Ural Music Magazine

«С Екатеринбурга начался наш успех», – фронтмен группы ГАФТ о том, для кого, как, почему и зачем его музыка

«С Екатеринбурга начался наш успех», – фронтмен группы ГАФТ о том, для кого, как, почему и зачем его музыка

Питерская группа ГАФТ не впервые выступает на сцене в Екатеринбурге. В этот раз толпа слушателей собралась на площадке «Рокот стадиона» Екатеринбург-Арены. Музыканты заканчивают свой небольшой тур по трем столицам: главной, северной и уральской, но всё так же полны энергии, чтобы «нести свет». Солист и основатель ГАФТ, Николай Яковлев, поделился тем, как проходит работа над социальными проектами, в чём концепт продвижения песен и какую всё-таки роль играет их творчество.

О СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ И АУДИТОРИИ ГРУППЫ

— Как-то в шутку вы назвали ГАФТ «музыкальной сектой». А как известно, у любой «секты» есть своя идеология. В чём заключается ваша?

— Мне всегда хотелось помогать музыкой. Мои любимые музыканты – Трент Резнор, Эллиот Смит, – их песни меня «лечили», когда было грустно, тяжело. Мне хотелось, чтобы наши песни помогали людям, «несли свет». Да, у музыки всегда была помогающая роль, и как раз социальные проекты переводят эту роль в материальную фазу. 

 Вы уже провели много благотворительных акций: флешмобы против домашнего насилия, в поддержку бездомных животных, ко Дню защиты детей. В какой момент группа пошла по направлению социальных проектов?

— Когда писалась песня о домашнем насилии «Это не больно», описываемое в тексте произошло в моём близком кругу. Тогда я подумал, что хочу что-то поменять не только с содержательной точки зрения, но и вывести это в мир как цельную историю. И понял, что песни приобрели какое-то новое измерение, звучание, и мне понравилось. 

— Получается, «Это не больно» основана на реальных событиях. А как насчёт остальных песен?

— Конечно, ты всегда берешь всё из своей жизни. Например, песню «Ангел», которую мы с Макодзебой исполняли, я написал про своего папу, который погиб в ДТП. Поэтому деньги от песни со стримингов мы передаём в фонд против ДТП. Песня «В пухе тополином» про мою любимую кошку. Почему бы не сделать кампанию помощи приютам для бездомных животных? Просто создаешь дополнительное измерение вокруг музыки. Конечно, на основе настоящего, того, что внутри. На самом деле люди очень «чувствуют» правду или неправду, поэтому любая выдумка сразу будет считана, и никто тебе не поверит.

— В интервью «Московскому комсомольцу» вы сказали пару слов о критериях хорошей музыки: она живет через года, «пройдет 50 лет, а песня останется». Что вы делаете в своем творчестве для того, чтобы ваши альбомы оставляли отклик в сердцах разных поколений?

— Я не пишу песни как спорт: вот я встал с кровати и мне сегодня нужно 20 строчек срифмовать. Нет, я жду, пока ко мне что-то придет. Вот сегодня ночью приснилась песня, её как будто пела Стереополина, правда, у неё такой песни нет. И я решил, что это отличная идея, мне подойдет! Проснулся, и это было как чудо. Я просто всегда жду тексты и музыку, не выдавливаю из себя. Жду, формирую заметки и потом уже дорабатываю. Я считаю, когда ты берешь что-то из потока, есть шанс, что оно сохранится надолго.

— Несколько лет назад вы признались, что всегда «обладаете пачкой заметок, в которой штук 40 незаписанных песен, и какие-то из них вообще никогда не будут записаны». Почему некоторые из них точно не услышат фанаты?

— Кто его знает, каждой песне приходит своё время. Например, композиция «Снег», которую мы с Катей Яшниковой выпустили как фит, ждала своего часа с 2012 года. Больше 10 лет назад её написал, а потом мы с Катей связались, и я сказал: «Вот! Эта песня ей точно подойдет!» 

То, что какие-то композиции никогда не выйдут... Ну и что, какая разница? Зато мне было радостно, когда я их поймал и зафиксировал. Это самое большое счастье.

— Как вы решаете, какая песня выйдет в свет?

— Мы же музыкальная группа. У нас есть чат для новых песен ГАФТ, куда я скидываю то, что написал. Просто кидаю, и что-то из этого мы делаем. Конечно, хочется выпускать песни раз в три недели, чтобы постоянно шла эта музыка. Сейчас мы где-то раз в шесть недель выпускаем.

— В альбоме «ГАФТ ПАНК», посвященном Дню ментального здоровья, в интерлюдии вы посоветовали не бояться обращаться к специалисту за квалифицированной помощью, а также попросили написать письмо после прослушивания всего альбома. Какие письма вы получили от слушателей?

— Мне очень нравится, когда, например, кто-то оставляет комментарии по типу «Ваша музыка дала мне возможность пересмотреть свои взгляды», «Эта песня помогла мне выйти из токсичных отношений». Сразу думаешь, что это всё не зря. Вообще много пишут, я всегда общаюсь со «своими» людьми в соцсетях, нахожу время. Иногда сообщения лежат несколько дней, но всё равно я возвращаюсь к ним, отвечаю, стараюсь услышать человека, отзываюсь с какой-то своей любовью. И после «Гафт панка» много благодарили, говорили, что музыка очень помогает. После концертов пишут, какой счастливый это был день.

— Что дает такой тесный контакт со своей аудиторией?

— У нас очень преданное комьюнити, по крайней мере сейчас. Оно помогает писать альбомы, поддерживает наше существование. Я вот помню даже, меня уволили в апреле с работы, а у нас есть чат, который называется «гафтияне». Мы шутили-шутили, и я отправил шутку – скрин карты, где у меня 13 копеек на счету. Так мне ребята «на покушать» скинули.

— Какие ваши преданные слушатели? Как выглядит портрет аудитории группы ГАФТ?

— Я считаю, это люди, которые прошли через какую-то боль, и они её чувствуют, знают и понимают, поэтому им отзываются наши песни. В этой боли я могу дать им какой-то комфорт, успокоение, веру в то, что всё будет хорошо. Ты больше ощущаешь, когда прошёл через какую-то травму. А мои травмы, когда отделяются от меня, начинают помогать другим людям, которые вскоре понимают, что они не одни в этой своей боли.

ПРОДВИЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

— Последнее видео на вашем официальном ютуб-канале – домашняя акустика песни «Холодно». Что лично вам нравится больше: громкие концерты с усилителями звука или тихая, спокойная акустическая гитара?

— Когда приезжаю в какой-нибудь город с акустикой, часто там находятся какие-то люди, с которыми мы репетируем один раз, а потом играем акустику. Это совершенно живая история. Но ещё мне нравится мощь электричества, потому что это огромная энергия, отдача, люди приходят поплясать, оторваться, и я сам прыгаю полтора часа. Это абсолютно разные истории, и ни одну из них нельзя умалить или превознести над другой. Мне нравится, как электрическая версия «Холодно», так и акустическая вместе с Masha Hima. Это всё одна песня, просто по-разному звучит.

— В комментариях к этому же видео с акустик-версией вы написали, что «основной движ у нас ВКонтакте, все прослушивания, просмотры там». Почему ваша основная площадка именно на этой платформе?

— Думаю, нужно создать место, где ты сможешь «ухаживать» за своими слушателями, где сможешь создать вечеринку. Когда у тебя нет суперогромного ресурса, нужно начинать с одного места, с места аккумуляции сил. Я веду разные площадки. Например, во ВКонтакте у нас действительно основной движ, в запрещенной сети больше сторис, чего-то живого, на «Дзене» разборы наших кампаний. В ВК классно работает умная лента, несмотря на комментарии: «Что это делает в моей ленте!?» (смеется) Это уникальная платформа, где можно прикреплять всё что угодно, и это будет в одном пространстве. Сейчас ты можешь всё выложить, развивать соцсети самостоятельно.

— У вас очень много фитов с разными андеграундными группами, а это, как известно, тоже определенный метод продвижения. Как проходит процесс совместного написания песни? Кого вы обычно выбираете в соавторы?

— Это всегда дружба и любовь, взаимное уважение. Музыканты очень обособлены, часто сидят дома, продюсируют свои песни. Куда круче дружить, вместе гулять, собираться на квартирах, вместе делать музыку. Кто-то зашел к тебе в гости, услышал песню и говорит: «Вот тут классно, а давай мелодию получше сделаем!» Мы в этом году начали так общаться с Masha Hima, с DenDerty. Чувствуешь, что ты не одинок. А так, кто-то предлагает музыку мне, кому-то предлагаю я, кто-то пишет свой куплет, кто-то помогает с продюсированием или мелодией. Это «кипящий котел» творчества.

ПРО «НОЧЬ МУЗЫКИ» И СОЛЬНИК

— В Екатеринбурге вы завершаете свой небольшой тур Питер-Москва-Екб. Аудитория из какой столицы – главной, северной или уральской – всё-таки ближе вам?

— Вообще, с Екатеринбурга начался наш успех. Нас перестали игнорировать, в нас начали верить, стали поддерживать, брать интервью, включать в классные плейлисты. Всё это началось после New Open и продолжается здесь. Первый концерт «ГАФТ ПАНК» тура прошел в Екатеринбурге круче всего, уделал и Москву, и Питер. На данный момент мне очень понравился питерский концерт, посмотрим, как пройдёт здесь. Я думаю, всё будет хорошо.

— Несколько дней назад в комментариях к посту на официальной странице «ГАФТ» вы написали: «Я вот думаю попробовать на весь стадион бахнуть "Я не отойду в сторону или не... "» Всё же надумали?

— Думаю, что сыграем «Холодно» и посмотрим, насколько будет «горяч» стадион, после этого попробуем по обстоятельствам. Я готов.

— Помимо фестиваля, вы на днях будете повторно выступать в «New bar» 25-го числа. Чем отличается выступление на «Ночи музыки» от сольного концерта?

— Да почти всем. На фестивале ты должен охватить большую аудиторию, которая тебя не знает, и вовлечь её в какую-то свою мистерию, сделать так, чтобы она услышала твою музыку. А на сольном концерте ты не должен никого заставлять верить. Покупка билета на концерт – это вообще акт максимального доверия. Люди знают песни, часто поют их громче, чем ты, и это очень сильное ощущение. Ты должен дать максимум того, что они уже знают, так как пришли именно к тебе.

Над материалом работали: Вероника ГизатулинаСофья Сартакова, Евгения Туреева

Фото: Сергей Меркулов

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив