Каверы, которые если не затмили оригинал, то попытались

Кавер – это результат переосмысления готовой музыкальной композиции. И пусть существуют такие примеры, как I Will Always Love You в исполнении Уитни Хьюстон (1992), которая украла много сердец и затмила популярность оригинальной баллады Долли Партон (1974), слушатель чаще оставляет в плейлисте первоисточник.
Нужны ли каверы в таком случае? Конечно! Благодаря современному звучанию известные треки продолжают наращивать аудиторию поклонников даже спустя десятилетия. Это возможность быть цитируемым, оставаясь первым.
В эпоху трибьютов и ностальгии, мы наблюдаем на музыкальных сервисах разнообразие каверов от молодых российских исполнителей. Некоторые из них не дублируют работающую формулу, а, обращаясь к прошлому, закрепляют свою авторскую уникальность.
Cream Soda — «На сиреневой луне», 2024
(оригинал: Леонид Агутин, 1995)
В результате трансформации эстрадная композиция Леонида Агутина лишилась сценического глянца, но не потускнела. Немного неона, щепотка синтетической грусти — и «луна» становится почти клубной, вдохновляющей на танцы во время выбора вечернего наряда.
Поразительно, но, как слушатель, ты быстро миришься с существованием этой поп-версии, продолжая нежно любить вечный хит.
Кстати, у кавера есть очаровательный клип, снятый в привычной стилистике музыкального коллектива.
Свидание — «Музыка волн», 2017
(оригинал: Виктор Цой / Кино, 1983)
Оригинал — это размеренная, но прямолинейная философия Цоя, звучащая под гитару для компании у костра. Версия «Свидания» предназначена максимум для двоих. Она льётся из наушников, пока едешь в троллейбусе с запотевшими окнами. Синтезаторы, лёгкий фолк и успокаивающий вокал. Это личная запись в телефонную заметку, если бы в 80-х был iPhone.
Кавер сегодня — не просто жест в сторону прошлого. Это способ поговорить с ним на равных, наполняя другой философией. Бывает, что обновлённая песня рассказывает то, о чём молчала прежняя.
Моя Мишель — «Зачем я?», 2021
(оригинал: t.A.T.u., 2001)
Песня «Зачем я» — одна из недооценённых работ t.A.T.u., меланхоличная, с надрывом и бунтарским речитативом. В 2021 году для трибьют-альбома «200 по встречной» группа «Моя Мишель» превратила её в более взрослую, томную драму: медленный ритм, одинокий голос. Переосмысление стало почти признанием в любви: и к песне, и к тому времени, когда она вышла.
FAVLAV — «Вечно молодой», 2022
(оригинал: Смысловые Галлюцинации, 2000)
Культовый гимн о вечной молодости вдруг стал тихим вопросом: «А хочется ли вообще быть молодым вечно?».
Электронная медитация в сочетании с чистым вокалом Полины Фаворской создаёт ощущение, будто песня пришла к тебе ночью, как мысль о переменах.
А если вы соскучились по нетленным трекам «Смысловых Галлюцинаций», приходите в ночь с 27 на 28 июня на юбилейную Ural Music Night, где перед рассветом Сергей Бобунец исполнит хиты группы и сольные песни.
Вместо итога
Эти и многие другие примеры — не про ретро и не про реверанс. Это не ностальгия, а перезапуск. Исполнители берут песни, на которых кто-то взрослел, кто-то влюблялся, а кто-то просто слышал фоном в маршрутке, и аккуратно встраивают их в свой творческий ландшафт. Они не стремятся «сделать лучше», а просто демонстрируют то, что услышали между строк. И в этом главная ценность кавера — не столько в уважении к оригиналу, сколько в искренности к себе.
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив