«На фоне проплывал в нарукавниках Антоха МС», — Павел Камакин о музыкальных морских путешествиях

Вы задумывались, что будет, если посадить музыканта в лодку и отправить его в путешествие вокруг разных стран с возможностью соревноваться в парусном спорте? Эксперт шоукейс-фестиваля New/Open 2024, промоутер, создатель агентства Music Race, совладелец клуба «Агломерат» и концертной площадки Summer Stage Павел Камакин рассказал об опыте музыкальных морских путешествий и работе с начинающими артистами.
— Начнём сразу с ближайших событий. Со второго по девятое марта сообщество Music Race отправляется вокруг острова Пхукет. Это пятое ваше путешествие. Как пришла идея делать такие заплывы?
— Наша основная деятельность — это концерты, их производство. Но мы увлеклись и парусным спортом. Это схожие виды вдохновения: и там, и там большая романтика. Парусный спорт и музыкальное творчество дополняют друг друга.
Мы сделали пробный выезд в Испании, на Майорке, и было достаточно эпично. Поняли, что это может стать уникальным форматом, который делаем только мы. Я не встречал музыкальных организаторов, проводивших события такого рода. Есть ещё несколько регат, которые приглашают артистов на свои мероприятия, но именно парусный фестиваль — наше изобретение.
— Только в России или ещё и за рубежом?
— Я, честно сказать, ни в России, ни за рубежом такого не видел. Но это очень сложно отследить. Тут нюансы имеют значение, потому что музыканты принимают участие в разных мероприятиях, в том числе в массе спортивных. Например, на каждом могучем футбольном матче играет какой-то артист. Дело не в том, что мы придумали связь двух массовых увеселений: музыки и спорта. Позиционирование нашего мероприятия — именно музыкальный фестиваль на парусах. Каждый день утром — концерт, вечером — парусное соревнование. В этом оригинальность.
— Вы уже побывали в Греции, Турции, на Кубе и много где ещё. Как выбирается место?
— Есть стандартные акватории, в которых проводятся парусные соревнования. Мы были в Испании, Черногории, Хорватии, Франции, Греции, Турции, на Кубе и вот сейчас поедем в Таиланд. Дело в том, что во всех акваториях побывать — это, конечно, очень амбициозная задача. Есть множество локаций, в которые мы, наверное, не скоро попадём. У нас были планы и договорённости, что поедем в Норвегию, в Голландский внутренний залив, в Америку или на Гавайи, в Австралию. Это всё мы обсуждали и готовили все эти мероприятия. Они пока на холоде стоят. Чтобы съездить во все акватории, где развита парусная инфраструктура, жизни не хватит! Осенью мы будем всегда возвращаться в одну и ту же локацию в Турции. Там участвуют 30–40 лодок. Это фактически весь флот, который мы арендуем под свои мероприятия. А весной будем путешествовать по каким-то новым локациям. Например, сейчас поедем в Таиланд. Там будет меньше кораблей, потому что это более удалённая точка и дорогой выезд. А потом, осенью, мы снова вернёмся в локацию, которая у нас уже подготовлена. Там мы всё знаем.
— Сколько человек участвует в поездках?
— 350–400 человек. В самой первой поездке собиралось меньше. Когда мы начинали, у нас было 12 лодок, потом стало 17, потом — 22. В прошлом году их было 37. Мы довольно динамично растём как сообщество.
— Подбираются ли артисты для поездок? Каким образом?
— Конечно, подбираются. Это настоящий фестиваль, в нём есть арт-дирекшен. Арт-директор — это я. Выбираю артистов, которые отвечают духу нашего комьюнити, критериям актуальности. Но при этом есть часть аудитории, которая не музыкально ориентирована. Это скорее спортсмены. Вот и они, конечно же, реагируют на имена. На прошлых фестивалях были ZOLOTO, Тося Чайкина, Антоха МС и другие. При этом мы оставляем пространство и для бодрых энергичных фрешменов, которые могут с нами поучаствовать и в этом контексте сделать себе какой-то контент. Выступление всегда происходит на берегу моря или вообще в море — это просто уникальный контент. На Пхукете у нас будут локальные артисты. Некая экспедиция.
— Как артисты адаптируются к таким необычным условиям?
— Иногда очень сложно. У нас были проблемы с укачиванием некоторых музыкантов, приходилось менять планы, и выступление вместо морской сцены перебазировалось на наземную. Например, такое произошло с «Обе Две». Они не смогли выступить на корабле из-за качки. Мы не можем знать, как отреагирует организм артистов в таких условиях. Это, конечно, несерьёзная, но, тем не менее, проблема. Она решается.
— Какое самое запоминающееся событие вы можете отметить за все свои заплывы?
— Был очень интересный момент, когда все артисты, которые участвовали в нашем испанском фестивале, в какой-то момент оказались на одном катамаране. Они записали на судне импровизационный сет, который ещё потом снимали на видео. Это было супер-круто! В этом году мы тоже сделали джем-сейшен на движущейся лодке. Когда все суда стартовали в гонку, мы на двух катамаранах двигались вдоль стартовой линии. Звучала живая музыка и отвлекала людей от старта. Было весело! Помимо этого ещё, конечно же, произошла удивительная история в момент выступления группы Pompeya. Мы вели прямую трансляцию в нашем сообществе во «ВКонтакте». Группа играла на пирсе. Так получилось, что на фоне в непосредственной близости от воды проплывал в нарукавниках Антоха МС. Это записали на трансляции. Всем очень понравилось.
— Вода — серьёзная стихия. Что вы делаете в случае шторма?
— В совсем неспокойную погоду мы не выходим. Пережидаем шторм. Слава богу, в Средиземном море, где проводим преимущественно все мероприятия, редко бывают штормы, длящиеся больше трёх дней.
— Какой был самый молодой и самый взрослый участник? Сколько лет им было?
— Наш фестиваль для всех возрастов. Мой сын ходил со мной, когда ему было три с половиной года. Наш судья тоже путешествовал, ему 78 лет.
И дети, и взрослые очень хорошо переносят морские приключения. Когда человек не может расслабиться и находится в напряжении всё время, тогда скорее у него будут какие-то проблемы. Но когда он открыт всему — здорово на всё реагирует.
— В интервью институту музыкальных инициатив вы говорили, что сообщество Music Race хочет заниматься концертами независимых музыкантов и театральными историями. Как вы себе представляете сотрудничество с театрами? Что конкретно собирались или собираетесь сделать?
— В моём понимании, театральные истории — это музыкальный театр, связанный с независимыми артистами. Перформансы, например, с «Копами в огне». В представлении мне бы очень хотелось сделать репертуарный театр. Сейчас мы задумываемся с партнёрами на тему театральной постановки о рейве. Я, к сожалению, пока не могу раскрывать подробности, но мы уже поговорили с несколькими знаменитыми режиссёрами и делаем разработку этого репертуарного театра. Он будет завязан на электронной музыке. Зрелищный перфоманс. Мне кажется, что за этим будущее.
— Также в интервью «Снобу» вы говорили, что особое внимание уделяете новым именам. Какие новые имена вы привлекли в сообщество Music Race прошлом году?
— Если говорить про концерты, которые делаем, то все артисты, так или иначе, проходили через нашу сцену. Недавно мы провели первый концерт артистки Минаевой. Это было потрясающе! Я уверен в том, что Ксюша будет мощнейшим хедлайнером в скором времени. Не так давно у нас был концерт группы «Испанский стыд», которая сегодня тоже играет на фестивале New/Open. Я считаю, что они тоже очень недооценённый коллектив и у них есть потенциал. Soltwine, «нееет, ты что», СТОУНД, ВЕРЕНИЦА, Blizkey, «Диктофон» — десятки, если не сотни молодых артистов проходили через наше агентство.
— А какие новые имена привлекли вас в Екатеринбурге и на New/Open?
— Сейчас ещё не закончился фестиваль. Сегодня ещё что-то привлечёт. За вчерашний день мне очень понравилась группа «Сирин Край», интересная группа qaynar, прекрасная — Index trio. Отличные рок-группы — «Пекинский велосипед», «Фламандская школа», Here come the philistines.
— Какие черты вас привлекают в молодых артистах? Каким критериям они должны соответствовать, чтобы стать частью вашего сообщества?
— Существующий артистический образ и его начальная проработка, когда возникает художественный мэтч. Это всегда впечатляюще. Важен внутренний эмоциональный отклик. Перечисленные группы вызвали его у меня. Мы промоутеры и работаем с уже готовой аудиторией, а как её создавать — это вопрос продюсера.
Над материалом работали: Анастасия Князева, Татьяна Вотева, Виктория Граб
Фото: Алёна Мальцева, Мария Уманова
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив