Ural Music Magazine

«Чем больше джаза будет в нашей жизни, тем лучше будем мы», — Роман Христюк на New/Open

«Чем больше джаза будет в нашей жизни, тем лучше будем мы», — Роман Христюк на New/Open

На фестиваль New/Open Showcase приезжают талантливые музыканты, чтобы показать свои творческие проекты экспертам индустрии. Роман Христюк, исполнительный директор Фонда Игоря Бутмана и Igor Butman Music Group, рассказал про джазовые фестивали, о музыкальном бизнесе и молодое поколение джазовых исполнителей. Вы ещё не влюблены в джаз? Что ж, вам определённо есть что о нём узнать.

— Какие свои проекты вы могли бы назвать самыми важными для развития джазовой индустрии?

— Jazz across borders — форум-фест, который мы проводили шесть раз; «Московский джазовый фестиваль» — самый большой джазовый фест в нашей стране и один из самых больших в мире; празднование Международного дня джаза в 2018 году, которое мы делали вместе с ЮНЕСКО; празднование столетия российского джаза в 2022 году.

— Jazz across borders (международный джазовый форум-фест) был перенесён на 2024 год. Чего стоит ожидать от одного из крупнейших фестивалей джазовой музыки на этот раз?

— Это в первую очередь конференция, а также радость встречи со всем джазовым сообществом. Мы придумали такую платформу, где всем в кайф приехать в Петербург на несколько дней, пообщаться, посетить концерты, узнать о новых музыкантах, себя показать и возможно привлечь инвестиции. Надеюсь, что в этот раз всё пройдёт в ещё большем масштабе, потому что в 2023 году мы, к сожалению, не встретились, и все очень соскучились!

— За столько лет работа не стала рутиной?

— Так может показаться, однако каждый год мы изобретаем что-то новое, потому что без инициатив очень скучно жить. Например, празднование столетия российского джаза в 2022 году. Нас никто не заставлял его поводить, мы сами всё придумали. Эту дату связывают с первым российским джазовым концертом, который прошёл в ГИТИСе в 1922 году. Кто бы мог подумать, что сто лет спустя гала-концерт, посвящённый этой дате, пройдёт на сцене Большого театра? Будет огромная серия из 20 концертов по всей стране; появятся Джазовая улица в Москве и  Джазовый сквер в Санкт-Петербурге; будет выпущена книга, посвящённая столетию джаза, и сборник ста российских джазовых стандартов. Эта работа нас вдохновляет. Мы понимаем, что что-нибудь из этого точно останется в памяти людей и что то, что мы делаем, действительно важно для большого числа любителей музыки.

— Есть ли у вас увлечения, которые никак не связаны с вашей работой или джазом?

— Да, я долгое время играл в рок-группе, сейчас планируем её возродить. Ещё продолжительный период увлекался муай-таем, тоже потихоньку к этому возвращаюсь.

— Какую музыку вы слушаете в повседневной жизни?

— Как ни странно, я довольно много слушаю джаз. Он у нас даже в офисе играет, потому что в соседнем помещении находится большой зал, в котором репетируют джазовые музыканты. Много слушаю любимых мной гитаристов: Евгения Побожего, Томми Эммануэля, Пэта Мэтини, Ивана Смирнова и других. Также слушаю инди-рок. Музыка либо цепляет, либо нет, и не важно, к какому направлению она относится.

— Есть ли группы на этом New/Open, чьи песни вы бы добавили в свой плейлист?

— Дело в том, что здесь выступают мои джазовые любимчики — молодёжная группа Excite Quintet. Часть из них — выпускники нашей Академии джаза и, во-первых, они блестящие музыканты, а во-вторых, у них очень талантливый менеджер Елизавета Вайновская, который ведёт группу в правильном направлении. Только недавно российские джазовые музыканты осознали, что без менеджера очень сложно заниматься карьерой. Здесь реальный пример того, что такой менеджер даёт артисту. Возвращаясь к вопросу, скажу, что мне также понравились и другие коллективы: «АПВ», группа Mesch!, Ася Гурзо. У них очень свежая музыка. Люблю слушать что-то необычное для себя.

— Вы говорили, что джаз нужно услышать именно вживую. Есть ли ещё какие-то жанры музыки, для которых, как вам кажется, важно именно живое звучание?

— Мне кажется, так можно сказать про любую музыку. Относительно джаза я считаю, что он зачастую рождается в моменте. И лично мне сложно слушать в записи, потому что так музыка кажется однообразной. Когда вживую — это уже другая история.

— Как джаз стал настолько важным для вас?

— У меня никогда не было стремления стать джазовым промоутером, но в детстве благодаря родителям-музыкантам я слушал много джазовой музыки. К этому этапу работы я пришёл уже с определённым багажом. Когда-то давно мне предлагали заниматься пиаром комедийного шоу, и передо мной стоял выбор: продвигать джазовую музыку или уйти во всем понятную отрасль. Моё твёрдое убеждение: невозможно заниматься менеджментом искусства, в которое не веришь. В джазовую музыку верю, за неё никогда не стыдно.

— В чём для вас проявляется дух джаза?

— В сочетании высшей степени профессионализма с внутренней свободой.

— Чем, по-вашему мнению, джаз выгодно отличается от других жанров музыки?

— Наверное, тем, что являет собой чистый образец культурной апроприации. Джазовая музыка — это такой жанр, который всегда будет существовать, потому что он в себя впитывает все влияния и сам себя обогащает. Когда мы видим развитие разных направлений музыки, может показаться, что джаз оттеснили на второй план. Он просто начал развиваться в рамках других стилей: появились джаз-рок, панк-джаз, есть эксперименты джаза с хип-хопом и электронной музыкой. Джаз — это не просто стиль в музыке, а некое пространство, в котором развиваются музыкальные идеи, пропущенные через обязательные джазовые элементы.

— Вы обучаете молодое поколение, у джазовой академии есть филиалы по всей стране. Также устраиваете молодёжные фестивали, например, на «Тавриде». Нравится ли вам молодое поколение джаза?

— Да, они замечательные. Сейчас очень правильное время для джазовой музыки, потому что никогда прежде она не была на такой высокой ступени развития. Есть куча профессионалов, играющих на мировом уровне; появился определённый музыкальный багаж и много джазовой музыки от русских ребят; начинает развиваться инфраструктура: новые клубы, фестивали. Отношение в обществе становится правильным. Например, мы за неделю на Московском джазовом фестивале собираем 250 тысяч человек. Число, которое раньше казалось просто астрономическим, теперь норма. У власти отношение к джазовой музыке становится как к академической, как к тому, что нужно поддерживать, развивать. Это значит, что будет продолжать развиваться джазовое образование, которое, определённо, этого заслуживает. И мы вносим свой вклад: в этом году открыли джазовую музыкальную школу в Екатеринбурге под патронатом Игоря Бутмана. Это тоже одна из побед, и я уверен, что, чем больше джаза будет в нашей жизни, тем лучше будем мы.

— Можете ли вы отметить какие-нибудь отличия между разными поколениями?

— У каждого поколения есть свой взгляд, у нового просто больше возможностей. В советское время джазмены иногда даже не могли послушать новый альбом, потому что не было записей в открытом доступе. Есть поколение тех, кто получил образование в другой сфере, а затем пришёл к джазовой музыке, самостоятельно изучив основы. Сложно сравнивать, потому что у молодёжи сейчас весь мир открыт: авторские школы, учебники, можно учиться у самых разных музыкантов. Молодое поколение должно эти возможности использовать, чтобы рвануть на более высокий уровень. Об успехах также говорит мировое признание. Например, гитарист нашего Московского джазового оркестра Евгений Побожий в 2019 году выиграл самый престижный джазовый конкурс и стал лучшим молодым гитаристом мира. Это признание заслуг российской джазовой школы на самом высоком уровне.

— Видите ли вы в них достойное будущее джаза?

— Абсолютно. Это поколение нужно поддерживать, и музыканты должны понимать, куда расти. Для этого нужно развивать джазовое образование и увеличивать популярность джазовых клубов. В целом вопрос развития джазовой инфраструктуры стоит, и мы со всем джазовым сообществом его решаем.

Над материалом работали: Ксения Ершова, Софья Сартакова, Виктория Граб

Фото: Эрика АндроноваИлья Нагибин

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив