Ural Music Magazine

MATANYA: «Музыка – это самый мощный инструмент для объединения людей»

MATANYA: «Музыка – это самый мощный инструмент для объединения людей»

MATANYA – исполнительница песен на стыке эклектичных жанров, мелодии которых вдохновлены фольклорной музыкой. В своих композициях она синтезирует древние этнические напевы и современное звучание. Певица рассказала нам о том, когда наступил переломный момент в ее карьере, как продвигать свое творчество без денег и что общего у MATANYA с Тайлером Дёрденом.

— В своей музыке вы сочетаете электронику, поп-фолк и элементы дарк-фолк-кабаре. Как удается собрать такие разные жанры в единое, гармонично звучащее целое?

— Я позиционирую свой творческий путь как большой эксперимент. Не пытаюсь гнаться за трендами, предугадать, что будет коммерчески успешным и востребованным. Просто занимаюсь любимым делом, вижу в этой музыке себя, поэтому получается так искреннее и здорово. Я беру зерно в фольклоре и смешиваю его с разными электронными звуками, но мои эксперименты ничем не ограничиваются. Например, один из последних треков «Казак» – это техно-фолк, а ранние композиции, такие как «Маки» и «Свадебная», – витч-хаус с фольклором, «Заворожу» и «Пой» – поп-фолк. Сейчас у меня появилась музыкальная группа, и мы обрамили электронный проект живыми инструментами. Получилось совершенно новое, но не менее гармоничное звучание.

— Вас всю жизнь окружает русский фольклор: c 4 лет вы разучивали народные застольные песни с мамой, пели в ансамбле «Казаки России» и сейчас продолжаете исполнять треки в жанре фолк. Когда-нибудь хотелось кардинально поменять направление?

— Переломный момент произошел в 13 лет, когда я стала разочаровываться в исполнительстве русской народной музыки. В школе меня попросили выступить с коллективом, я была в сарафане и кокошнике. Весь день меня дразнили одноклассники, и я не смогла выйти на сцену, сказав, что мне стыдно за то, чем я занимаюсь. Именно тогда решила сделать так, чтобы народную музыку смогли слушать мои сверстники. Появилась идея миксовать современный звук и певческую фольклорную традицию.

— В 2019 году вы участвовали в шоу «Песни на ТНТ», где получили негативный отклик от Басты и Тимати. Как думаете, почему ваша музыка не откликнулась членам жюри?

— Не нужно забывать, что это телевизионный проект, шоу. Я просто не подошла под формат и музыкальное видение продюсеров. Моя музыка нишевая, но я верю, что она найдет своего слушателя в большом контексте. У нас общепринято другое звучание, и, конечно же, сложно с такими неформальными песнями понравиться всем. Такая резкая реакция членов жюри и Павла Воли не могла пройти мимо меня. Я очень сильно расстроилась и на полгода впала в депрессию. Появились мысли, что петь – это не мое, и, наверное, лучше заняться чем-то другим. Хорошо, что я взяла себя в руки, заново поступила в ГИТИС и подала заявку на телепроект «Голос», в котором меня ждали разворот четырех наставников и полуфинал в команде Александра Борисовича Градского.

— Что помогло на этом этапе поверить в себя и найти силы продолжать заниматься музыкой?

— Поддержка родителей. У меня удивительная семья. Они разделяют любую мою, даже самую безумную, идею и верят в нее. Как компас вела мечта, цель и задача на жизнь – обессмертиться, оставить след в истории. Мысль о том, что я могу быть полезной, нужной, что у меня есть талант, который можно использовать во благо, движет мной в моменты отчаяния.

— Альбом «Танюша» наполнен вашими переживаниями, мыслями, сомнениями, вопросами «кто я?» и «про что моя музыка?». Можете ли вы сказать, что процесс создания песен – это некий сеанс психотерапии для вас?

Безусловно, это рефлексия. Музыка хоть и является моей работой, но, в первую очередь, это творчество. Все, что я создаю – отражение меня, определенного этапа жизни, переживаний, мыслей. Альбом «Танюша» – путь от маленькой, неуверенной в себе девочки до сильной, властной и даже демонической женщины.

— Вы закончили ГИТИС. Помогает ли актерское образование в музыкальной деятельности?

— Я целенаправленно пошла учиться в театральный вуз, а не в вокальный, потому что хотела получить актерскую базу и понимание себя как драматической актрисы. Мне кажется, что на сцене нужно быть артистом, и театральное образование дало мне эту возможность.

— Клип на песню «VINOGRAD» представляет собой практически короткометражный фильм, где вы смогли проявить себя как актриса. Кому пришла идея так «обыграть» эту композицию?

— Это скорее не клип, а моя первая видеоработа, которая обошлась практически в ноль рублей. Мы придумали ее вместе с однокурсницей из ГИТИСа. Ехали в метро, и она предложила снять такую историю. Отправились в Липецк, подключили весь город: снимали часть в историко-культурном музее, костюмы взяли в драматическом театре и пригласили местных актеров. В этой работе рассказывается история любви замужней служанки, испытывающей взаимные чувства к барину, в доме которого она служит. Виноград показан здесь как запретный плод, потому что такой любви, к сожалению, не суждено случиться.

— Вы отмечали, что ваш экстравагантный внешний вид – это провокация, попытка вызвать резонанс. Одеваетесь так в реальной жизни, или это только сценический образ?

— Жизнь такая короткая, что хочется каждый день делать праздником. Одежда – это отражение моего внутреннего мира и меня самой. Мои сценические образы довольно эпатажные и провокационные, потому что такой я чувствую свою музыку. Я называю это «визуально-музыкальные эксперименты». Конечно, периодически случается усталость от кричащих образов, иногда хочется не привлекать внимание. В жизни одеваюсь, как мне кажется, незаурядно. Чаще всего передвигаюсь по городу в чем-то лаконичном, но с удовольствием ношу головные уборы наподобие кокошников.

— Вы говорили, что интроверт, но, увидев, как вы ведете себя на сцене, сложно в это поверить. Можно ли сказать, что MATANYA – это своеобразный Тайлер Дёрден для вас?

— В какой-то момент я сама считала, что MATANYA – это мое альтер-эго. Сейчас хочу уйти от этой концепции расщепления. Я не персонаж, а все-таки человек. У меня просто есть несколько разных граней, и хотелось бы, чтобы люди принимали меня любой. Не хочу говорить, что MATANYA – вымышленный персонаж, потому что это целая вселенная, которая живет в Танюше. Я действительно интроверт и устаю от людей. У меня есть потребность быть нужной и заметной, но я восстанавливаю силы и внутренний ресурс только в одиночестве. Мне необходимы дни, когда я останусь дома и не буду ни с кем контактировать, чтобы потом выйти на сцену и взаимодействовать с большой публикой.

— В начале своего пути вы столкнулись с финансовыми трудностями. Какие еще проблемы мешают начинающим музыкантам, и как доносить свое творчество без денег?

— Действительно, чтобы развиваться и создавать музыку, начинающим музыкантам на первых этапах нужны большие финансовые вложения. Творчество как искорка. У тебя что-то вспыхнуло, есть огромное желание, но нет ресурса, а потом появятся деньги, но ты уже перегорел. Могу посоветовать ходить на проекты. Третье шоу, в котором я участвовала, – «Звезда». На него шла целенаправленно – побеждать, и выиграла главный приз – миллион рублей. Сейчас я могу создавать музыку, не думая о финансовой составляющей. Помимо денег есть проблема неуверенности в себе. Ты не понимаешь, для кого создаешь музыку, боишься столкнуться с осуждением. Первый хейт и негативные комментарии сильно травмируют, можно надолго замкнуться в себе.

— Вы говорили, что миссия вашего творчества – это популяризация фолка. Удалось ли сделать так, чтобы в наушниках у современного слушателя играла такая музыка?

— Сейчас не ставлю это основной задачей. Хочу помогать людям жить. Мне кажется, я смогла повлиять на процесс популяризации фолка в стране. На Яндекс Музыке в месяц у MATANYA 100 тысяч прослушиваний, значит кому-то это нужно. Большой интерес к моему творчеству у детей. Они стали интересоваться фолком, присылают мне рисунки в кокошниках. У меня был небольшой челлендж, когда я выпускала песню «Казак». На обложке этого трека подлинная фотография казака, прадеда моего преподавателя по литературе. Я рассказала эту историю своим подписчикам. После этого мне начали писать о том, как решили полезть в архив и узнали, что у них в роду были казаки. Круто, что? слушая мою музыку, люди задумываются о связи поколений. На мой взгляд, нужно делать так, чтобы те, кто очень далек от фольклорной музыки, заинтересовались ей. Если я могу привлечь внимание совершенно другой аудитории посредством моих ярких образов, фолковых мотивов в авторских песнях – это ли не счастье?

— Если бы вы писали песню о «Ночи музыки», то какую бы сказку или напев взяли за основу?

— Что-то мистическое, таинственное. Я знаю, что Урал – это родина сказов Бажова, Хозяйки Медной горы. Вдохновившись этим, можно написать про самоцветы. Вообще, я называю своё творчество «сказочная мрачная нежность», и песня про «Ночь музыки» была бы в таком стиле.

— Вы выступаете на площадке WORLD MUSIC «Изумрудный город», где поют музыканты со всего мира. Как вы думаете, может ли музыка объединить представителей разных культур?

— Музыка – это самый мощный инструмент для объединения людей разных наций, вероисповедований и ориентаций, потому что она всегда направлена на созидание. Её каждый воспринимает по-разному, но музыка – это такая мощь, способная вызвать множество эмоций. Посредством аудиального восприятия ты можешь расплакаться, рассмеяться, разозлиться или разбудить в себе какую-то невероятную силу.

Над материалом рабоатали: Софья Безвестных, Вероника Сибагатуллина, Дарья Башлыкова

Фото: Пресс-центр Ural Music Volunteer Crew

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив