Новый Blacklist: Авишай Коэн, Джон Пиццарелли, Нора Джонс

Существует такое мнение, что ответов на вопрос «что такое джаз?» ровно столько же, сколько в мире джазовых музыкантов. В сегодняшней подборке своим видением этой бесконечно разнообразной музыки делятся артисты из Нью-Йорка, Берлина, Иерусалима и Гётеборга.
Norah Jones «‘Til We Meet Again»
(Blue Note)
Во время локдауна многие музыканты, оставшиеся без выступлений, стали выпускать концертные записи из доковидной эпохи. Так мы внезапно узнали, что Нора Джонс прежде никогда не издавала лайв-альбомов – и это при том, что она даже засветилась в комедии «Третий лишний» именно в эпизоде на концерте (с душераздирающим вокалом Марка Уолберга).
На диске «‘Til We Meet Again» собраны записи 2017-2019 годов, когда Нора активно «катала» альбом «Day Breaks». По этой программе легко понять, почему певица стала своей и в джазовой среде, и у поклонников кантри, и у условной молодой интеллигенции. Это действительно благородная поп-музыка, полная интересных нюансов и пряностей, а уж закрывающая «Black Hole Sun», спетая спустя неделю после смерти Криса Корнелла – это что-то неподдающееся описанию.
Ключевые треки: «Tragedy», «Black Hole Sun».
Rolf Zielke «Beaches in Your Soul»
(Agogo)
Немецкий лейбл Agogo продолжает исправно поставлять образцы по-настоящему штучной музыки, созданной на стыке западных традиций и разнообразной этники. На днях его каталог пополнился работой пианиста Рольфа Цильке – большого мастера, который уже 25 лет играет свою версию современного джаза с бразильскими, карибскими и ближневосточными музыкантами.
По словам автора, на пластинке «Beaches in Your Soul» он исследует то состояние, когда мы закрываем глаза и погружаемся в самосозерцание. Чтобы передать всю полноту эмоций и мыслей, Рольф использует сложносоставные пьесы, в которых смена настроений передаётся через полиритмию, звучание непривычных инструментов и другие фишки – например, герр Цильке не стесняется дублировать свистом фортепианные мелодии. И это прекрасно.
Ключевые треки: «Night Sea Journey», «Chagall's Windows».
Nick Hakim & Roy Nathanson «Small Things»
(Nyxo)
Onyx Collective – одна из тщательно оберегаемых тайн Нью-Йорка. Этот проект максимально свободно интерпретирует джазовые традиции и при этом собирает вокруг себя большую тусовку музыкантов. В их число входят седобородый саксофонист Рой Нейтансон и соулмен-экспериментатор Ник Хаким, записавшие эти симпатичные звуковые зарисовки с говорящим названием «Small Things». Продюсером выступил лидер Onyx Collective Исайя Барр.
Джазовые импровизации, ночной соул, импрессионистская лирика – компоненты складываются в прихотливую, при этом очень красивую картину. Нет никаких строгих правил и стилей, так что альбом больше похож на джем в маленьком прокуренном клубе после закрытия. Остаются только свои, но уж они-то всё поймут и почувствуют без лишних объяснений.
Ключевые треки: «Things to Like and Not Like in America», «New Guy to Look At».
John Pizzarelli «Better Days Ahead»
(Seven String)
Блистательный джазовый гитарист Джон Пиццарелли в прошлом году всего за неделю потерял обоих родителей из-за коронавируса, но вы ни за что не догадаетесь об этой семейной трагедии, слушая новую пластинку 61-летнего музыканта – настолько умиротворяюще она звучит.
Находясь на изоляции, Джон решил записать первый в своей долгой карьере альбом сольной гитары и сразу же зашёл с козырей, взяв за основу репертуар Пэта Мэтини. Тут бы подчеркнуть, что Пиццарелли играет на своей любимой семиструнке, а Пэт вообще поигрывает на 42-струнном инструменте, но эта запись лишний раз доказывает: главное – не количество, а качество. Какими-то считанными звуками гитарист создаёт невероятно уютную атмосферу, полную при этом ювелирно выверенных нюансов. Потрясающе, одним словом.
Ключевые треки: «April Wind/Phase Dance», «Last Train Home».
Avishai Cohen & Gothenburg Symphony Orchestra «Two Roses»
(Believe/Naïve)
Израильский музыкант Авишай Коэн (тот, что постарше и с контрабасом) тоже во время локдауна обратился к планам, которые много лет откладывал из-за плотного концертного графика, а именно – сыграть программу с полноразмерным симфоническим оркестром. Выбор в итоге остановился на шведском Gothenburg Symphony Orchestra под руководством Александра Хансона.
В музыке Коэна органично сплетаются израильские, арабские и афроамериканские мотивы, так что от академических музыкантов требовалась максимальная открытость в интерпретациях. К счастью, оркестр из Гётеборга справился с задачей на все 120 %, и альбом «Two Roses» звучит именно как полноценный союз автора с исполнителями.
Вообще, при погружении в эту удивительную запись в последнюю очередь думаешь о том, как махине из 93 человек удаётся работать буквально на одном дыхании. Конечно, главным драйвером при этом остаётся сам Авишай – талантливейший музыкант, который, к слову, не только виртуозно играет на контрабасе, но и поёт, добавляя своим звуковым полотнам очень тёплые человеческие интонации.
Ключевые треки: «Two Roses», «Arab Medley».