Ural Music Magazine

«Васса Железнова» – о New/Open, победе и «культурном коде»

«Васса Железнова»  –  о  New/Open, победе и «культурном коде»

«Васса Железнова» – проникновенный и неторопливый инди-фолк, ищущий путь от народности в современность. В феврале 2022 года проект стал победителем New/Open Showcase, а в ноябре мы поговорили с Василиной Ивановой, с основательницой и солисткой проекта, о фестивале, пути к победе и новом альбоме.

– Чуть меньше года назад вы приняли участие в фестивале New/Open. С какими мыслями вы подавали заявку, ждали результата отбора, на что надеялись? 

–  Изначально я понимала, что меня ожидает целый год титанической работы с момента подачи заявки до моего концерта-презентации альбома в Москве. Чувства были смешанные: где-то внутри меня сидела уверенность в том, что все мы увидимся в Екатеринбурге, а где-то таились сомнения насчет своевременности этой заявки, – готова ли я к тому, чтобы положить на свои плечи ответственность за выигрыш сейчас, проработать описанный в заявке масштабный проект, хватит ли мне на него сил и терпения, ведь работа будет длиться целый год. Здесь нужно здраво оценивать готовность своих ментальных ресурсов, но всё сложилось хорошо. Пусть это было нелегко, но опыт неоценимый.

– Как вы провели сам фестиваль, как прошли выступления и защита, что нового вы для себя открыли?

– Сам фестиваль стал для меня гораздо большим, чем «Экспоцентр», выступление и защита: за три дня мы с друзьями успели посмотреть город, его достопримечательности – Ельцин Центр, музей Высоцкого, кофейни – и, конечно же, сплотиться. Такое пребывание не могло оставить неправильные впечатления от фестиваля, и даже к некоторым заминкам мы отнеслись вполне адекватно, всё не может пройти идеально, и важно учитывать, что это всё-таки фестивальные условия. 

– Какие у вас эмоции от победы на фестивале New/Open? Было ли это удивлением для вас, или вы приехали на фестиваль с мыслями о победе?

– Победа на New/Open не была для меня ни целью, ни удивлением. Звучит достаточно парадоксально, но очень легко объясняется. Почему это не было для меня удивительным? Потому что, если человек подает свой проект на фестиваль такого формата, как New/Open, этим поступком он заявляет об уверенности в значимости своего материала. Это то, что объединяет каждого. У меня помимо своего личного желания в реализации этого альбома, также было обострено чувство ответственности по отношению к тем, кто тратил время на отбор заявок, просмотр анкет, прослушивание спича на защите: для меня было важно предоставить к защите то, что будет достойно чужих сил и внимания. Я не хотела мусорить в без того переполненный океан музыки.

При этом сказать, что сама победа была моей целью, я тоже не могу. Если ты приезжаешь куда-либо, будь то телевизионный проект или фестиваль-конкурс, с целью победы – это утопично и бессознательно ведет к проигрышу. Важно выступать, творить, выражаться не ради оценки. Если ты умеешь искренне отдавать не за то, что тебе придёт взамен – грант, грамоту или шоколадку, – а просто потому что хочешь отдать, тебе всё воздастся.

– Что полезного помимо средств гранта вы увезли с фестиваля?

– Хотелось бы сказать всем участникам, будущим и прошлым, которые не взяли главный приз, – с проекта можно увезти кучу всего: возможность поговорить с авторитетным для тебя экспертом, посетить лекции, ярмарку, получить специальные призы от спонсоров и гостей фестиваля, да и, в конце концов, просто выступить там, где тебя могут услышать мастодонты музыкальной индустрии, такие как Сергей Мудрик, Глеб Лисичкин, Олег Лузин и многие другие. Безусловно, мне легко рассуждать, потому что я являюсь обладателем гранта, но победа – это правда не самое важное. Сам факт того, что ты здесь, очень ценен, ведь многим это даёт даже больше, чем грантовые средства. 

Фото: Алексей Патентный.

– Получилось ли у вас в полной мере реализовать проект, который вы защитили перед экспертами на фестивале?

Получилось, но были сложности. В заявке я допустила ошибки, так как слишком буквально отнеслась к названию. Мой проект звучал как «запись альбома», вот я и внесла в смету всё, что касается исключительно записи. Статьи расходов звучали как «аренда студии», «аренда репетиционной базы», «найм сессионного музыканта», но не было ни слова про таргет, рекламные кампании, промосъёмку и всего того, что пусть и косвенно, но серьёзно влияет на успешность релиза. Мне пришлось восполнить многие финансовые пробелы самостоятельно. Это первая сложность.

Вторая сложность заключалась в том, что работа над проектом началась в феврале, в самый разгар ухода компаний, лейблов и тотального передела музыкального и рекламного рынка в стране. Работать было тяжело и слепо, но я очень благодарна тем, кто помог с этим релизом, рассылая его в СМИ и всячески популяризируя. В музыке, как и в любом другом деле, большое значение имеют не деньги, а люди, которые стараются тебе помочь.

– Почему у альбома «Культурный код» именно такие название и обложка?

– Потому что этот альбом связан с корнями, но его связь лишь в том, что он появился из вдохновения одной строчкой из пословицы, народной песни или поговорки. Если находилась та, что цепляла, я писала целую песню. Например, в треке «Боря» заимствована строчка «Я стояла у реки, просила Бориной руки» из народной песни-страдания «Я гармонщика любила» села Катарач Талицкого района. Удивительно, что выражения и образы из народного творчества имеют пространство для своего собственного смысла, фантазии и легко адаптируются во что-то новое.

Для многих «Боря» написан от женщины к мужчине, что и было в оригинальном варианте села Катарач, но так как я – Василина Борисовна, многое становится ясно. Боль в моей версии посвящена отцу в период непрогнозируемого исхода его тяжелой болезни. Говорить об этом прямо я была не готова, но и молчать оказалось невыносимо. Поэтому «Боря» – это песня с двойной интерпретацией, как от женщины к мужчине, так и от дочери к отцу. Её смысл зависит от силы контекста. Можно выбрать, кто ты: девушка с разбитым сердцем или ребёнок возрастного родителя, испытавший страх потери. Получается, «Культурный код» – это песни про боль маленького человека, вдохновлённые колоссальным сознанием целого человечества!

Почему так? Я поняла, что ни одна авторская песня не утешает и не трогает меня так, как народная. И мне хотелось показать это всем, в особенности, той аудитории, которая далека от фолка, именно поэтому я не запирала альбом в узкий жанр. В частности, я и сама не разделяю тенденцию эксплуатировать народные атрибуты и образ женщины в кокошнике. Я уверена, что эта реконструкция отрезает многих от самого важного – мысли и слова, заложенных в материале с корневым, колоссальным сознанием. 

Мне периодически пишут люди, которым «Культурный код» помог пережить утрату близкого человека или разлуку. Эта помощь, наверное, – главное достижение и предназначение музыки как для автора, так и для слушателя. У нас очень много общего с мыслями, которые проецировались на народную музыку, и альбом показывает, что взаимодействие удалось.

Что касается обложки, на ней изображен мой дедушка, которого я, к сожалению, не застала. Она вызвала большой интерес, и примечательно то, что цветной она стала благодаря нейросети. Почему я выбрала именно это фото? Во-первых, фото очень наглядно демонстрирует сет-лист альбома: он грустный и весёлый, сложный и простой. Если закрыть ладонью глаза на лице дедушки, а после губы, можно заметить: насколько у него нордический взгляд, настолько же теплая улыбка. Для меня до сих пор остается загадкой, как можно было выразить два совершенно полярных настроения на одном лице. Во-вторых, дедушка в каком-то смысле тоже мой культурный, генетический код. На альбоме изображена часть моей истории, плоти и крови.

– Про новый альбом «Культурный код» вы говорили : «Разница между "подчеркнуть" в песне нужное и "перечеркнуть" её суть не так очевидна, как кажется» Как считаете, слушатели поняли, что вы хотели подчеркнуть в своем альбоме?

– Так как слушатель получает конечный продукт, он никогда не узнает, что было «до»: сколько версий, идей и вариантов потеряно на пути к релизу конкретной песни. Они могли быть и лучше, но у нас есть возможность любить только то, что уже выпущено, а не фантом.

Суть песни всегда прослеживается в ее скелете, в демо, поэтому «подчеркнуть нужное» и «перечеркнуть» – вопрос сугубо личный: что закладывал автор и что было важно не потерять за массивом продакшна и аранжировки. Так было, например, с песней «Дети балконов», она написана на гитаре, и ей этого было вполне достаточно, но мне хотелось подчеркнуть инструментами её важность. В записи мы добавили хор клириков-семинаристов, секцию духовых, струнных. Всё это звучало в разы богаче и торжественнее, но пропала суть – о чем была песня первоначально? Было сложно отказаться от масштабного продакшна, когда работа уже проделана, но песня всегда важнее масштаба. Это мой главный урок.

Не всегда получается разглядеть это в одиночку, поэтому хорошо бы делиться своими промежуточными результатами с людьми, мнение которых для тебя авторитетно.

– Три ваших трека, которые вы рекомендуете услышать всем.

«Освенцим», «Птица, которой не дали зерна», «На тебе сидит».

Фото предоставлено группой.

– Вам удалось победить на фестивале. Какие советы вы бы дали участникам, которые тоже хотят этого добиться?

– Во-первых, я посоветовала бы не относиться к заявке слишком буквально. Даже если ваш проект звучит, как «запись альбома», учитывайте всё, что косвенно влияет на продвижение вашего релиза, а именно: таргетинг, рекламную компанию, траты на промосъёмку и прочее. 

Во-вторых, не делайте самоцелью выигрыш, потому что именно это отношение мешает и отравляет всё ваше пребывание на медийных проектах. Понимаю, что это сложно, ведь каждый горит успешной реализацией своего проекта, но помимо победы можно увезти с фестиваля очень много, не игнорируйте эти моменты. 

– Хотели бы вы пройти этот путь снова: от подачи заявки на фестиваль до релиза альбома?

– Хотела ли бы я пройти этот путь заново? Наверное, нет, так как работа над проектом действительно была титанической. Но пройти его снова я бы, наверное, согласилась, ведь для повторения этой истории из сегодняшней точки отсчёта уже имеются набитые шишки, опыт, понимание сделанных ошибок. Теперь можно сберечь свои нервы и проект от каких-то изъянов, но у меня есть правило: я никогда не возвращаюсь туда, где была взята победа. Я считаю, что когда ты уже получил возможность, следует оставить место тем, кто тоже этого заслуживает. 

Фото предоставлено группой.

Команда New/Open продлила приём заявок до 27 ноября. Не упустите шанс принять участие в самом большом шоукейсе страны: подайте заявку на сайте проекта.

Над интервью работали: Ярослава Арцишевская, Александра Постникова

Главное фото: Михаил Морозов