Приложение для iOS временно недоступно. Пользуйтесь веб версией Ural Music Night. Пожалуйста, не удаляйте приложение, если оно скачано.

Ural Music Magazine

«Только сумасшедшие создают что-то новое», – группа ШАРТАШ о том, как работать в дуэте, перестать бояться и не стать модным в музыкальной индустрии

«Только сумасшедшие создают что-то новое», – группа ШАРТАШ о том, как работать в дуэте, перестать бояться и не стать модным в музыкальной индустрии

На фестивале Ural Music Night, прошедшем 23 июня, выступила группа ШАРТАШ. Двое друзей, Никита Бобунец и Александр Воробьев, рассказали, как работать в дуэте, начинать в музыкальной индустрии и искать своего слушателя.

Вы подали заявку на фестиваль в последний момент. Если бы вы все-таки этого не сделали, то что упустили бы?

Никита и Александр: Опыт.

Александр: Я для себя многое открыл именно после этого выступления. Понял, что на сцене можно вести себя более развязно, хотя раньше для меня это был стресс. Выступление — это своего рода театр, когда исполнитель выходит на сцену и начинается спектакль, но с музыкантами. Обычно в постановках главные актеры, а исполнители внизу, «в яме», их не видно. А тут с ними идет прямое взаимодействие, и это очень интересный опыт. И, естественно, я рад, что выступал не для пустоты и люди пришли. Круто, что много слушателей подходило к нам фотографироваться после концерта. Льстит, что среди них было много 16-летних, потому что всем нам когда-то будет по 40 лет, и они, возможно, все еще будут ходить на наши концерты.

Кроме возраста, что еще можете сказать про своего слушателя?

Александр: Своего слушателя я представляю себе абсолютно такими же, каким представляю себя. По-другому никак. Когда люди подходили сегодня фотографироваться, я верил, что эмоционально они такие же, как и я: иногда хмурые, иногда грустные, иногда у них появляется настроение раздолбать все вокруг — в этом и заключается ШАРТАШ. Мы разные, и музыка у нас разная, все по настроению.

Что в вашей музыке цепляет людей?

Никита: Мы пытаемся делать музыку для души, не стремимся к какому-то жанру или концепции, делаем то, что нам кайфово играть. Это у людей и откликается.

То есть какого-то конкретного направления у вас нет? Вы его не ищете?

Александр: Не ищем. Каждый раз, когда мы начинаем записывать что-то новое, отталкиваемся не от жанра, а от эмоций. Если послушать наш первый альбом, можно заметить, что все песни достаточно сильно отличаются друг от друга. Это только потому, что мы не придерживаемся какого-то жанра. Только эмоции.

С момента, как вы встретились, и до того, как вы начали позиционировать себя как группа, прошло четыре года. Что происходило все это время?

Александр: Вечерами и ночами мы играли, выпивали и разговаривали про музыку, а по утрам я делал домашку, оставлял ее у Никиты дома и шел на пары. Потом понял, что инженер из меня никакой, универ — это не мое, а написанию музыки нигде не учат. Как говорил Рэй Брэдбери: «Есть газонокосильщики, а есть садоводы». К сожалению, если мы говорим именно про создание музыки, быть «садоводом» нигде не учат, а учат только играть, то есть, создают «газонокосильщиков».

Как тогда стать «садоводом»?

Александр: Я не считаю себя великим «садоводом», но мне кажется, что для этого нужны насмотренность, начитанность и наслушанность. Вообще, только сумасшедшие создают что-то новое. 

Фото: Ангелина Ступина

— В какой момент вы поняли, что хотите показывать людям свою музыку?

Никита: Есть артисты, которые очень в себе уверены и творят всякую ерунду, которая кажется им очень крутой. Мы же более закрытые, просто играли для себя, и нам внутренне было хорошо от этого, о будущем даже не думали. В какой-то момент друзья сказали, что стоит попробовать записать наши песни, и мы решились.

Александр: Да, мы скромнее и от этого менее уверены в том, что создаем. Поэтому делая музыку, я слишком близко к сердцу воспринимаю критику друзей. Есть у нас знакомые, Ива Белозёрова и Полина Петухова, они поверили в нас, сказали, что им нравится наше творчество. Из-за чего, доверяя их вкусу, мы подумали, что и другие смогут оценить песни. Если бы не поддержка друзей, наш дуэт так и продолжал бы выступать лишь на встречах на Шарташе.

Вы работаете вдвоем. Какие в этом есть плюсы и минусы?

Никита: Мне кажется, если бы я был музыкантом-одиночкой, я бы так и играл у себя дома и на запись никогда не нажимал. Музыка для меня — это эмоции, которые ты выплескиваешь в моменте. В такие мгновения важно, чтобы кто-то со стороны сказал, что это клево. Музыка вдвоем — это очень интересный опыт.

Александр: Я люблю Никиту, но безумно тяжело жить с абсолютной копией себя. Я всю жизнь мечтал о старшем брате, и Никита стал им для меня, показал, что плохо, а что хорошо.

Никита: А я знаю, что всегда где-то есть Саня. Если становится грустно и все надоедает, можно просто подняться наверх и вместе помузицировать.

Какой подход к развитию в музыкальной индустрии вам ближе: следить за тем, что актуально и популярно, и стараться ухватиться за это, или занимать свою нишу и ждать своего слушателя там?

Александр: Нам ближе какие-то духовные составляющие. Мы считаем, что, если следовать велению души, в итоге все равно придем к моде, потому что она циклична.

Вы считаете свою музыку модной?

Александр: Я считаю, что мода — это говно, она как любовница — пришла и ушла. А вот стиль — это вещь, как жена — пришла и осталась.

Так как вы молодая группа, расскажите, основываясь на своем опыте, какие трудности у начинающих музыкантов в нашем городе?

Никита: Есть много подпольных музыкантов, которые играют «в стол», и их никто не знает. Они очень интересные, но развиваться им сложно, потому что площадок, на которых можно выступить, всего две, а таких, куда тебя позовут без связей, вообще, наверное, нет.

Александр: Но я могу сказать, что у нас эта область развита лучше, чем в Москве. Взять хоть различные виниловые DJ-сеты. В Екатеринбурге все-таки есть вот эта культура андеграунда.

Никита: Да, но в Екатеринбурге сложно сделать так, чтобы другие увидели то, что ты создаешь. Нужен какой-то «творческий организм», который мог бы повлиять на это, но его пока нет.

Какие перспективы и возможности есть сейчас в музыкальной индустрии у небольших групп?

Александр: Никаких.

Никита: Нет, на самом деле можно все, но только если у тебя есть деньги.

Александр: Да, если у тебя нет нормального стабильного заработка, ты обречен.

Никита: Индустрия такова, что ты в начале работаешь в сильный минус, а потом, если не начинаешь выходить в плюс, то заканчиваешь карьеру.

А небольшие группы влияют на индустрию?

Никита: Много небольших групп создают сообщество, и оно уже может на что-то повлиять.

Александр: Музыкальную моду строит исключительно огромное количество маленьких групп. Среди них выделяется предводитель, который является верхушкой всего сообщества, и все остальные уже отталкиваются от него.

Фото: Ангелина Ступина 

С какими трудностями сталкиваются молодые группы?

Александр: Негде выступить. Группа — это ведь не только записи на музыкальных площадках, это еще и живые выступления. Но, к сожалению, все построено на капитализме, и заведения думают исключительно о прибыли. Это нормально, на месте владельца я бы тоже за это переживал. Все связано с тем, что люди не готовы слушать что-то новое, они «зомбированы» модой. Что модно, то мы будем носить, то мы будем слушать.

Никита: Это и не плохо. Мой знакомый как-то сказал: «Не все должны быть "Ленинградом"». Но если бы вся музыка была суперпопсовой, это было бы неинтересно.

У вас сейчас много чего происходит впервые: выпуск альбома, выступления, фестивали, радиоэфир. Какие чувства вы испытываете по этому поводу?

Александр: Боязнь остановиться, так как если это произойдет, не будет смысла в том, что мы уже сделали.

Никита: Очень много от себя мы вложили во все это. Если существование группы прекратится, для меня это будет как расставание с очень дорогим человеком. Но не все здесь зависит от нас двоих, не только мы на это влияем.

Какое из всех этих новых мероприятий для вас наиболее интересное как для музыкантов? Какие у вас планы на будущее?

Никита: Мы сейчас выпустили альбом, поэтому за лето нужно сделать так, чтобы как можно больше людей его услышали вживую. Сейчас будем очень активно играть концерты.

Александр: Выступим и засядем за новую музыку. Сначала сингл, потом ЕР, потом альбом. Но к последнему мы притронемся нескоро, этот процесс изнутри убивает.

Кто в вашем понимании рок-звезда?

Никита: Саня.

Александр: Мне кажется, понятие рок-звезды не очень связано с роком. Чтобы ей стать, надо быть честным не только с публикой, но и с самим собой, иметь человечные принципы и не переступать через них. И рано умереть.

Никита: И кожаные штаны носить.

Корреспондент – Екатерина Токар, редактор – Милана Эйвазова, шеф-редактор – Евгения Туреева.