Новый Blacklist: Алиша Киз, Мозес Самни, Игорь Бутман

Сразу два прекрасных альбома отечественного джаза – это ли не повод собрать для вас очередной Blacklist? Но если вам и этого мало, то держите также новую работу от участника легендарного рэп-дуэта OutKast, лесной концерт сумрачного гения Мозеса Самни и очередной соул-шедевр несравненной Алиши Киз.
Big Boi & Sleepy Brown «Big Sleepover»
(Purple Ribbon/Hitco)
Сейчас, спустя 15 лет после выхода последнего альбома OutKast, становится очевидным, кто был лицом группы и генератором наиболее интересных идей. Тем не менее, не Андре 3000, который в последние годы куда больше увлечён кино и модой, а именно Биг Бой продолжил делать музыку после необъявленного распада дуэта.
«Big Sleepover» – первый за четыре года альбом Биг Боя и первый записанный совместно с соул-вокалистом и продюсером Слипи Брауном. Оба музыканта представляют южный олдскул, замешанный на ритм-н-блюзе, однако тут в музыкальной основе сильно влияние угрюмого рэп-андеграунда. Отдавая дань уважения стилю и качеству исполнения, стоит признать: новая работа Антуана наиболее хороша именно в те моменты, когда она эстетически ближе к OutKast. Не сочтите это за стариковскую ностальгию, но это так.
Ключевые треки: «Animalz», «Intentions».
Igor Butman «Only Now»
(Butman)
Весь этот официозный и околополитический флёр вокруг нашего самого известного и действительно экспортного джазмена несколько мешает воспринять его творчество, и это печально, ведь в случае с Игорем Бутманом точно не стоит отмахиваться от его записей только из-за того, чей партийный значок он носит на лацкане. Ну носит и носит, в конце концов – не будем же мы уподобляться сторонникам культуры отмены, тем более когда перед нами такой прекрасный альбом (с такой беспомощной обложкой).
Диск «Only Now» записан ожидаемо международным составом: компанию 60-летнему саксофонисту составили гитарист Евгений Побожий (на секундочку, лучший в мире, по версии Международного конкурса Херби Хэнкока) и поющий пианист Олег Аккуратов, а с зарубежной стороны – феноменальный барабанщик Энтони Санчес (помните его в «Бёрдмэне»?) и басисты Эдди Гомес и Мэтт Брэюэр. Вместе они наваривают крепкий, но не излишне густой клубный джаз, выдержанный условно в идиоме 20-30-летней давности. Все инструменталисты сбалансированы, авторский материал (половина треклиста) прекрасен, и даже прочтение гимна сами-знаете-какого екатеринбургского фестиваля звучит в тему и без явного китча. Красота, да и только.
Ключевые треки: «You've Got Email», «Golden Sun Ray».
Nikolai Olshansky «New Places»
(Lanote)
Редкий случай в нашей рубрике – сразу два альбома российского джаза, один другого прекраснее. Контрабасист Николай Ольшанский хорошо знаком тем, кто следит за отечественными представителями этого жанра, и новичком назвать его язык не повернётся, настолько сильное портфолио он уже собрал. Тем не менее, «New Places» – его первая студийная работа, и она прекрасна от первого до последнего звука.
Джаз Николая Ольшанского максимально открыт для любого слушателя, который имеет хотя бы базовые навыки вдумчивого восприятия музыки. В нём нет надменной элитарности, при этом он собран с явной оглядкой на новое поколение импровизаторов: ставший всеобщим местом и сто раз перекроенный пост-боп звучит свежо и местами не без влияний хип-хопа и верно понятой неоклассики. Изумительно уместные аранжировки, идеальное взаимопонимание музыкантов и прекрасный материал делают этот альбом едва ли не самым выдающимся дебютом в российском джазе последних лет.
Ключевые треки: «Thoughts», «Where Do I Belong?».
Moses Sumney «Live from Blackalachia»
(Tuntum)
2020 год стал для прихотливого гения сумеречного соула Мозеса Самни временем очередного творческого прорыва: спустя несколько лет в статусе непризнанного гения и триумфа с пластинкой «Aromanticism» он достиг новой высоты с двухчастным альбомом «græ». Тем же летом вокалист вместе со своими музыкантами собрался в глуши Северной Каролины, чтобы исполнить вживую материал с обоих релизов в окружении деревьев и под аккомпанемент сверчков. Всё происходившее фиксировалось и на аудио, и на видео.
Спустя полтора года обе версии «Live from Blackalachia» (и картинка, и звук) были представлены публике в один день – и это лучше любого пресловутого greatest hits. Музыка Самни, как причудливо огранённый алмаз, раскрывается здесь максимально широко, будучи сыгранной живьём, но не без хитрых эффектов. Её сложно очертить конкретными стилями и вписать в строгие рамки. Она течёт свободно, как лесной ручей где-то на западе Северной Каролины.
Ключевые треки: «Virile», «Quarrel».
Alicia Keys «KEYS»
(AK Worldwide)
Пока другие герои нео-соула проходят через кризис самоопределения, ищут себя в новой реальности и пытаются вернуть себе прежние позиции, Алиша Киз стабильна как курс швейцарского франка. Её восьмой студийный альбом так же хорош, как предыдущие два; да как все предыдущие, чего уж там. Формально «Keys» – это продолжение прошлогоднего диска «Alicia», но это касается разве что заглавий, ведь материал тут вполне самодостаточен.
У альбома интересная концепция: 14 песен обозначены как originals и звучат вполне в духе Алиши – фортепиано с плотно сбитой ритм-секцией и вокальной гармонизацией, а затем идут ещё 12 треков под грифом unlocked – их продюсировал Mike WiLL Made-It, и тут уже стилистика шире, от трип-хопа до чуть ли не хауса. Из этого, в принципе, можно составить свой плейлист, выбрав понравившиеся вам версии, но можно и слушать как есть: вреда не будет.
Оставив в стороне оценку творчества Алиши Киз (повторюсь, она держит марку как-то даже подозрительно долго и стабильно), отмечу интересный момент. Дело в том, что она сделала себе имя благодаря умению писать простые и даже атмосферные мелодии, положенные на чуть приджазованную соул-основу, но тут наиболее сильными вещами оказываются те, в которых есть чуть больше сумрака и нуара – как, например, в посвящении Нэту Кингу Коулу (можно пошутить, что артистка в 2021 году изобрела трип-хоп). И, конечно, этот голос – сильный, характерный и притом живой и по-хорошему неидеальный.
Ключевые треки: «Is it Insane (Originals)», «Nat King Cole (Unlocked)».