Конус Маха: «Мы гонимся за сверхзвуковым источником музыки»

«Конус Маха» — молодой тяжело-акустический коллектив из Москвы, который образовался в 2015 году, но в том составе, в котором коллектив приехал на New/Open, ребята играют около трёх лет. Группа уже успела выступить на Дикой Мяте (правда, еще под старым названием «Мама»), записать несколько саундтреков, поиграть в Вене и Женеве в рамках секретных концертов. Как побороть конденсаторные звукосниматели, у кого самый мощный вокальный орган и причем здесь физика, рассказывают участники группы Михаил Черезов, Лиза Жирадкова и Лев Игнатьев.
— Миша, как можно по-простому объяснить для «не физиков», что значит название группы — «Конус Маха»?
Михаил: Начнем с того, что нам нравится, как звучит это словосочетание. А вообще Конус Маха – это физическое явление, названное по фамилии ученого Эрнста Маха. Феномен представляет собой конусовидный фронт ударной звуковой волны, которая образуется за объектом, если он движется быстрее звука. И у этого эффекта есть красивое наложение на наше творчество: оно все о чем-то таком недостижимом. Об этом ощущении, когда ты как будто какую-то суть уже ухватил, а она все время ускользает. То есть мы – «Конус Маха» – гонимся за этим сверхзвуковым источником музыки, который движется впереди и эту музыку порождает.
Лиза: А что для нас этот источник?
Михаил: Ну, какое-то вдохновение.
— Лиза, ты по образованию журналистка, Миша – физик, вы оба выпускники МГУ, а Лев — архитектор. Музыка сейчас – ваша основная работа?
Лиза: Я – фрилансер. У ребят есть полноценная работа по специальности с полной занятостью. У меня такой нет, потому что я поняла, что не смогу совмещать: у проекта должен быть человек, который помимо творчества занимается социальными сетями и вот этим всем. И я решила, что надо взять на себя эту функцию, потому что у меня есть нужные скиллы, я могу, например, написать пресс-релиз. Я пробовала совмещать, но это мне довольно тяжело дается, поэтому ушла на фриланс.
В своей музыке ребята используют чистый звук: никакой синтетики, только акустические инструменты гитара, гитара-баритон, контрабас, ударные, и, конечно, вокал.
— А в чем причина сознательного отказа от синтетических инструментов?
Михаил: Какой-то, может быть, минимализм. И мы не любим искусственного. Нам нравятся первоисточники звука, а не его аналоги. Акустические инструменты сами по себе обладают богатым тембром, зачем его сильно искажать.
Лев: Цыганский металл!
Лиза: Вообще, это, конечно, Мишина тема – «тяжелая акустика», это его концепт. Но мы как-то все так подобрались и разделяем любовь к звучанию именно самого инструмента. Да и электроники сейчас хватает. Не то чтобы мы против этого. Просто изначально звук – это живые инструменты и голос.
Лев: Плюс, Миша композиторски очень круто мыслит, и здесь не столько про саунддизайн, сколько про музыку история. А если есть идея музыкальная, то не так много средств нужно, чтобы ее выразить, воплотить.
— Когда я слушаю вашу музыку, меня не покидает ощущение, будто рядом происходит какой-то колдовской ритуал. Планируете ли вы сценически обыгрывать это на концертах?
Михаил: Мы вообще это не очень приветствуем: танцы под музыку, ужимки, театральные представления.
Лиза: Это, безусловно, тоже искусство! Просто всё это настолько не органично с нашей музыкой. Мне кажется, это уместно, когда музыка как будто бы недостаточно может сказать. А у нас, как нам видится, настолько густая музыкальная мысль, что не нужно ничего больше — она и так вводит в нужное состояние. То, что нам точно нужно, — это хороший звук и свет на концертах.
Михаил: Вчера во время саундчека возникла проблема: у меня акустическая гитара, и из-за особенностей звукоснимателя она начала фонить. Поэтому было решено очень быстро сделать специальную самодельную заглушку из губки, картонки и скотча, которую я перед выступлением засунул в гитару. Я предупредил звукорежиссеров, и они это учли, поэтому нас было довольно неплохо слышно. Правда, иногда всё-таки фонило, но Александр Кушнир сказал, что это было как на виниле — ему понравилось.
— Музыка группы стала саундтреком к фильму «Статус жертвы», по крайней мере именно так написано на SoundCloud. Фильм, судя по описанию, про насилие: жесткий, страшный и очень непростой. Как ваши песни туда попали?
Михаил: Это документальный фильм, который разбавлен чем-то художественным, который мы до сих пор боимся пересматривать. Там несколько персонажей, несколько сюжетных линий и под каждую написан свой лейтмотив на разных инструментах. И есть intro и outro, где все эти инструменты играют вместе. Этот фильм – дипломная работа двух девушек из ВГИКа: режиссера и звукорежиссера. Они получили «отлично».
Лиза: Это работа моей подруги. Кстати, фильм получил награду за лучшее звуковое решение, в том числе многие хвалили саундтреки!
Фото — Антон Улатов