Дирижёр «Другого оркестра»: «Мы просто играем хорошую музыку»

Александр Жемчужников – композитор и руководитель «Другого оркестра». В его оркестре более 20 участников. Вместе музыканты исполняют репертуар Prodigy, Depeche Mode, Nirvana и экспериментируют со звучанием. Сейчас коллектив держит курс на создание собственных композиций. В этом интервью Александр поделился тем, что он думает о современной музыке, понятии «профессиональный музыкант» и рассказал о том, что считает главной задачей дирижёра.
— Когда вы поняли, что свяжете жизнь с музыкой?
— Это произошло не так рано, как хотелось бы: где-то в 18 лет. Мы тогда с парнями решили сделать рок-группу. Создали её, и всё пошло туда, куда надо.
— Почему вы решили стать именно дирижёром?
— Я не решил, это жизнь так решила (смеётся). Я поехал на какой-то фестиваль и там спросил коллегу: «А кто дирижировать-то будет?» Она ответила, что будем сами. Я сказал, что это сложно, а она в ответ: «А ты встань, туда-сюда маши, они сами сообразят».
— Есть ли какие-то особенности дирижёрского языка, присущие вашему коллективу?
— Я думаю, что моя задача, как дирижёра – придать некий музыкальный импульс, настроение, а не сосредотачиваться на внутренней технической кухне, как это бывает у академических оркестров. Я – заводила, как Гаркуша в группе «Аукцион», но в то же время ответственен за то, кто и когда вступит.
— Что самое сложное в деятельности дирижёра?
— В каждом оркестре есть свои «приколы». В моём случае самое сложное – заразить идеей, передать эмоцию. Наверное, это не столько сложно, сколько очень важно.
— Есть ли инструменты, на которых вы могли бы сыграть, если бы кто-то из оркестра неожиданно не смог прийти на концерт?
— Я не играю на тех инструментах, которые есть в нашем оркестре (смеётся). Умею немного на казахской домбре, на турецкой сазе и на некоторых духовых: калюка и ей подобные.
— Вы уже не первый год выступаете на площадке «Ночи музыки». Почему вы решили и в этот раз поучаствовать в фестивале?
— Главная причина – это новая аудитория. Возможность выступить перед тысячами людей – это всегда прекрасно и интересно.
— В интервью для Global City вы поделились, что точно не будете делать Queen в исполнении «Другого оркестра». Почему?
— Причин несколько. Во-первых, я сам не фанат группы Queen, а у нас в оркестре есть небольшой диктат: в основном мы делаем то, что мне нравится. Во-вторых, Queen уже делают другие оркестры, не хочется этого касаться. Ничего личного. В любом случае, группа гениальная, просто не моё.
— Там же вы сказали, что есть «музыка, которая вне времени». Как вы считаете, у каких современных музыкантов из стран СНГ есть потенциал, чтобы остаться вне времени? Например, как Nirvana, Prodigy.
— Я думаю, что много коллективов останутся в памяти людей. Если буду предполагать, то буду отталкиваться из своих интересов. «Аукцион» будет вечен, его будут всегда слушать. При скромной аудитории, у них всегда будет фан-база. Из молодых это может быть Скриптонит, благодаря нескольким своим альбомам он точно остался в истории. «Хаски», OQJAV.
— Каких исполнителей вы считаете недооценёнными?
— Суровый вопрос, потому что у меня в плейлисте очень много совершенно разной музыки, которая не известна массам. «Курара» должны собирать большую аудиторию, но не знаю, надо это им или нет. Ещё OQJAV, «Мытищи в огне» и куча других исполнителей. Сейчас медиапространство слишком насыщенное, тяжело выйти за рамки. Ещё 10 лет назад говорили, что время великих групп прошло, так оно и есть. Больше нет такого, как было с Nirvana или «Гражданской обороной»: они прогремели и получили огромную популярность.
— У вас оркестр, фестивали, концерты. Успеваете отдыхать, заниматься хобби?
— Оркестр занимает меньше времени, чем моя профессиональная деятельность композитора. Насчёт хобби: я люблю делать дудки из дерева, последние 1,5 года этим увлекаюсь.
— Ваш оркестр выступал уже на множестве площадок. Какой формат вам больше нравится: open air или зал?
— Везде по-разному. В open air проще со звуком. Если зал, то лучше всего формат большого клуба, где тоже со звуком всё в порядке. У нас часто возникают технические сложности с этим, ведь нужно чтобы все инструменты звучали в балансе. Я люблю, когда звук получается такой, какой должен быть.
— Считаете ли вы, что музыкант может считать себя профессионалом, когда способен сочинять и исполнять музыку не только понравившуюся, но и ту, которую запросит слушатель?
— Понятие «профессиональный музыкант» очень странное. Курт Кобейн не имел музыкального образования, но был известным. Главное – результат, а уже как его достичь – мало кого волнует.
— Расскажите человеку, который не является музыкантом, как создаются ваши композиции?
— Не знаю, как-то получается само собой. Естественно, делая аранжировки чужих песен, ты отталкиваешься от изначальной фактуры. Например, в Nirvana скромная фактура, приходится много дописывать. У Jamiroquai наоборот, она очень насыщенна, приходилось даже убирать какие-то инструментальные линии.
— Есть ли у вас некий отбор музыкантов в оркестр? Если да, то по каким критериям?
— Особого отбора нет. Друг привёл друга, так всё и складывается.
— Сколько репетиций нужно, чтобы «Другой оркестр» сыграл новую программу?
— 2–3 репетиции, больше мы обычно не репетируем.
— Что бы вам ещё хотелось сыграть?
— Хотелось бы с «Другим оркестром» больше не играть ничего чужого, а исключительно своё. У нас есть альбом, синглы, что-то ещё впереди будет.
— 16 июня «Другой Оркестр» выпустил сингл «Несчастное что-то». Расскажите, есть ли какая-то концепция клипа? Он целиком снят в обратной перемотке, в этом заложен какой-то смысл?
— Нет, особых смыслов мы не вкладывали. Главной задачей было передать эмоцию. Если получилось, то хорошо, и неважно, каким образом. А обратная перемотка – это просто красиво.
— Есть ли у этого сингла какой-то посыл?
— Пусть музыка говорит сама за себя. Каждый может найти что-то своё в этом треке.
— Какая миссия у «Другого оркестра»?
— Вот об этом вообще не думали. Мы просто играем хорошую музыку.
Над материалом работали: Кристина Калиновская, Вероника Сибагатуллина, Дарья Башлыкова
Фото: Александра Голубенко
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив