Ural Music Magazine

«Да, это мрачно, но это жизнь», — исполнительница Макфа о своём творчестве

«Да, это мрачно, но это жизнь», — исполнительница Макфа о своём творчестве

Макфа – это уникальное звучание и мрачные тексты со сказочными метафорами, за которыми скрыта действительность. Электронная музыка в жанре фолк, несомненно, запомнилась слушателям на фестивале Ural Music Night самобытностью и уникальностью, как и сама исполнительница. Валерия рассказала о своём творческом процессе и смысле песен.

— Вы начинали с написания стихов и потом перешли на тексты песен. В чём разница и были ли трудности?

— Разница в том, что тексты стихотворений выполнены в одном размере, одинаковыми рифмами, тогда как с песнями посложнее. У меня, например, в одной песне могут быть совершенно разные по рифме и размеру части. Всё это надо подгонять под музыку, тональность. Очень важно придумать оригинальную мелодию вокала, то есть топлайн, чтобы звучала песня, грубо говоря, не убого, потому что можно какие-то красивые строчки спеть так, что в них теряется всякий смысл.

— Расскажите, как вы пишете музыку?

— Все музыканты пишут по-разному. Я, например, всегда начинаю с текста и узнаю, о чём будет песня, только когда она уже дописана. Сначала мне приходят какие-то строчки, от них я и начинаю «плясать». Условно, достаточно двух строчек, чтобы песня пошла. Я либо просто начинаю петь, либо сажусь за синтезатор, наигрываю аккорды, пытаясь понять, нравится ли это мне, подходит ли.

Кто-то пишет сразу под минус и придумывает что-то под него – я тоже так делаю. Некоторые сразу придумывают топлайн, у них там могут быть слова на английском или бормотание, и потом на это накладывают текст. У меня так вообще не получается! Моя проблема в том, что я не умею писать припевы, мои песни идут как рассказ. Так, кстати, пишутся народные песни. Не знаю, откуда это во мне.

— То есть сначала вы пишете текст, а потом в нём появляются смыслы?

— Это сложно объяснить. Я просто пишу. Мне либо нравится то, что получается, и я понимаю, о чём оно, либо нет. Смысл, наверное, появляется уже в конце. Я потом переслушиваю песню, думаю: «Так, и о чём же она? Наверное, об этом». Это такой странный творческий процесс, мне самой тяжело за ним уследить, хотя столько песен уже написала. Каждый раз, когда сажусь за новую, у меня прямо ступор, и я не представляю, как ещё одну с нуля написать.

— Вы говорили, что вкладываете личные переживания в свои тексты. Есть ли что-то настолько личное, что вы не хотите, чтобы услышали другие?

— Сейчас пишу песню про родителей, и я, честно говоря, боюсь. Потому что понимаю, что родители скорее всего будут возмущены. Скажут: «Как же так, ты же хорошо росла». А это действительно так, я росла в благополучной семье. Но у меня тоже есть свои недопонимания и проблемы с родителями, как и у всех людей. Я пишу про это. Естественно, они меня не поймут.

Когда выступаю на одной сцене с поп-исполнителями, думаю, что лишняя, что мои тексты вообще лучше никому не показывать. Я иногда стесняюсь тех слов, которые сама же и говорю. Но, думаю, что готова этим делиться, раз выкладываю. У меня нет никаких секретов. Единственное, я не умею писать про любовь, хотя, может быть, мне даже хотелось бы написать какую-нибудь песню про свои любовные страдания.

— Что вы чувствуете, когда делитесь переживаниями с аудиторией?

— Иногда у меня есть страх, что меня не поймут, осудят. Либо скажут, что я слишком груба, либо «зачем ты всё это говоришь». Меня в целом всегда поддерживали, так что не знаю, откуда такие мысли. Вообще очень хочется делиться своим творчеством, прямо огромное желание. Я с таким нетерпением пишу альбом, жду, когда он уже выйдет. У меня тёплые отношения с аудиторией: они ждут, я пишу. Каких-то особых страхов насчёт них нет, насчёт себя есть.

— Слова и музыка в ваших песнях зачастую довольно мрачные. Посыл и идеи, которые вы вкладываете, тоже мрачные или стоит взглянуть на это более позитивно? 

— Я не говорю, что жизнь плохая и всё плохо. Нет, всё так, как есть. Это основной лейтмотив моих песен, то, как я вижу эту жизнь. Я никого не перетягиваю ни на какую сторону, и сама я ни на какой стороне. Просто пишу о том, что вижу и чувствую. Например, я действительно считаю, что человек – это слабое звено, что нами управляют. Задумываться об этом бессмысленно, надо просто это принять. В рамках своей жизни мы можем что-то делать, а дальше – нет. Я пишу: «Это так, и, если вы это не примите, вам будет тяжелее жить». Да, это мрачно, но это жизнь.

— Вы говорили, что песня «Щупальца леса» характеризует ваше творчество. Как именно?

— Она полна метафор. Я очень люблю их и не люблю прямые смыслы. В этом случае непонятно, о чём она, но могу сказать, что «Щупальца леса» о том, как человек проходит все стадии принятия неизбежного, это путь самопознания. Именно поэтому песня описывает всё: в ней очень ярко отражается, как человек борется с собой, со своей тенью; как пытается смирится с «трупным озером», которое на первый взгляд ужасное и страшное, но ведь оно про пороки, которые у всех нас есть. В общем, эта песня про то, что у человека внутри. 

— Как «Щупальца леса» и «Кисельные берега» перекликаются между собой?

— «Кисельные берега» о том, что человек не властен сопротивляться своей сущности и природе; я верю в судьбу, и здесь как раз об этом. Перекликаются песни метафорами и очень тесной связью с природой. Они больше наполнены какими-то мифами, хотя, на самом деле, это просто метафоры, которые показывают наше внутреннее «я».

— Меняются ли эмоции, которые вы вкладываете в свои песни?

— Нет, это всегда какое-то сопереживание самой себе и человечеству, горечь, когда ты не в силах принять то, что есть, но принять надо. Это чувство безысходности, неизбежности: когда тебе больно и плохо, но ты ничего не можешь с этим сделать, поэтому остаётся просто принять.

— Вы не думали о том, чтобы писать что-то более «светлое»?

— Я просто не умею. Мне иногда самой страшно от того, что я пишу, но по-другому не получается. Видимо, мне пока не приоткрыта эта дверь. Однако мне очень нравится то, что я делаю.

— Вы говорили, что и раньше хотели попасть на «Ночь музыки», а выступление на New Open дало вам такую возможность. Как вы себя чувствуете, оказавшись здесь?

— Конечно, я рада. Очень круто быть здесь, мне действительно этого хотелось. Мечты сбываются. Кроме того, нас поставили на хорошую сцену, и слушатели были довольно активные. Для меня вообще это классный опыт, здорово, что нас поддержала аудитория. И нас точно кто-нибудь запомнит, что хорошо, так как также хочется получить какой-то профит от участия.

Над материалом работали: Ксения Ершова, Софья Сартакова, Евгения Туреева

Фото: Ульяна Новицкая

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив