Новый Blacklist: Blue Lab Beats, Роберт Глэспер и другой неправильный джаз

С первых лет своего существования джаз сталкивался с критикой самоопределения: что можно считать джазом, а что им ну никак не является? Этим разговорам сто лет в обед, и уж конечно в нашем съехавшем с накатанных рельсов 2022 году такие споры сохраняют свою актуальность.
Я специально выбрал из длинного списка релизов прошлой пятницы именно те, что так или иначе относятся к современному джазу. Читайте, слушайте и решайте сами, правильный он или нет.
Suff Daddy «Basically Sober»
(Groove Attack/Jakarta)
Берлинский продюсер и битмейкер Сафф Дэдди (аллюзия на имя одного из героев коммерческого рэпа) в деле уже около 15 лет и за это время стал одним из самых заметных персонажей на европейской хип-хоп сцене. Его авторский почерк проявляется в том, как хип-хоп биты и семплы сочетаются со вполне живыми инструментами – в первую очередь, клавишными и перкуссией.
Вновь обыгрывая алкогольную тематику в названии (до этого были, например, «The Gin Diaries» и «Sympathy for the Liquor»), Дэдди в этот раз делает максимально расслабленную, ненапряжную музыку, которая при этом не укладывается в прокрустово ложе инструментального хип-хопа, который что слушаешь, что бесцветным фоном воспринимаешь. «Basically Sober» – работа вдумчивая, сделанная очень аккуратно и даже элегантно. Оттенки джаза, соула и диско прилагаются.
Ключевые треки: «Trouble in Wackyland, Pt. II», «Super Breakout».
I Just Came from the Moon «Ånd Ud»
(April)
Датский квинтет I Just Came from the Moon пока неизвестен не только за пределами Северной Европы, но и даже на родине о нём знают лишь посвящённые. Между тем у этих джазменов есть всё, чтобы стать по-настоящему большими артистами. Они великолепно играют и сочиняют музыку, причём делают это действительно оригинально.
«Ånd Ud» – вторая работа коллектива. В ней абсолютно бесшовно соединяются два мира: «ночной» размеренный джаз и исполненный внутренней красоты пост-рок. Это, конечно же, джаз, но не помнящий своего родства ради высшей цели – чтобы на свет родилась та неуловимая красота, которая рассыпается при попытках расписать её красивыми эпитетами. Действительно волшебная музыка.
Ключевые треки: «White», «Mexico».
Melt Yourself Down «Pray for Me I Don’t Fit in»
(Decca)
Совершенно другой взгляд на современный джаз представляет неистовый лондонский суперколлектив Melt Yourself Down, который громогласно сплавляет в одном котле арт-панк, афробит, фанк и пресловутый джазовый авангард. К четвёртой пластинке музыканты окончательно оформили свой уникальный стиль – практически до эталонного состояния.
С чем это можно сравнить? Представьте себе классический британский пост-панк с рокочущим саксофоном в духе Morphine (заслуга неутомимого Шабаки Хатчингса) и творческим кругозором как у Talking Heads. И всё это – с каким-то шаманизмом, периодически срывающимся в транс. Как ни крути, вещь штучная.
Ключевые треки: «Pray for Me I Don't Fit in», «Nightsiren».
Robert Glasper «Black Radio III»
(Loma Vista)
Пианист Роберт Глэспер был если не пионером, то уж точно главным популяризатором того подхода к джазу, который в начале нового века принялся жадно впитывать другие стили чёрной музыки, разной степени родства: хип-хоп, соул, R&B, далее по списку. В 2012 году его прорывной альбом «Black Radio» стал тем эталоном, на который ориентировались и меломаны, и молодые джазмены. В какой-то момент Глэспера стало даже чересчур много – настолько важной фигурой он был.
Спустя десять лет эта формула по-прежнему воспринимается эталонной – а потому неудивительно, что сам автор возвращается к ней уже в третий раз. «Чёрное радио» продолжает вещать примерно в том же диапазоне, что прежде, только приглашённые гости меняются: теперь в этом списке значатся Грегори Портер, Йебба, H.E.R., Мюзик Соулчайлд, Кью-Тип, ПиДжей Мортон и многие, многие другие. Неважно, являетесь ли вы знатоком джаза и вообще чёрной музыки – красоту «Black Radio III» способен каждый, имеющий уши.
Ключевые треки: «Shine», «Over».
Blue Lab Beats «Motherland Journey»
(Blue Adventure)
Чтобы понять, что из себя представляет музыка английского продюсерского дуэта Blue Lab Beats, лучше всего вспомнить такого персонажа, как Джайлс Питерсон. Этот диджей, коллекционер, издатель и ведущий авторской программы на BBC долгие годы, если не десятилетия, продвигает особый музыкальный формат, в котором сочетаются эйсид-джаз, джаз-фанк, урбан-соул, R&B, афробит, разнообразная этника и много чего ещё, но примерно на одной волне. Послушайте любую запись его эфира, и наверняка уловите это настроение.
Пусть Blue Lab Beats позиционируют себя как «джазтроника», но точнее всего их музыка соответствует как раз радиоформату Питерсона. За один час звучания их новейшего альбома чередой проносятся все упомянутые стили, и всё это – великолепно сочинённое и сыгранное, с большим количеством будущих и действующих звёзд: да это просто сказка какая-то! Красота неописуемая, причём важно, что «Motherland Journey» смотрит не только назад, на свои культурные корни, но и вперёд: это релиз максимально современный для 2022 года, окончательно съехавшего с накатанных рельсов.
Ключевые треки: «I’ll Be Here for You», «Gotta Go Fast».