Новый Blacklist: Гэри Бартц, Элизабет Кинг, Кейди Тэйтем

Весьма обидно осознавать, что 95 % (если не больше) релизов из рубрики Blacklist никогда не будут услышаны массовой публикой. У неё, знаете ли, совсем другие вкусы. Но есть и хорошие новости: чем вкуснее музыка, тем интереснее её для себя открывать, и не менее интересно ей с вами делиться. Сегодня в меню – нордический джаз из Москвы, уроки средиземноморского соула, госпел 50-летней выдержки, шедевр от «британского Херби Хэнкока» и новая серия мощнейшего проекта Jazz is Dead.
Arseny Rykov Trio «Forgotten Melody»
(Rainy Days)
Теперь уже можно констатировать с полной уверенностью: в России сформировалось новое поколение джазовых музыкантов. Это самые настоящие профессионалы, без скидок на возраст. Вспомните хотя бы гитариста Евгения Побожего, который в свои 30 стал победителем конкурса от Института джаза Херби Хэнкока. Пианисту Арсению Рыкову 25, и на днях он выпустил альбом, звучащий так, будто это не дебют, а как минимум пятая пластинка в его дискографии.
Вместе с контрабасистом Николаем Ольшанским и барабанщиком Виталием Эповым москвич Рыков создаёт свою интересную версию нордического джаза в том его русле, что было когда-то проложено лейблом ECM. Эта многоугольная музыка рождается на стыке американской традиции и академизма, при этом неизменно сохраняет акценты на утончённых мелодиях и хрупких, текучих гармониях. «Forgotten Melody» – отличный способ познакомиться с тем самым молодым и безумно талантливым поколением.
Ключевые треки: «Doubts», «Evolutionary Piece».
Piers Faccini «Shapes of the Fall»
(Beating Drum/Nø Førmat!)
Ещё один штучный музыкант, чьё имя вам наверняка ни о чём не скажет. Англичанин Пирс Фаччини играет больше 20 лет (а также пишет картины и продюсирует других артистов). Благодаря своим итальянским корням он достаточно рано заинтересовался музыкальной культурой Средиземноморья и вообще тем, что по традиции называется world music. Эту звуковую экзотику артист совмещает с акустическим блюзом и английском фолком.
«Shapes of the Fall» – как минимум седьмой альбом Фаччини (всего в его дискографии больше десяти различных релизов). На этой пластинке его любовь к средиземноморской этнике достигла едва ли не кульминации: североафриканские и арабские мотивы идеально сочетаются с западной песенной традицией, а участие американского блюзового трубадура Бена Харпера только подтверждает тот уровень, которого Пирс достиг за годы музыкальной практики.
Ключевые треки: «They Will Gather No Seed», «All Aboard».
Elizabeth King «Living in the Last Days»
(Bible & Tire)
Вот одна из тех историй, которые подтверждают: никогда не поздно вернуться к делу всей своей жизни. Вокалистка Элизабет Кинг была звездой госпел-сцены Мемфиса и записала несколько довольно популярных синглов, но затем предпочла размеренную семейную жизнь. За 48 лет она воспитала 15 детей, при этом увлечение музыкой сводилось к пению в церкви и в эфире еженедельной радиопрограммы.
В 2019 году продюсер Брюс Уотсон, незадолго до этого переиздавший ранние записи Элизабет, предложил ей сделать новый альбом, и вокалистка ответила утвердительно. Так и появилась на свет эта удивительная запись, возрождающая дух южного госпела 60-х. Сама миссис Кинг поёт так, будто и не покидала сцены. Её голос, неизбежно севший со временем, тем не менее сохранил все нужные эмоции и интонации. Слушать – не переслушать.
Ключевые треки: «No Ways Tired», «Living in the Last Days».
Kaidi Tatham «An Insight to All Minds»
(First Word)
Мультиинструменталист Кейди Тэйтем, когда-то названный «британским Херби Хэнкоком», остаётся одним из самых интересных и креативных джазовых артистов Соединённого Королевства. Он едва ли не раньше всех начал выходить из прежних границ жанра и смело смешивать его с электроникой, хип-хопом и соулом, то есть заложил формат так называемого UK Nu Jazz.
Музыку Кейди в равной степени уважают и электронщики (недаром он долгие годы сотрудничает с участниками культового дуэта 4hero), и джазмены. «An Insight to All Minds» – уже третий сольный альбом Тэйтема, и он прекрасен от первого до последнего звука. Рекомендую пластинку максимально широкому кругу меломанов: как тем, кто внимательно следит за креативной островной сценой, так и тем, кто в последний раз слышал эйсид-джаз в далёком 1995-м.
Ключевые треки: «Carry», «DSXSWC».
Adrian Younge, Ali Shaheed Muhammad & Gary Bartz «Jazz is Dead 006»
(Jazz is Dead)
Долгоиграющий проект продюсеров Эдриена Янга и Али Шахида Мухаммада Jazz is Dead стал одним из самых заметных явлений в чёрной музыке 2020 года. Почитаемые музыкантами, но забытые публикой колоссы джаза получили шанс познакомить новое поколение слушателей со своим творчеством. Что ещё радостнее, проект продолжается, и теперь очередь дошла до могучего саксофониста Гэри Бартца.
Бартц был одним из коллабораторов Майлза Дэвиса в его электрический период и, как и многие другие, получил мощный импульс к сольному творчеству. Его записи с проектом NTU Troop и с братьями Мизеллами стали классикой джаза 70-х. В свои 80 Гэри сохраняет ясность ума и вкус к поискам чего-то нового в творчестве. Став частью Jazz is Dead, он словно на полчаса вернулся в то время, когда джаз-фьюжн переживал свои лучшие годы.
Студийный джем, в котором, например, поучаствовали специально приглашённые вокалисты и мощнейший британский барабанщик Грег Пол, звучит максимально естественно. Кажется, что вы заглянули в соседнюю комнату на репетиционной базе. Просто один из музыкантов в этой комнате играл с Майлзом Дэвисом и творил живую историю джаза.
Ключевые треки: «Visions of Love», «Distant Mode».