Как электронная музыка стала голосом сериалов

Мы давно не воспринимаем музыку в сериалах как что-то простое и фоновое. Сегодня саундтрек — это полноценный художественный инструмент, влияющий на восприятие сюжета. Среди разнообразия жанров все большую роль отводят электронной музыке: ее непредсказуемость и абстрактность идеально сочетаются с темами одиночества, кризиса идентичности, технофобии и ностальгии.
Привет, 80-е
В конце ноября выйдет долгожданный финал «Очень странных дел». В 2016 году, благодаря композиторам Кайлу Диксону и Майклу Стейну, первый сезон не только вернул в моду синтвейв и ретрофутуризм, но и окунул нас в анемойю — эстетизацию времени, с которым не все знакомы лично.
В кинематографе сериал запустил волну проектов о приключениях друзей на фоне неоновых 80-х: от «Оно» (2017) и «Лета 84» (2017) до отечественного «Пищеблока» (2021). Но что с музыкой?
Для переосмысления того десятилетия, авторы использовали винтажные синтезаторы. Они настраивают зрителя на появление тайны, начиная с главной темы Stranger Things. Мрачный саунд-дизайн выигрывает на контрасте с детской наивностью.
Навсегда юность
Одним из важнейших сериалов для подростков нулевых стал британский Skins, известный многим как «Молокососы». Драматическое шоу стало прорывом для начинающих актеров, которые без лишнего лоска показали настоящие проблемы подростков.
В 2007 году проект открыл нам музыкантов разных жанров, среди которых Adele, Gossip, Klaxons. Каждая серия Skins звучит как микс. Но лучше всего душевный хаос героев отражает электроника. Мы слышим меланхолию в Burial, бунт в The Chemical Brothers и надлом в мелодии Тома Йорка. Аудиодорожка здесь — настроение, которое наступает после вечеринки. Для поклонников негласным гимном «Молокососов» остаётся тревожный эксперимент от Crystal Castles.
Создатель более современной «Эйфории» Сэм Левинсон отвечает запросам поколения Z, уделяя внимание визуальному стилю. Каждая серия смотрится как дорогой клип, наполненный сюрреализмом, блестками и эклектичным саундом. Запутанная и уязвимая юность звучит через эмбиент-поп сонграйтера Labrinth, а также через гостевые треки от Air, FKA twigs и James Blake.
Страх перед будущим
Электронное звучание невольно ассоциируется с технологиями и неизвестным завтра. Переживания о том, каким будет будущее, охватывают каждого из нас, а потому для фантастики и технотриллера работа со звуком является творческим вызовом. Музыкальное сопровождение должно дополнять созданный мир и подводить к развитию событий.
Композитор Мак Квейл написал для «Мистера Робота» композиции, которые имитируют сбой в системе. Электронный шум повторяет алгоритмы ментального состояния героя Рами Малека. Когда оно под угрозой, это понятно не только по картинке: мы слышим цифровой пульс, где каждый сэмпл как вирус в коде. Иногда это похоже на мысль, которую пытаемся заглушить.
Для экранизации «Рассказа служанки» композитор Адам Тейлор создал музыкальные темы на основе минималистичного эмбиента и неоклассики.
Саундтрек сериала построен на сдержанных звуковых движениях: одна нота, один гул, одно нарастание. Такое решение подчеркивает подавление, являющееся главной темой антиутопии. В моменты скрытого или явного сопротивления героини звучат известные песни, подчеркивающие смелые сюжетные твисты.
Электронная музыка — это язык, на котором говорят тревога, потеря контроля и одиночество в эпоху гиперсвязи. Он помогает понять сложность состояния персонажей. Мы можем осуждать их решения, не разделять ценности и порицать слабости, но звучание стремится показать, что даже за неприглядными поступками скрыты раздумья над сложностью выбора.