Ural Music Magazine

Как кейпоп пытается стать западным жанром и почему это не очень хорошо

Как кейпоп пытается стать западным жанром и почему это не очень хорошо

Увлечение K-pop (кейпоп) давно уже перестало быть странностью. Жанр завоевал огромное признание за пределами Южной Кореи, и корейские развлекательные компании продолжают расширять аудиторию. Как проходит глобализация K-pop, насколько это успешно и почему не обязательно хорошо, и почему проваливаются кейпоп-группы из западных артистов,  — рассуждаем в нашем материале. 

Истоки глобализации 

Культура любой страны — не вещь в себе, на нее влияют политические, экономические и социальные факторы. Исторически сложилось, что на Корею постоянно влияли другие страны. Сначала Китай, наследие которого сохранилось даже в языке. Потом Япония: под влиянием японцев, колонизировавших Корею в начале 1900-х годов ХХ века, сформировался трот — одна из старейших форм корейской поп-музыки. После Корейской войны 1950-1953 годов, в результате которой Корея разделилась на Северную и Южную, Южная Корея тяготеет к США. 

Кейпоп как часть культуры Южной Кореи подчиняется всем этим влияниям. Например, китайская фанбаза — одна из самых многочисленных у групп BTS и Stray Kids и других; группы регулярно выпускают дополнительные треки на японском языке, а выход на американский и западноевропейский рынок уже давно является одной из ключевых целей крупных корейских развлекательных компаний. 

Английский язык в K-POP

Английский как наиболее глобальный язык никогда не был чужим для исполнителей K-pop. Практически в каждом треке можно услышать пару фраз на английском, хотя большинство исполнителей не говорили на нем. В 2010-х в песнях использовались редкие английские слова или фразы, например, “come on, baby”, которые не влияли на общий смысл трека. 

Но примерно с 2017 года таких фраз стало больше. В 2017 году самая известная на сегодня в мире кейпоп-группа — BTS первые выступила на American Music Awards, после чего и начался подъем их популярности в США. В том же году коллектив стал первой кейпоп-группой, получившей престижную премию в области музыки — Billboard Music Award. 

Затем все больше корейских групп стало выходить на международный уровень, и это отразилось на количестве английского в текстах песен. Студенты-востоковеды из Высшей школы экономики провели исследование изменения языка в корейской поп-музыке. Выяснилось, что многие строки в корейских песнях заканчиваются английским словом — как правило, определением или сказуемым, что объясняется грамматической структурой корейского предложения. 

Группа TXT выступает на фестивале Lollapalooza в Чикаго, август 2022 года

В 2022 году английский в конце строк впервые обошел корейский в процентном соотношении. В 2023 году 53% строк в свежих треках заканчивались английским словом, 47% — корейским. 

В 2020-х кейпоп-исполнители стали чаще выпускать синглы полностью на английском и делать фиты с популярными западными артистами. Такие треки с легкостью попадают в чарты Billboard. Например, более 16-ти недель в чарте Billboard Global Excl. U.S провел выпущенный осенью 2024 года трек “APT”, который записали участница группы BlackPink Розэ и Бруно Марс. 

Синглами дело не ограничивается. “Golden” – дебютный сольный альбом участника BTS Чонгука — вышел полностью на английском языке. Кроме того, в нем приняли участие американские артисты: рэперы Джек Харлоу и Latto, трио диджеев Major Lazer, DJ Snake. 

Не совсем корейские группы 

Японские участницы герл-группы TWICE Момо, Сана и Мина образуют юнит MiSaMo 

Южная Корея — небольшая страна, а “фабрика K-pop” требует очень много талантливых молодых людей, поэтому еще в начале 2000-х сформировалась тенденция привлекать в группы либо этнических корейцев, живущих в других странах, либо вовсе представителей других наций. 

Например, в Stray Kids участники Бан Чан и Феликс — корейцы, которые выросли в Австралии, а Розэ из BlackPink родилась и выросла в Новой Зеландии. В герл-группе TWICE сразу четыре иностранных участницы: Момо, Сана и Мина — японки, а Цзыюй — из Тайваня. Иностранные мемберы по умолчанию обеспечивают группе фанбазу в родных странах и значительно облегчают продвижение группы в них. Так было с группами Super Junior и EXO — китайские участники, которые в свое время входили в состав этих групп, помогли коллективам завоевать огромную популярность в Китае и расширить международное влияние. 

Совсем не корейские группы 

В последнее время крупные корейские развлекательные компании пошли по пути глобализации еще дальше. 

В 2021 году корейская компания HYBE и американский лейбл Geffen Records создали совместное предприятие и сделали в США шоу на выживание, по сути — шоу-прослушивание The Debut: Dream Academy. 

«Пришло время использовать систему производства K-pop за рубежом, чтобы находить новые таланты по всему миру», — заявил основатель и глава HYBE Бан Шихек в интервью изданию Korea JoongAng Daily.

По итогам шоу была создана женская группа KATSEYE, которая дебютировала в июне 2024 года. Из шести участниц группы кореянка – только одна, остальные представляют Швейцарию, Венесуэлу, Китай, Индию и Филиппины. Поют девушки только на английском. 

Группа KATSEYE

Другой крупный игрок на корейском музыкальном рынке — компания SM Entertaiment пошла еще дальше. Вместе с компанией Kakao Entertaiment и британской телевизионной продюсерской компанией Moon&Back Media они сформировали бойзбэнд,который состоит из пяти британских участников — группу dearALICE. Свою дебютную песню “Ariana” группа выпустила 21 февраля 2025 года. 

Что не так с глобализацией

Уже очевидно, что корейские развлекательные компании активно экспериментируют с жанром и стараются глобализироваться. С одной стороны, это неплохо, потому что корейская культура сейчас невероятно востребована: артисты активно выступают на международных фестивалях, ни один люксовый модный бренд не обходится без айдола-амбассадора, гастрольные туры собирают кассу. 

Однако не всех слушателей в Южной Корее такие перемены вдохновляют, многих они скорее настораживают. Есть мнение, что чем более корейская группа популярна за рубежом, тем меньше ее любят в Корее. В частности, это можно отнести к одним из самых известных в мире корейских групп — BTS и Stray Kids. Многие корейцы почти ультра-патриотичны, поэтому отклонение групп в сторону Запада они считают уходом от корней, нарушением устоев и вообще обижаются. 

Многие замечают, что треки на английском, хоть и становятся доступны международной аудитории, но теряют в напоре и яркости. 

Да и у глобальных групп не все идет гладко. Первый сингл уже упомянутой интернациональной женской группы KATSEYE, выпущенный 28 июня 2024 года, получил прохладный отклик: просмотры клипа за первые три дня были ниже показателей релизов корейских исполнителей. 

Компания JYP Entertaiment и вовсе потерпело фиаско с запуском своей первой американской женской группы. Герлз-бэнд VCHA из шести американских участниц создавался по стандартному принципу — через шоу на выживание. База группы в Лос-Анджелесе. Девушки успели выпустить преддебютный мини-альбом, а их официальный сингл “Girls of the Year” вышел в январе 2024 года. 

В декабре 2024 года грянул скандал: одна из участниц группы — KG — в соцсетях заявила, что подает на компанию JYP Entertainment в суд, покидает группу и расторгает контракт. Молодая певица заявила, что стала жертвой эксплуатации, абьюза со стороны некоторых сотрудников, недобросовестных бизнес-практик, эмоционального и психологического давления. 

По словам KG, которая еще учится в школе, с утра она должна была учиться, а потом работать до поздней ночи, участницы группы вынуждены были терпеть экстремальную диету и жестокие ограничения в личной жизни. 6 марта состоялось предварительное судебное заседание по иску, и чем закончится разбирательство, еще неизвестно, но группа уже приостановила свою деятельность. 

По сути американская девушка-подросток с западным менталитетом не смогла принять жесткую и подчас даже жестокую систему трейни, через которую проходят будущие корейские айдолы. Конечно, сейчас компании идут по пути смягчения и стараются находить компромиссы, но в целом вся система держится на интенсивных тренировках, диетах и ограничениях. 

Глобализация — это неплохо, но, как и во всем, здесь важен баланс. Изначально зарубежная аудитория влюбилась в K-pop, благодаря его яркости, напору и экзотичности. Фанаты с удовольствием учат корейский язык, ездят в Южную Корею, чтобы узнать, где живут их кумиры. Если жанр полностью преобразится во что-то западное с условными кей-поп ритмами, то будет ли в нем смысл? 

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.