«Только сумасшедшие создают что-то новое», – группа ШАРТАШ о том, как работать в дуэте, перестать бояться и не стать модным в музыкальной индустрии

На фестивале Ural Music Night, прошедшем 23 июня, выступила группа ШАРТАШ. Двое друзей, Никита Бобунец и Александр Воробьев, рассказали, как работать в дуэте, начинать в музыкальной индустрии и искать своего слушателя.
— Вы подали заявку на фестиваль в последний момент. Если бы вы все-таки этого не сделали, то что упустили бы?
Никита и Александр: Опыт.
Александр: Я для себя многое открыл именно после этого выступления. Понял, что на сцене можно вести себя более развязно, хотя раньше для меня это был стресс. Выступление — это своего рода театр, когда исполнитель выходит на сцену и начинается спектакль, но с музыкантами. Обычно в постановках главные актеры, а исполнители внизу, «в яме», их не видно. А тут с ними идет прямое взаимодействие, и это очень интересный опыт. И, естественно, я рад, что выступал не для пустоты и люди пришли. Круто, что много слушателей подходило к нам фотографироваться после концерта. Льстит, что среди них было много 16-летних, потому что всем нам когда-то будет по 40 лет, и они, возможно, все еще будут ходить на наши концерты.
— Кроме возраста, что еще можете сказать про своего слушателя?
Александр: Своего слушателя я представляю себе абсолютно такими же, каким представляю себя. По-другому никак. Когда люди подходили сегодня фотографироваться, я верил, что эмоционально они такие же, как и я: иногда хмурые, иногда грустные, иногда у них появляется настроение раздолбать все вокруг — в этом и заключается ШАРТАШ. Мы разные, и музыка у нас разная, все по настроению.
— Что в вашей музыке цепляет людей?
Никита: Мы пытаемся делать музыку для души, не стремимся к какому-то жанру или концепции, делаем то, что нам кайфово играть. Это у людей и откликается.
— То есть какого-то конкретного направления у вас нет? Вы его не ищете?
Александр: Не ищем. Каждый раз, когда мы начинаем записывать что-то новое, отталкиваемся не от жанра, а от эмоций. Если послушать наш первый альбом, можно заметить, что все песни достаточно сильно отличаются друг от друга. Это только потому, что мы не придерживаемся какого-то жанра. Только эмоции.
— С момента, как вы встретились, и до того, как вы начали позиционировать себя как группа, прошло четыре года. Что происходило все это время?
Александр: Вечерами и ночами мы играли, выпивали и разговаривали про музыку, а по утрам я делал домашку, оставлял ее у Никиты дома и шел на пары. Потом понял, что инженер из меня никакой, универ — это не мое, а написанию музыки нигде не учат. Как говорил Рэй Брэдбери: «Есть газонокосильщики, а есть садоводы». К сожалению, если мы говорим именно про создание музыки, быть «садоводом» нигде не учат, а учат только играть, то есть, создают «газонокосильщиков».
— Как тогда стать «садоводом»?
Александр: Я не считаю себя великим «садоводом», но мне кажется, что для этого нужны насмотренность, начитанность и наслушанность. Вообще, только сумасшедшие создают что-то новое.
Фото: Ангелина Ступина
— В какой момент вы поняли, что хотите показывать людям свою музыку?
Никита: Есть артисты, которые очень в себе уверены и творят всякую ерунду, которая кажется им очень крутой. Мы же более закрытые, просто играли для себя, и нам внутренне было хорошо от этого, о будущем даже не думали. В какой-то момент друзья сказали, что стоит попробовать записать наши песни, и мы решились.
Александр: Да, мы скромнее и от этого менее уверены в том, что создаем. Поэтому делая музыку, я слишком близко к сердцу воспринимаю критику друзей. Есть у нас знакомые, Ива Белозёрова и Полина Петухова, они поверили в нас, сказали, что им нравится наше творчество. Из-за чего, доверяя их вкусу, мы подумали, что и другие смогут оценить песни. Если бы не поддержка друзей, наш дуэт так и продолжал бы выступать лишь на встречах на Шарташе.
— Вы работаете вдвоем. Какие в этом есть плюсы и минусы?
Никита: Мне кажется, если бы я был музыкантом-одиночкой, я бы так и играл у себя дома и на запись никогда не нажимал. Музыка для меня — это эмоции, которые ты выплескиваешь в моменте. В такие мгновения важно, чтобы кто-то со стороны сказал, что это клево. Музыка вдвоем — это очень интересный опыт.
Александр: Я люблю Никиту, но безумно тяжело жить с абсолютной копией себя. Я всю жизнь мечтал о старшем брате, и Никита стал им для меня, показал, что плохо, а что хорошо.
Никита: А я знаю, что всегда где-то есть Саня. Если становится грустно и все надоедает, можно просто подняться наверх и вместе помузицировать.
— Какой подход к развитию в музыкальной индустрии вам ближе: следить за тем, что актуально и популярно, и стараться ухватиться за это, или занимать свою нишу и ждать своего слушателя там?
Александр: Нам ближе какие-то духовные составляющие. Мы считаем, что, если следовать велению души, в итоге все равно придем к моде, потому что она циклична.
— Вы считаете свою музыку модной?
Александр: Я считаю, что мода — это говно, она как любовница — пришла и ушла. А вот стиль — это вещь, как жена — пришла и осталась.
— Так как вы молодая группа, расскажите, основываясь на своем опыте, какие трудности у начинающих музыкантов в нашем городе?
Никита: Есть много подпольных музыкантов, которые играют «в стол», и их никто не знает. Они очень интересные, но развиваться им сложно, потому что площадок, на которых можно выступить, всего две, а таких, куда тебя позовут без связей, вообще, наверное, нет.
Александр: Но я могу сказать, что у нас эта область развита лучше, чем в Москве. Взять хоть различные виниловые DJ-сеты. В Екатеринбурге все-таки есть вот эта культура андеграунда.
Никита: Да, но в Екатеринбурге сложно сделать так, чтобы другие увидели то, что ты создаешь. Нужен какой-то «творческий организм», который мог бы повлиять на это, но его пока нет.
— Какие перспективы и возможности есть сейчас в музыкальной индустрии у небольших групп?
Александр: Никаких.
Никита: Нет, на самом деле можно все, но только если у тебя есть деньги.
Александр: Да, если у тебя нет нормального стабильного заработка, ты обречен.
Никита: Индустрия такова, что ты в начале работаешь в сильный минус, а потом, если не начинаешь выходить в плюс, то заканчиваешь карьеру.
— А небольшие группы влияют на индустрию?
Никита: Много небольших групп создают сообщество, и оно уже может на что-то повлиять.
Александр: Музыкальную моду строит исключительно огромное количество маленьких групп. Среди них выделяется предводитель, который является верхушкой всего сообщества, и все остальные уже отталкиваются от него.
Фото: Ангелина Ступина
— С какими трудностями сталкиваются молодые группы?
Александр: Негде выступить. Группа — это ведь не только записи на музыкальных площадках, это еще и живые выступления. Но, к сожалению, все построено на капитализме, и заведения думают исключительно о прибыли. Это нормально, на месте владельца я бы тоже за это переживал. Все связано с тем, что люди не готовы слушать что-то новое, они «зомбированы» модой. Что модно, то мы будем носить, то мы будем слушать.
Никита: Это и не плохо. Мой знакомый как-то сказал: «Не все должны быть "Ленинградом"». Но если бы вся музыка была суперпопсовой, это было бы неинтересно.
— У вас сейчас много чего происходит впервые: выпуск альбома, выступления, фестивали, радиоэфир. Какие чувства вы испытываете по этому поводу?
Александр: Боязнь остановиться, так как если это произойдет, не будет смысла в том, что мы уже сделали.
Никита: Очень много от себя мы вложили во все это. Если существование группы прекратится, для меня это будет как расставание с очень дорогим человеком. Но не все здесь зависит от нас двоих, не только мы на это влияем.
— Какое из всех этих новых мероприятий для вас наиболее интересное как для музыкантов? Какие у вас планы на будущее?
Никита: Мы сейчас выпустили альбом, поэтому за лето нужно сделать так, чтобы как можно больше людей его услышали вживую. Сейчас будем очень активно играть концерты.
Александр: Выступим и засядем за новую музыку. Сначала сингл, потом ЕР, потом альбом. Но к последнему мы притронемся нескоро, этот процесс изнутри убивает.
— Кто в вашем понимании рок-звезда?
Никита: Саня.
Александр: Мне кажется, понятие рок-звезды не очень связано с роком. Чтобы ей стать, надо быть честным не только с публикой, но и с самим собой, иметь человечные принципы и не переступать через них. И рано умереть.
Никита: И кожаные штаны носить.
Корреспондент – Екатерина Токар, редактор – Милана Эйвазова, шеф-редактор – Евгения Туреева.