Как поставить звук на диафграгму: инструкция от специалиста по дыхательным практикам

Советы для певцов и музыкантов от Дарьи Алберт — сертифицированного специалиста по дыхательным практикам разных направлений, телесно-ориентированного и мануального терапевта, фридайвера и певицы на пенсии.
«Поставь звук на диафрагму» — эту фразу, пожалуй, слышал каждый певец, профессиональный или не очень. После нее учитель мог ткнуть в живот и спросить: «Поставил ли?»
Пять лет вокальных занятий в старших классах школы так и не научили меня этой мифической «опоре». Все изменилось, когда моя работа привела меня в дыхательную терапию.
Как специалист по дыхательным практикам и мануальный терапевт, я постоянно работаю с главной дыхательной мышцей — диафрагмой. Она не просто участвует в дыхании: это и насос для лимфы, и мягкий стимулятор пищеварения, и тонкий регулятор нервной системы. По сути, при любой физической или эмоциональной проблеме приходится обращаться к ней — к королеве дыхания.
Давайте разберемся. Диафрагма — большая двухкупольная мышца, похожая на эластичную перегородку. Она делит тело на верхнюю и нижнюю части. Сверху — грудная клетка, руки, голова. Снизу — органы живота, таз, ноги.
Когда мы вдыхаем, диафрагма сокращается и опускается вниз, сдавливая содержимое брюшной полости. При выдохе она расслабляется и возвращается вверх, мягко надавливая на грудную клетку и сердце.
Но чтобы действительно почувствовать ее в действии, одной инструкции «положи руки на живот и выпячивай» недостаточно. Многие, следуя этим рекомендациям, продолжают дышать не диафрагмально. Точнее — не используют весь потенциал этой мышцы. Потому что как бы вы ни дышали, диафрагма все равно работает. Всегда. Если бы она остановилась — вы бы просто перестали дышать.
Чтобы поставить голос на опору, первым делом стоит научиться правильно направлять воздух внутрь тела и расширяться не только вперед, но и в стороны и вниз. Хороший способ начать — сегментное дыхание.
Суть проста: вы разбиваете вдох на равные небольшие части с паузами между ними. Немного вдыхаете через нос, как бы шмыгая, — пауза. Еще чуть-чуть — снова пауза. И так — пока не наполнитесь полностью, как воздушный шарик.
Попробуйте посчитать: на сколько таких микровдохов у вас получится разделить один вдох? Профессиональные певцы доходят до пятидесяти и более.
Важно начинать снизу: первые подвдохи направляйте в живот и таз, последующие — в грудную клетку. Представьте, что наполняетесь как бутылка воды: снизу вверх. Следите, чтобы плечи оставались расслабленными и не поднимались. Все дыхание — через нос. И вдох, и выдох.
Теперь — контроль выдоха. В жизни мы выдыхаем автоматически: диафрагма просто расслабляется. Но при работе с голосом нужно, наоборот, затормозить выдох, удержать его, дозировать.
Это и есть эксцентрическая работа мышцы: когда она удлиняется под нагрузкой, не расслабляясь полностью. Для диафрагмы — режим непривычный, требующий практики.
Лучший способ почувствовать это — упражнение со звуком «тссс». Делаете глубокий вдох, а затем — медленный, растянутый выдох, шипящий, как будто шарик медленно сдувается сквозь зажатое отверстие. Важно выдыхать до самого конца, насколько хватит.
Через пару циклов может появиться усталость в области нижних ребер и живота. Отлично. Это значит, что диафрагма и мышцы пресса включились в работу. Положите руки на ребра — сначала спереди, потом сзади — и почувствуйте напряжение в этих зонах во время выдоха со звуком «тссс».
Позже вы научитесь выдыхать так же плавно и долго — уже без звука.
Хороший тест: сделайте глубокий вдох и выдыхайте медленно через нос, без пауз и рывков. Если вы можете удерживать выдох 40 секунд и больше — ваша дыхательная мускулатура уже в отличной форме.
Так вы осваиваете ту самую «опору» — не мифическую, а вполне физиологичную. И, возможно, впервые по-настоящему ставите звук на диафрагму — как это делает любой сильный голос, профессиональный или нет