Лети, лети, лепесток, через запад на восток: Алексей Полянин о новом проекте

Уральский музыкант Алексей Полянин, автор сольного проекта Fjordwalker, исколесил в турах всю Европу вдоль и поперёк. Но любовь к родному краю затмила тягу артиста к бесконечным путешествиям за границей, и вот он здесь, в Екатеринбурге, создаёт новый инструментальный проект «Сказание». В преддверии выхода нового альбома, релиз которого запланирован на 1 августа, мы поговорили с Алексеем о его становлении, любви к Родине и дальнейшем творческом пути.
— Новое — это всегда неизведанное. Что же стало отправной точкой для того, чтобы оставить прошлый успешный проект Fjordwalker и начать новый?
— История берёт начало с молодости, практически с самого моего рождения, когда сердце поняло: оно любит музыку. Было много всего: и панк-рок, и метал, потом — история с инди и пост-рок музыкой. Но время расставило всё на свои места. После 10 лет существования электронного проекта Fjordwalker «Сказание» появилось как будто само собой. Это неотъемлемая часть моего внутреннего становления, которая была неизбежной.
— Как создавался проект?
— По сути, он вытекает из того, что делал Fjordwalker. Расскажу последовательно. Я очень давно мечтал придумать название на русском языке. В определённый момент у меня произошло перенасыщение европейской культуры, хотя я очень уважительно к ней отношусь. Тут еще и Сovid-19 помог. Когда в начале 2020-го закончились западные гастроли, я пошёл на екатеринбургский завод электронной медицинской аппаратуры и проработал там сборщиком на госзаказе. И я благодарен тому периоду жизни, он позволил не допускать внутреннего страха и паники из-за того, что прошло время, когда мы жили в таких привычных, комфортных условиях. Теперь нас их лишили, и вместо того, чтобы топать ногами от обиды, нужно что-нибудь придумать. Осознание этого отразилось не только на работе, но и на творческом пути. Когда я навёл чистоту в голове, появилась и чистота слухового восприятия. Я брал в руки инструменты, вдохновлялся, и получалось что-то новое, то, что уже выходило за рамки электронного проекта. Просто я ощутил, что настал день, когда всё, что я хотел выразить в этом жанре, я уже выразил, и пора двигаться дальше.
Запись нового альбома «Сказания» велась на студии Invisible Studios, совместно со звукоинженером Алексеем Моруговым. С его помощью мы добились особых акустических решений, которые позволили альбому стать максимально «живым». Так сложились обстоятельства, что работа над ним велась три года. Когда альбом только планировался я хотел назвать проект просто своим именем и фамилией, но такая история больше подойдёт для композиторов и эстрадных исполнителей. А поскольку проект экспериментальный, то использование сценического псевдонима будет разумнее. Долго думал над названием. Я не мог придумать его до этого года, а потом понял очень важную мысль, которую сейчас вообще для всех стараюсь распространить: если ты в ступоре и не знаешь, что дальше делать — спроси себя, что ты хочешь и попробуй по-честному себе ответить.
— Если Fjordwalker — проект о лирическом герое-путешественнике, то о чём «Сказание»?
— Fjordwalker — это собирательный образ человека-путешественника, который любит север и лазать по горам. Он весь такой меланхоличный, немного непонятый. Ранее моя жизнь отчасти пересекалась с линией этого лирического героя.
Но время шло, и многое изменилось. Образ этого героя больше не откликался в моей душе. Когда я задал себе вопрос, то ответ был такой: я хочу вести некое личное повествование и делать это до тех пор, пока у меня физически будет возможность заниматься музыкой. Это своего рода летопись, но выраженная не словами, а звуком. Так появилось «сказание». И именно в тот момент, спустя годы, музыкальный материал собрался в единую картину, и теперь всё готово для того, чтобы сделать ответственный шаг. Отпустить старое, не привязываться к нему и не бояться делать новое.
— Почему для вас ценно обратиться именно к уральским корням?
— Я родился в Екатеринбурге и живу здесь всю жизнь. У нас самый лучший город на планете. Я был очень много где и спустя время могу сказать это окончательно. Также есть некая дань уважения той земле, на которой я вырос, которая дала мне возможность познакомиться с интереснейшими людьми из культурной сферы и не только. Вообще, считаю, каждому музыканту полезно задумываться о своих корнях и нести это в творчестве. Например, на прошлой «Ночи музыки» я слушал артисток из Татарстана. Они исполняли песни на своём родном языке. Это было очень красиво, и такого становится все больше. Это ведь тоже их локальный фольклор. Ещё мне нравится группа Settlers — современное переосмысление невероятно красивого, богатого корнями славянского фольклора. Думаю, что у русской музыки всех её народов всё ещё впереди.
— А в «Сказании» есть фольклор?
— Пока нет. Когда я придумал это название, то столкнулся с тонной критики. Притом от собственных друзей. Якобы с таким названием я буду играть фолк и продавать мёд. (Смеётся.)
Фольклор, возможно, будет когда-то. Но новый альбом не об этом. Пока разрушаю стереотипное мышление.
— Какой теперь станет ваша музыка?
— Если употребить теги, то можно охарактеризовать новый альбом как «гитарный эмбиент», а если обобщая, то просто «спокойная инструментальная музыка». А вообще, я очень надеюсь, что в будущем в «Сказании» появится человеческий голос. Ведь изначальная задумка этой музыки — метафоричное отражение в звуке гармонии человека с природой, притом не такой «гармонии», когда человек прочитал какую-то мантру, сел на пенёк, сидит и созерцает Вселенную. (Смеётся.)
Природа включает в себя стихии. Она бывает очень громкой и жестокой. Гармония человека с природой — в том, как он сам к ней относится изначально. И эта гармония подразумевает умение жить в единстве с теми явлениями, которые несёт в себе наша планета Земля.
— Расскажите, как было выбрано название альбома?
— Название «Лети лепесток» родилось в голове по щелчку пальца. Моя супруга училась в екатеринбургской Архитектурной академии. Обучение в этом вузе подразумевает невероятную сосредоточенность и полное погружение в учебный процесс, поэтому у нас не получалось до сих пор отправиться в какое-то интересное продолжительное путешествие. И вот в этом году моя любимая жена получила диплом, и я сказал ей: «А поехали по всей России, от Мурманска и до Камчатки, через запад на восток?» Вы же помните этот старый советский мультфильм? И только я произнёс эту фразу — название было готово, и другое я принципиально не хотел рассматривать. Сейчас постепенно получается воплотить эту идею в жизнь совместно с концертным туром.
— Можете рассказать о человеке, на которого, возможно, вы равнялись в музыкальном плане и который повлиял на ваш почерк?
— Если задать вопрос, кто мой любимый исполнитель и есть ли у меня кумир, то скажу, что его нет. Я очень погружён в музыку и постоянно нахожу для себя какие-то просто невероятные «изумруды», поэтому не могу поставить одного артиста выше другого и сделать рейтинг.
Но могу рассказать о том, какую музыку слушаю. В наушниках преимущественно рок: из отечественной классики «Ария», «Король и Шут», «Алиса», из новых нравятся «Сиринъ» и «Отмель», из зарубежных — Deafheaven, Russian Circles, Brutus. Хотя бывают и мультижанровые предпочтения, из последних открытий — шведский соул от Dina Ögon. Конечно, душа часто просит обращаться к классической музыке для того, чтобы понять, откуда всё рождается. А буквально сегодня я был в Успенском храме на ВИЗе и там хор у них вообще прекрасный. Думаю, всё-таки духовная музыка и есть самая настоящая музыка, а человеческий голос — это самый лучший, самый красивый инструмент. Но также я по-прежнему люблю ходить на живые рок-концерты, послушать тяжёлые гитарные риффы. В рок-музыке мне нравится драйв, энергетика, умение работать со звуком. В новой русской музыке нравится тенденция к написанию лирики на духоподъёмные, жизнеутверждающие темы. А то раньше складывалось ощущение, что людям не хватает доброты. Было модно страдать, много текстов об этом. Мне кажется, в русской музыке сейчас медленно началась оттепель, тем самым она объединяет народ и приумножает любовь к Родине. И вообще скоро настанут времена, когда люди со всего мира будут интересоваться: «А вы слышали, что русские сочиняют?»
— Расскажите, на следующий год вы будете подавать заявку на участие в фестивале Ural Music Night со своим проектом «Сказание»?
— Очень бы хотелось. Надеюсь, получится организовать действительно интересную сцену, на которой объединятся артисты преимущественно экспериментальных жанров, в чьей музыке можно услышать свет и надежду на лучшее. Так сложились обстоятельства, что у меня была возможность отыграть только на самой первой «Ночи музыки». Представляете, сколько лет назад это было? Надеюсь что в следующем году зрители смогут «услышать своим сердцем» и «увидеть своими глазами» моё выступление — и, возможно, не только альбом «Лети лепесток» — на сцене фестиваля.
— Кто вы, откуда и куда вы идёте?
— Я простой человек. Из Екатеринбурга. Стараюсь идти в ногу со временем, нести своё «музыкальное сказание».
Над материалом работали: Людмила Васковская, Виктория Граб
Фото: Денис Марков, alesco.cz, Константин Крысин, Daria Ashes