Алексей Полянин — об экспериментальном проекте и концерте 360

Алексей Полянин – очень разноплановый музыкант. В своем проекте FJORDWALKER он попробовал многое — от рока до эмбиента. В ближайшее время он планирует трилогию из разноплановых альбомов, первые зарисовки из которых можно будет понять, что музыкант запланировал, он представит на концерте в «Меге» 29 августа. Продюсер Ural Music Night Арсений Негодяев поговорил с Алексеем Поляниным о том, что такое концерт 360, в чем экспериментальность альбома и как изменилась жизнь музыкантов в пандемию.
Пандемия и новое настоящее
– Давно тебя не было слышно, наверное, полгода я не был на твоих концертах. Что ты сейчас делаешь? Чем занимаешься? И где ты?
– Я постоянно нахожусь в Екатеринбурге, чему очень рад, потому что это лучший город на Земле. Я недавно женился и тоже этому очень рад, у меня прямо какой-то внутренний порыв случился. Занятий и дел много, сразу в нескольких направлениях, стараюсь двигаться не только по музыкальному пути, хотя творческие идеи тоже переполняют, но пока с ними не тороплюсь, поживем - увидим. Сейчас такие времена, что сложно что-то загадывать.
– Эти времена как-то влияют на то, что ты сейчас делаешь?
– Времена эти в первую очередь повлияли на меня внутренне, я стал чуть спокойнее и перестал резко реагировать на все, что происходит, на какие-то странные предложения. Уделяю время преимущественно тому, что важно на сегодняшний день.
– Расскажи, что в твоей жизни музыканта изменилось.
– На самом деле ничего не изменилось. Я как начал гнуть одну линию несколько лет назад, так до сих пор и продолжаю. Творческий внутренний мир, который у меня был 10 лет назад, когда я начал играть панк-рок, метал, остался. Спустя десять лет я пришел к более кинематографичной музыке, к эмбиенту. Это та музыка, в которой я чувствую, что я честен с собой. При этом не могу сказать, что раньше я был рокером, а сейчас стал электронщиком или еще кем-то, я до сих пор люблю ходить на рок-концерты, качать головой под тяжелые гитарные риффы. Я все тот же, просто выражаюсь в музыке немого иначе.
– Стремление к эмбиенту не связано с тем, что ты пытаешься себя как-то успокоить? Многим музыкантам сейчас начинают предлагать какие-то психологические тренинги, снять стресс. Другие же наоборот просят перестать сидеть в депрессии и работать более активно.
– Совершенно никак не связано. Я очень много слышал про такие активности у творческих людей, но я не близок к ним.
– То есть тебе скорее склонно оптимистическое мышление?
– Да, и это можно в музыке проследить, даже когда играются какие-то грустные мотивы, то за облаками всегда светит солнце, а где-то в конце будет мажорный аккорд! Так, чтобы все поняли, что все же хорошо.
– Даже в индустриальном городе.
– Конечно, а как по-другому здесь выжить? Ха-ха.
– Ты много общаешься с музыкантами, работал звукорежиссером, диджеем. В ковидные времена музыканты начали изобретать какие-то новые пути продвижения, создания музыки? Ведь сейчас все музыканты остались без концертов.
– В воспроизведении изменения можно было заметить с первых недель локдауна, когда многие группы стали давать онлайн-концерты и проводить различные онлайн-активности, которые поддерживают деятельность этих групп. Кто-то ведет блоги, снимает ролики на YouTube, открывает инстаграм-магазины. Все это связанно с тем, что они и раньше делали, но теперь расширили границы, и, мне кажется, это здорово.
— То есть это общение, которое работает?
– Оно, конечно, работает, когда есть творческая идея, желание экспериментировать.
Экспериментальная трилогия
– Расскажи про тот эксперимент, который ты готовишь сейчас.
– Наверняка, многие знают про существование проекта FJORDWALKER, который я основал семь лет назад. Выпущено три альбома, сыгранно огромное количество концертов во многих городах, странах, на фестивалях, было сотрудничество с различными музыкантами, в том числе иностранными.
Я долго думал, что сейчас очень много новой музыки и вся под псевдонимами, придуманными названиями. Я слышал пару историй, когда группа рождалась только из-за того, что кто-то придумал прикольное название. Это тоже здорово, но я решил, что хочу быть самим собой, у меня есть имя и фамилия, за которые мне не стыдно. Эксперимент, который сейчас готовится, будет называться «Алексей Полянин». И это не эгоцентричный ход. Просто я другого ничего не придумал и выдумывать пока не хочу. Для меня сама музыка важнее, чем то, как я ее назову.
У меня есть идея создать музыкальную трилогию. Эмбиент, неоклассика, минимализм и все, что с этим связано. Первый альбом из этой трилогии, который я пишу, будет гитарным эмбиентом. Я беру на студию только свои гитары, еду на Invisible studios к человеку, которого я очень люблю и искренне уважаю, – основателю студии Алексею Морогову. Я уже сейчас отношусь к этой работе так, что она не моя личная, а наша совместная, потому что Алексей Моругов - очень опытный человек в музыкально-технических вопросах, всегда даст понять, что можно привнести в то, что ты делаешь.
Второй этап этой трилогии - фортепианные композиции. У меня их накопилось их уже на альбом, но записывать его буду позже, потому что мне нужно поработать над техникой. Я не профессиональный пианист, у меня всего лишь есть идеи в голове, которые хочу выразить, нужно дать им немного времени.
Третий этап этой трилогии – электронный эмбиент-альбом, где будут доминировать синтезаторы. Ну, поживем – увидим, пока первый этап, процесс идет, торопиться с релизом не буду, надеюсь, что смогу показать его аудитории в начале 2022 года.
– У трех частей, который ты описываешь, абсолютно разная целевая аудитория или ты как-то этих людей объединяешь?
– Поэтому это для меня и является экспериментом. Я ничего не жду, тем более каких-то реакций со стороны аудитории, я никак эту аудиторию не разделяю и не буду пытаться ее объединить. Не хочется думать о том, что у первого альбома будет один слушатель, а у второго – другой. Я делаю это в первую очередь, потому что я люблю музыку, а любая музыка всегда имеет своего слушателя, иначе она бы не существовала. И даже плохой русский рэп, у него тоже своя публика.
– Программа из трех частей будет тебя характеризовать как более взрослого музыканта?
– Это смогут оценить люди, потому что, повторюсь, для меня это большой эксперимент, я не могу давать конкретики о результате, не могу предположить, как музыка будет восприниматься аудиторией и как она будет меня характеризовать. Все равно любую группу, которую мы возьмем, люди могут воспринимать по-разному. Для кого-то группа «Король и Шут» – это что-то плохое и грязное, а для кого-то это группа, на которой растут поколения. Я сам ходил на концерт и видел, как десятилетний мальчик в бандане с ирокезом сидит на плечах у отца и подпевает текст «Куклы колдуна», и я вижу, что он счастлив и отец его счастлив, и они особо ничего плохого не делают, просто им нравится эта группа и им хорошо.
Вот так же про все в жизни можно сказать. Один очень хороший человек недавно сказал такую фразу: «Нож может быть и плохой, и хорошей вещью, потому что ножом можно убить человека, а еще им можно нарезать хлеб, который дает нам жизнь». Так же и к любой музыке люди могут относиться по-разному, поэтому не хочется сейчас загадывать, как она будет восприниматься. Пусть каждый сам решит, что она для него значит, если она, в принципе, дойдет до его ушей.
Уникальный концерт
– Ты будешь презентовать эту программу в разных городах?
– Тур, надеюсь, будет, когда мы чуть меньше станем болеть. Пока что планирую один концерт 29 августа в Екатеринбурге, в «Меге», в цифровом пространстве TSVET3000. Это уникальная световая выставка.
– Что там будет?
– Там будет особенный концерт. Он будет частично состоять из импровизации, частично – из спокойной программы FJORDWALKER и из нового материала, который планирую выпускать уже под собственным именем: гитарный эмбиент, фортепианная неоклассика. А еще этот концерт будет уникален тем, что впервые пройдет в формате 360 градусов.
– Что это значит вообще, 360 градусов?
– Так делали многие музыканты. Впервые я увидел такой формат у японской группы Toe. Музыканты стоят друг напротив друга, а люди стоят вокруг них, таким образом получается некое родство между музыкантом и слушателем, пропадает ощущение отдельной сцены и зала, все происходит очень близко, все могут не только послушать музыку, но и посмотреть, каким образом она исполняется.
Поскольку я в своей музыке использую достаточно много устройств и инструментов, я думаю, многим людям будет просто интересно поближе посмотреть, как оно все происходит. На самом деле, у меня есть клеймо с FJORDWALKER, что даже в пресс-релизах организаторы по ошибке писали: «Едет диджей из Екатеринбурга». Все мы знаем, что диджеи – это диск-жокеи, они крутят диски, они крутят пластинки, они играют с флешек. А есть люди, которые играют руками на музыкальных инструментах. И этот концерт – прекрасная возможность дать понять людям, что музыканты, которых называют электронщиками, тоже сочиняют и исполняют, не только крутят. Ведь не может быть так, что музыка изначально готова и играется в клубах, ее же кто-то написал. А в нашем случае получится даже так, как будь то я ее пишу здесь и сейчас. Мне кажется, это интересно, так что всех приглашаю!
– Как людям подготовиться к этому концерту? Что им нужно понять, что сделать, чтобы на этот концерт попасть и быть готовым к нему?
– Это будет последнее воскресенье нашего прекрасного уральского лета, которое в этом году затянулось, что не может не радовать. Все будет очень легко, свободно, спокойно, можно будет постоять, можно будет посидеть, даже полежать, организаторы из TSVET3000 готовят мягкие пуфики, можно будет выбрать любое место, кому как удобнее. Что ждать конкретно от музыки? Да ничего, наверное, нужно просто абстрагироваться от повседневных дел, закрыть глаза и подумать о том, что все хорошо. Вот и все!