Есть ли будущее у российской сцены, почему патриотичная песня так популярна и при чем тут бременские музыканты

Допандемийный 2019 год был пиком роста концертного и музыкального рынка в России, да чего уж там, многие индустрии развлекательного и массового характера жили и не тужили, но сразу после произошло множество обстоятельств, которые на протяжении нескольких лет испытывали музыкантов, концертных организаторов и заядлых тусовщиков, оставшихся без концертов: COVID-19, уход с рынка иностранных артистов и большой отток из страны лидеров музыкальных жанров. Полгода назад «Коммерсантъ» писал, что специалисты концертной индустрии уверены — 2024 год станет для рынка глотком свежего воздуха и она сможет восстановиться после простоя. Разбираемся, какие прогнозы о будущем концертной индустрии специалисты дают сейчас и музыка каких жанров стремительно заполняет отечественную сцену.
Влияние событий в «Крокусе»
Конец 2023 года, как признаются эксперты, и правда был многообещающим. Многие надеялись, что уже в 2024 году настрадавшаяся индустрия хотя бы на время выйдет на устойчивое плато, чтобы оклематься от череды событий.
И все же эти полгода выдались не простыми. Как минимум на это повлияли трагические события 22 марта 2024 года в концертном зале «Крокус Сити Холла». Продюсер и музыкальный критик Алексей Остудин назвал Ural Music Magazine два важных пункта, которые повлияли на многострадальную музыкальную сферу.
«Начнем с того, что резко, на месяц, полностью встали продажи билетов. Люди стали бояться ходить на концерты. К этому еще добавилось и добило сферу то, что Москва лишилась одного из лучших концертных залов», — говорит Остудин.
Музыкальный менеджер и певица Татьяна Приходько также считает, что, кроме экономических показателей, на дальнейший спад повлиял и человеческий фактор самих работников музыкальной сферы: «Очень много кто из концертных директоров, ивент-менеджеров, переносили мероприятия. Что-то было отменено в срочном порядке из-за солидарности к трауру — проводить концерты на следующий день после всех этих событий было, конечно, неэтично».
Концертный промоутер Владимир Баранов рассказал, что лично столкнулся со сложностями в организации концертов в тот период. В Егорьевске, где собирались проводить концерт, одна из используемых площадок закрылась до осени: «У нас было много возвратов билетов, и понять людей можно — была паника. Когда после событий организовывали мероприятие в Москве, нам пришлось нанимать с помощью концертной площадки кинологов и дополнительный наряд полиции — для спокойствия».
После теракта прошло уже более 3 месяцев, но событие оказалось настолько шокирующим, что организаторы признаются — еще не совсем всё встало на рельсы.
Уехали – не понаехали
Вторым серьезным испытанием, даже не за этот год, а за последние четыре года, для концертной индустрии оказался уезд из страны многих популярных представителей разных музыкальных жанров.
И пока начинающие исполнители довольствуются освободившимися слотами на фестивалях…
«Чувствую, что стало легче дышать — многие перестали выступать, от этого появилось, к примеру, больше свободных слотов на фестивалях. Я думаю, это хорошо скажется на творчестве тех, кто сейчас только начинает свою карьеру в музыке», — позитивно высказывается Приходько.
…организаторы-старожилы находятся в замешательстве, ведь «огромное количество лидеров музыкальных жанров ушли с рынка».
«Они уехали, и что? Появились после них какие-то новые звезды, которые заняли их место? Нет. Мы видим только то, что старая гвардия давно вышедших в тираж музыкантов использует ситуацию, чтобы свести счеты с теми, кто был гораздо более успешен долгие годы», — высказывается Остудин.
С одной стороны, не произошло какого-то суперколлапса и гастроли не исчезли «как явление». Есть молодые коллективы в самых разных жанрах. Но с другой стороны, прошло уже достаточно времени, а замены любимцам публики во многих жанрах так и не нашлось.
Такого же мнения придерживается и Владимир Баранов, промоутер и концертный директор рок-группы «Йорш», которая продолжает выступать и выпускать новую музыку. По его мнению, «сфера становится однообразной — мало новых имен, все лайнапы фестивалей одинаковые».
«Мы к вам заехали на час! Привет! Бонжур! Хелло!»
С 2022 года в Россию перестали приезжать всемирно известные музыкальные исполнители, из-за чего концертная индустрия лишилась многих возможностей. Музыкальный критик Алексей Остудин в ужасе от этого. Он убежден, что для гармоничного развития культуры должен быть «культурный обмен», в том числе в музыке.
«Конечно, то, что в Россию больше не приезжают иностранные исполнители, однозначно очень плохо. Музыка не может быть обособленной, в современном мире коллективы влияют друг на друга. Полноценная музыкальная жизнь любой страны невозможна без своих артистов, безусловно, но и невозможна и без регулярных приездов артистов из других стран — таким образом происходит культурный обмен. Культура не может существовать отдельно, обособленная культура пожирает себя — бесконечно воспроизводя и не получая, она деградирует».
Кроме того, Остудин акцентировал внимание, что остановка выступлений иностранных артистов повлияла не только на музыку, но и на всю бизнес-экосистему в целом.
«Бизнес тоже достаточно сильно от этой ситуации пострадал. Сейчас привозной гастрольный бизнес в России умер — его просто нет. До этого существовало несколько компаний, которые специализировались на привозе иностранных артистов. И мы говорим не только об артистах категории «А», по типу Мадонны, но об огромном количестве низшевых, узко-форматных музыкантов — может, они не собирали большие площадки, но выступали в клубах, в небольших концертных залах, на фестивалях».
Эдуард Ратников, президент концертного агентства Talent Concert International, которое ранее занималось организацией концертов мировых звезд на наших сценах, в интервью «Афиша Daily» также разочаровывает любителей иностранной музыки и говорит прямо — как было в 2019-м и ранее, больше не будет. По его словам, геополитическая ситуация и отказ заграничных музыкантов от поездок в Россию «разрушили все, что строилось 29 лет».
Он добавляет, что его агентство следит за концертным рынком, но не видит «достаточно драматичных и интересных проектов», а те, что есть, оборачиваются гонкой с конкурентами, завышенной стоимостью билета и экономией на сервисе.
При этом совсем недавно столичные и федеральные СМИ сообщали о приезде рэпера Канье Уэста в Москву. По неподтвержденной информации, он приехал, чтобы подобрать сцену для выступления в России уже в этом году. Многие предполагали, что всемирно известный американский рэпер сможет снова запустить капризный механизм «музыкального обмена», и наши двери начнут понемногу открываться для иноязычных исполнителей. Источники UMM также подтверждают, что такие переговоры велись. К слову, сейчас в России идут гастроли американской рэп-группы ONYX.
Но Ратников в разговоре с «Москва 24» поспешил объяснить, что даже если рэпер действительно приезжал в Москву, то вряд ли это говорит о скором концерте: «Канье не может от своего лица просто взять и договориться. Любые договоренности с частным лицом, тем более с таким эксцентричным артистом, как Канье, — это зона больших рисков».
При этом Ратников добавил, что невозможность приезда певца в первую очередь обусловлена юридическими причинами. И такие аргументы сейчас относятся не только к рэперу, но и ко всем крупным иностранным артистам.
«Тут дело в том, что между Россией и Штатами никакие судебные издержки не могут пройти. Даже если будут достигнуты какие-то договоренности, юридически это реализовать будет очень непросто. Если говорить о звезде такого уровня и площадке, например, «Лужники», то гонорар должен варьироваться в районе двух, трех миллионов долларов только артисту, плюс все остальные расходы», — говорит он.
Новая волна
Внезапно осиротевшая русская эстрада — бессменная долгое время, начала пополняться новыми молодыми исполнителями. К тому же всего за 4 года любовь к эстрадным артистам поугасла — доля прослушиваний упала с 11% до 5% среди всех жанров. Зато наблюдается сильный прирост интереса слушателей к патриотичным песням о родине. Об этом в один голос говорят как артисты, так и сами слушатели. Сравнивая статистику ВЦИОМ по прослушиваниям, можно заметить, что интерес к патриотическим песням в 2024 году, по сравнению с 2020 годом, возрос.
«Она на фоне всего, что происходит, действительно неожиданно завоевала большую популярность — люди считают, что эти песни каким-то образом соответствует сегодняшнему дню», — комментирует Алексей Отсудин.
Татьяна Приходько, бывший концертный директор группы Cream Soda, бывший музыкальный менеджер Алёны Швец и на данный момент начинающая певица, рассказала, что и она и её коллеги «почувствовали подъем интереса к жанру патриотичных песен и любви к родине»
В качестве примера девушка привела как свои песни на схожую тематику, так и песню «Матушка земля» певицы Татьяны Куртуковой, которая, как и песни Шамана, за короткий срок влетела в топы прослушиваний.
Не врет и статистика. Всего за 2 года Ярослав Дронов, выступающий под псевдонимом SHAMAN, завоевал огромную любовь у российского слушателя. Уже в первый год, когда о певце узнал широкий зритель, 13% респондентов ВЦИОМ назвали его лучшим певцом года. Олег Газманов в тот год опередил парня всего на 1%.
Говоря о новом заметном исполнителе, Отсудин охарактеризовал Шамана как «главного и единственного выгодоприобретателя всего того, что происходит с музыкой с 2022 года».
По последним данным ВЦИОМ, за весну 2024 года, на сегодняшний день певец в одиночку занимает 12% от общего пирога прослушиваний российской музыкальной сцены. Перегнав тем самым на 1% всю классическую музыку и занимая почти всю долю прослушиваний патриотических песен. Выходит так, что каждый 8-й житель России случает Шамана.
Алексей Остудин говорит, что «ничего удивительного нет — классическая музыка всегда была узкофоматна». «Она никогда не была массовым жанром — это жанр ценителей». А Ярослав просто стал единственным новым и свежим исполнителем за эти годы — поэтому приобрел такую большую популярность.
Кто виноват? Что делать?
Музыкальный продюсер и критик Алексей Остудин чаще придерживается оптимистичных взглядов, но опасается, что «любой кризис прежде всего заставляет людей отказываться от развлечений, а если кризис будет продолжаться, то это еще сильнее начнет влиять на российский бизнес». Выходит замкнутый круг.
«Очень не хочется, чтобы российская музыка стала изолированной — если такое случится, то она станет деградировать», — добавляет эксперт.
При этом Остудин назвал несколько жанров, которые «действительно хорошо собирают на концертах». Следует обратить внимание на «рок-сцену, рэп, кальянный рэп отдельное узкоформатное российское ноу-хау, шансон, который никуда не делся и не денется, и на современную патриотическую песню». Исключением является жанр альтернатива — она чувствует себя совсем неважно, так как на этой сцене не осталось исполнителей.
А концертный директор рок-группы «Йорк» Владимир Баранов тоже отметил эту позитивную тенденцию — в последнее время и правда наблюдает «серьезный взлет сольных концертов» — билеты берут заранее, а не, как обычно, в последний момент.
От редакции Ural Music Magazine
Мы надеемся, что у российской концертной индустрии все еще впереди. 10-й фестиваль Ural Music Night показал, что жителям Екатеринбурга и других городов России по-прежнему нужна хорошая музыка. На площадки фестиваля пришли 380 тысяч человек, в ней приняли участие более чем 3000 музыкантов из разных стран и городов России. Среди них были артисты из Армении, Грузии, Республики Гана, Аргентины, Колумбии, Беларуси, Казахстана и других стран. Так что слушайте музыку, ходите на концерты, чтобы поддержать индустрию.
Текст: Анастасия Якубова
Фото: Александр Осипов
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив