Ural Music Magazine

Как модернизировать гитару. Опыт музыканта

Как модернизировать гитару. Опыт музыканта

Окей, ты купил гитару. Да, не американский Custom Shop, но звучит неплохо, да и в руках лежит как надо. Правда тремоло ты не используешь, потому что при малейшем касании рычага плывет строй, и звукосниматели выдают не такой плотный звук на перегрузе, как хотелось бы.

Может стоит вложиться в апгрейд?

Давай по порядку. Для начала инструмент нужно отстроить. Причем любой, даже Custom Shop. Новый он, старый, не важно. Всегда есть смысл в том, чтобы показать его мастеру, а тот приведет его в порядок. Зачастую такая недорогая процедура может помочь избежать изменений в инструменте или смены самого инструмента, который кажется уже не таким удобным и глухим. А всего-то и надо было струны сменить, отстроить их высоту и всю механику инструмента. Ну и пыль стряхнуть.

Кстати, калибр струн и их сплав влияют на звук и удобство игры весьма серьезно!

Хорошо, гитару отстроили, но машина все равно не держит строй при активном использовании, а еще ручка громкости похрипывает. Тогда все же стоит задуматься о прокачке инструмента.

Замена механики кажется весьма простым занятием, снял одно – поставил другое, что сложного? А нет. На деле крепления тех или иных механизмов могут не совпадать на какой-то миллиметр, и новое тремоло просто не встанет на старое место. Поэтому по замене комплектующих стоит проконсультироваться с профессионалом, можно с тем же гитарным мастером, или изучить варианты на сайте производителя.

Очень НЕ рекомендую на 100% доверять русскоязычным форумам, ибо люди там зачастую говорят о том, о чем не имеют ни малейшего представления.

Но спешу вас обрадовать, часто производители гитарной фурнитуры не только указывают точные размеры и расстояния между отверстиями своих изделий, но и пишут, для какого инструмента подойдет тот или иной продукт!

Подытожим с фурнитурой: стабильный строй инструмента зависит от совокупности всех механических частей инструмента, вовлеченных в процесс, то есть это не только колки и струнодержатель (бридж / тремоло), но и порожек инструмента, состояние ладов и угол соединения грифа с корпусом, если мы говорим о болченых гитарах.

И да, экономить на фурнитуре не стоит! Дешевые локовые колки скорее всего будут сделаны из мягких материалом, так же, как и седла бриджа. Советую при замене фурнитуры смотреть в сторону таких брэндов как Gotoh, Hipshot, Schaller, Bibicz и им подобные. Да, это не дешего, но оно того стоит.

Гитарную электронику можно разделить на две части: темброблок и звукосниматели.

Когда мы говорим о темброблоке, в первую очередь важно качество его сборки, во вторую – качество комплектующих. Поэтому дешевые заводские инструменты могут работать как надо довольно долго, но сменив китайский потенциометр громкости на фирменный, вы можете ощутить не только улучшение звука, но и смену тактильных ощущений при работе с оной. Например, сделав тонкомпенсацию темброблока, можно будет прибрать громкость без потери в частотном диапазоне, чем так часто пользуются профессиональные гитаристы.

Хорошие потенциометры (переменные резисторы) стоят недорого, а живут в разы дольше и работают, как задумано. Производители и номиналы – это отдельная тема для статьи, упомяну те же Hosco, Dimarzio, CTS, Bourns и Dunlop. Разумеется, их больше, но заинтересовавшимся для начала хватит и этих.

Не забывайте про гнезда, конденсаторы и провода, они так же влияют на качество звука, долговечность и удобство. И да, опять же стоит отдать перепаивать темброблок сведущему человеку, а не делать это самим. Не имея навыков, опыта и нужного инструмента, можно сделать только хуже.

Теперь о звукоснимателях. Тут все сложнее. Звукосниматель – это то, что непосредственно формирует звук твоей гитары, а это значит абы что ставить не имеет никакого смысла. Я видел немало гитаристов, играющих на классических стратах (stratocaster), которые ставили в бридж рельсу (мини-хамбакер в корпусе сингла) и были недовольны, потому что хотели получить другой результат.

Задам вам верное направление – посмотрите, что за звукосниматель стоит у гитариста, звук которого вам нравится Разумеется, стоит учитывать весь тракт – гитара, датчик струны, провода, педали, усиление, метод съема звука, но зачастую датчик уже формирует «тот самый тон», особенно если мы говорим о чистом звуке.

Также учитывать стоит и то, что форм-фактор может кардинально поменять звучание вашего инструмента, например, вместо хамбакера можно поставить P90 или P100 в форме того самого хамбакера и получить совсем другой звук на выходе, а некоторые инструменты позволяют отойти и от привычного форм-фактора.

В целом модернизация инструмента – это процесс весьма занимательный, и касается он не только апгрейда дешевых инструментов более качественным обвесом, но и изменения тональных свойств дорогих гитар, тех же Custom Shop’ов, например.

Самое главное – подходить к делу с умом и пониманием, зачем вы все это делаете