянного бокала. Стеклянная гармоника устроена как набор стеклянных чаш разных размеров, насаженных на горизонтальную ось. Эта ось вращается с помощью ножной педали, а музыкант прикасается к краям чаш — и рождается кристальный, завораживающий звук.
Моцарт и Бетховен писали произведения для этого инструмента, но позднее его окутала мистика. Существовали слухи, что стеклянная гармоника вызывает у музыкантов галлюцинации, тревожность и даже психоз. Сегодня этот инструмент почти исчез с радаров, но в экспериментальной музыке переживает второе рождение.
Хурды-гурды — средневековая «робо-скрипка»
На вид хурды-гурды (или виель) — это скрипка с ручкой. Только вместо смычка — колесо, которое трется о струны, создавая непрерывный гудящий звук. Клавиши на грифе меняют высоту тона, а «дроновые» струны дают эффект старинного синтезатора. Это инструмент с древней историей: в XII веке на нём играли в монастырях, а позже он стал любимцем уличных музыкантов Европы.
Сегодня хурды-гурды возвращается в моду: она звучит в скандинавской неофолк-группе Wardruna, в музыке Dead Can Dance и даже у метал-групп вроде Eluveitie.
Reactable — музыка на светящейся столешнице
Reactable — это электронный инструмент, похожий на стол с проекцией, на котором лежат разные фигуры (как игрушки или кубики). Каждая фигура управляет одним из параметров: звуком, эффектом, сэмплом. Двигая их по столу, музыкант изменяет трек в реальном времени. Это смесь диджейского пульта, синтезатора и инсталляции.
Reactable активно использовала Björk во время своего тура в 2007 году. Его используют также в обучении музыке — ведь играть на нём можно даже без подготовки, на интуиции.
Армия странных изобретений
Некоторые инструменты настолько странные, что существуют в единственном экземпляре:
Pyrophone (огненный орган) — орган, в котором звук создаётся при помощи взрывов газа внутри стеклянных труб. Он не только звучит, но и выглядит как шоу.
Zeusaphone (плазменный синтезатор) — использует разряды Тесла-койлов для создания звука. Это буквально музыка молний.
Сальтарелло — переносной орган на ремнях, звучащий как смесь гармошки и духового органа. Используется в фолк-музыке Южной Европы.
Текст: Валерия Орлова
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив