Ural Music Magazine

Музыка, вдохновлённая дорогой: интервью с «Экспедицией ВОСХОД»

Музыка, вдохновлённая дорогой: интервью с «Экспедицией ВОСХОД»

Группа «Экспедиция ВОСХОД», участники Ural Music Night, своим творчеством доказывает: музыка совершает невозможное. Особенно когда песни рождаются по пути с одного края света на другой. Например, во время этнографического путешествия сквозь российскую глубинку. Мы пообщались с идеологом группы Ильёй Михальченковым и узнали, что вдохновляет «Экспедицию ВОСХОД» писать музыку и странствовать по миру.

«Раньше я был аудиофилом, но в последние годы перестал»

— «Ночь музыки» ещё не началась, а у вас только закончился саунд-чек. Тем не менее – успели ли вы уже познакомиться с творчеством кого-то из музыкантов? Кого бы хотели сегодня послушать?

— Вечером всех заценим. Очень хочется послушать Gilead – они мешают русский фольклор с электронщиной. Тем более я ребят оттуда знаю. На «Рокоте стадиона», где выступаем сами, наверное, всех чуть-чуть послушаем. А вообще, сложный вопрос... Артистов куча. Соответственно, выбор, как будто в дорогом магазине: только самое-самое лучшее. И из-за этого здесь, на «Ночи музыки», так круто.

— А вообще что вы обычно слушаете?

— Сейчас мы уже старенькие и слушаем не так много музыки. Раньше я был аудиофилом, но в последние годы перестал. Времени на музыку не остаётся, потому что у нас очень много экспедиционной работы. Из-за этого и энергии на что-то другое нет. Сейчас у нас идут «Этно-хроники» – экспедиция, в которой собираем российскую этническую музыку. Мы проехали большую часть Поморья – Архангельскую и Вологодскую области – записывали северный фолк. Встретили огромное количество интересных музыкантов, о существовании которых раньше я даже не подозревал. Многие согласились на коллаборации. После «Ночи музыки» отправимся в Центральную часть России. Из-за этого есть ощущение, что к концу «Этно-хроник» я буду слушать только фолк. Понял, что это захватывает. Сейчас у нас небольшой перерыв. Была пауза в Москве на четыре дня, в Екатеринбург на «Ночь музыки» прилетели одним рейсом.

— На самолёте? Почему не как обычно: на «Волгах» и «Буханочке»? Вы же на них всю страну проехали!

— Проблема в логистике. Мы, конечно, хотели бы подгадать по времени и красиво заехать к вам на тачках, но после «Ночи музыки», как уже сказал, едем в Центральную часть России, а именно в Дагестан. Если бы поехали в Екатеринбург на машинах и потом возвращались обратно, то выбились б из плана «Этно-хроник».

Ещё один нюанс: «Буханка» делает нас немножко медленней. Если на «Волгах» средняя скорость по трассе 105−110 км/ч, то УАЗик едет где-то под 90. Кажется, что разница не такая уж и большая, но это не так. «Волги» помогают выиграть около 150 километров в день, а для наших расстояний это существенно.

«Это был чистый панк от начала и до конца»

— Каким было первое путешествие в истории «Экспедиции ВОСХОД»?

— Москва−Бали: 2 «Волги», 9 стран, 24 тыс. километров, 114 дней. Это был чистый панк от начала и до конца. Получилось мощно, но в то же время путешествие было тяжёлым. Если сейчас у наших экспедиций есть финансовые партнёры, с которыми мы научились работать, то тогда денег не было совсем. Приходилось зарабатывать по дороге. Получалось с переменным успехом. Случалось жить в разных, порой сложных условиях. Например, в Бангкоке мы остановились в страшном хостеле, где пол был будто промасленный, а по стенам прыгали таиландские тараканы. При всём этом нам очень помогали люди, которых мы встречали в пути. Помню, что на Пхукете жили восемь дней в шикарном бутик-отеле, где цена номера − 2 тыс. $ за сутки. Прикольно получалось: то мы «оказывались на небесах», то «спускались на дно».

— Как появляются идеи для новых маршрутов путешествий?

— Наши экспедиции адаптируются под определённые сверхзадачи. Допустим, тот же путь на Бали был просто необходим – это для нас мистическая точка. Хотелось бы попасть и в Тибет, потому что я уже долгое время увлекаюсь буддистской традицией и практикую её.

— А какая сверхзадача у «Этно-хроник»?

— В моменты слома реальности − сейчас мы как раз живём в такой период − важно понимать, куда двигаться и что делать. Есть два варианта. Первый: мы можем цепляться за какую-то божественную сущность − не имею в виду религию, скорее что-то более широкое, глобальное. Второй: можно обратиться к корневой системе, к которой как раз относится этническая музыка. Возвращение домой, в том числе через звук, дает ресурс какой-никакой уверенности. Не зря некоторые люди, когда им плохо, приезжают к себе на малую родину − например, в деревни, где они выросли.

Перед поездкой мы делали разработку, искали крутых ребят из регионов, прикидывали, где их можно красиво, фактурно снять. В этом сильно помог Костя − режиссёр, который ездит с нами с первой экспедиции.

— Все ли «крутые ребята», которых вы отыскали, пошли на контакт?

— Знаете, нам ответили те, кому на искусство не плевать – это так называемая «Не клюква». Это чуваки, которые занимаются реальным исследованием истории через этническую музыку, всю жизнь изучают те самые корневые системы. К тому же фолк-тусовка очень маленькая. Когда ты общаешься с какими-то известными в этом круге людьми, проще договориться и познакомиться с другими.

— Что заставляет вас возвращаться в путь из раза в раз и реализовывать самые безумные идеи?

— Жажда, жажда.

— Жажда приключений?

— Скорее впечатлений. Потому что для нас путь – это искусство, и наша музыка вдохновляется дорогой. В городе у нас был какой-то небольшой застой. Он закончился, когда появилась возможность куда-то вырваться и понаблюдать за собой в окружающем мире. К сожалению, такое получается не всегда: приходится заниматься множеством вещей, а не только песнями. Всё же любая современная группа – это больше маркетинг, чем искусство.

«Маленькое судно − маленькая проблема, большое судно − большая проблема»

— Поговорим о планах. Знаю, что вы хотите пересечь на деревянной лодке Атлантический океан. Как вам пришла эта идея?

— Она была «украдена» у Федора Конюхова. Вообще он не только путешественник, но художник. После каждой экспедиции Конюхов запирается в мастерской на Павелецкой и пишет картины. Это меня очень впечатлило. Я подумал: а можем ли мы сделать что-то подобное? И, собственно, так идея экспедиции и родилась. Я понял, что мы можем записать альбом в океане и посмотреть, как наш лирический герой изменится. В первой, уже вышедшей части «Трансатлантики» он ведёт себя как социальное животное. Но, чувствую, за четыре месяца в океане наш герой и мы сами очень поменяемся. Получится такой творческий эксперимент. Не знаю, отправимся ли в итоге в плаванье, ведь и до этого есть чем заняться, но лодку мы строим.

— Были ли какие-то сложности во время проектирования лодки?

— Нам в этом деле помогал Олег Коробкин − царь и бог деревянного кораблестроения. Он в свое время спроектировал копию парусника «Полтава», которая сейчас стоит в Санкт-Петербурге у «Лахта-Центра». Олег работает в конструкторском бюро, где сидят деды лет 70, этакие безумные профессора Эйнштейны. Они невероятно любят море, океан, просто обожают корабли, поэтому и загорелись нашей идеей.

Про главную сложность проекта скажу так. У яхтсменов есть утверждение: «Маленькое судно − маленькая проблема, большое судно − большая проблема». Так вот, в наше судно необходимо вместить звукозаписывающую студию, из-за чего габариты лодки превышают нужные. А ещё нам в плавании нужно будет как-то выживать аж четыре месяца, что размер её не уменьшает...

— Вообще не представляю, как будет работать студия звукозаписи. Энергии на её питание хватит?

— На всех доступных поверхностях закрепим солнечные панели. К ним прикрепим специальные аккумуляторы, которые будут копить энергию в течение дня. Этого вполне достаточно, чтобы питать электрическое и навигационное оборудование. Микрофоны почти не требуют энергии: они заряжаются примерно столько же, сколько и сотовые телефоны. Такая же история у ноутбуков и аудиокарт, с которыми работают даже на больших студиях.

— А какие особенности акустики у такой студии?

— Каркас лодки сделали из дерева, поэтому постоянно будет слышен внешний шум, например, волны, рыбы, чайки. Навряд ли это сможет как-то помешать звукозаписи, скорее наоборот, сделает песни прикольными. Тут точнее знаете, в чём трудности? Солёность очень высокая. Со струнами для гитар будут проблемы. Поэтому мы планируем взять не обычные, а графитовые.

— И напоследок, вы называете себя современными Бременскими музыкантами. Если так считать, кто из вашей группы кто?

— Ну, очевидно, что я осел − на мне все едут. Остальные участники группы ножки свесили и дрыгают ими. Причём именно на слабую долю [та, которая не считается началом такта – прим. ред.], чтобы качало и их, и наших слушателей.

Над материалом работали: Мария Деменева, Марина ЗолотарёваВиктория Граб

Фото: соцсети «Экспедиции ВОСХОД»

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив