Новый Blacklist: Кид Кади, Террейс Мартин, Дуг Карн

Последняя в этом году регулярная подборка Blacklist снова получилась весьма пёстрой. Сегодня предлагаю вам познакомиться с терапевтическим хип-хопом, дружеским блюзовым джемом, карантинным соулом, свирепым нордическим джазом и новой серией мощного проекта Jazz is Dead. В общем, есть что послушать!
Kid Cudi «Man on the Moon III. The Chosen»
(Universal)
Так сразу и не скажешь, чем берёт слушателя Кид Кади. Он явно не самый техничный эмси, а его распевки далеки от бельканто, но куда важнее авторская манера исполнения и тексты. Да, в случае с Каддером совершенно точно нужно слушать его не фоном, а вникать в смысл слов. Кроме того, он не боится звуковых экспериментов, а для рок-ипостаси даже придумал отдельную группу WZRD.
Новый альбом вышел после солидной четырёхлетней паузы (если не брать в расчёт проект Kids See Ghosts с Канье) и представил Кади в его лучшем виде: размеренная мелодичная читка ложится на массивную синтезаторную подложку и минималистичные биты. Как и предыдущие две части «Man on the Moon», эта поделена на четыре главы и в целом подчинена концептуальной идее борьбы с искушениями и негативом. Именно за эту звуковую терапию, которую рэпер ведёт от имени своего альтер-эго Мистера Рейджера, ему благодарны многие тысячи поклонников по всему миру.
Ключевые треки: «Show Out», «Lovin' Me».
Duke Robillard & Friends «Blues Bash!»
(Stony Plain)
Поющий гитарист Дюк Робиллард – из числа музыкантов, которые не провозглашаются звёздами, но на которых всё, по сути, держится. Он основал славную банду Roomful of Blues, участвовал в The Fabulous Thunderbirds с Джимми Воном и записал несколько десятков альбомов. Его приписывают к блюзменам, хотя прекрасно владеет и джазовой техникой.
Новая пластинка максимально близка к традициям жанра и названию соответствует на все сто: это действительно блюзовая вечеринка в компании друзей. Как и полагается, есть место и свингу, и горячему блюзу, и балладам. Исполнено всё со вкусом и со знанием дела, так что если вы беззаветно любите классический блюз и R&B – не проходите мимо.
Ключевые треки: «Do You Mean it», «Everybody Ain't Your Friend».
Møster! «Dust Breathing»
(Hubro)
В конце 60-х великий реформатор джаза Майлз Дэвис нацелился на молодёжную аудиторию и заиграл свою версию психоделического рока – так появилась звуковая диковина под названием фьюжн. Нечто похожее, но с поправкой на нордическую бескомпромиссность, творят музыканты из Норвегии. Исполняя самый что ни на есть экспериментальный метал, они сохранили связь с эстетикой фри-джаза.
Ultralyd, Motopsycho, Elephant9 – в том числе из этих джаз/рок-коллективов собрал музыкантов саксофонист Хьетиль Мёстер. На пятом альбоме своего суперпроекта Møster! он довёл свирепое и неистовое звучание ансамбля до эталонного, превратив (подобно Дэвису) авторские пьесы в коллективные импровизации на заданную тему. Эти сгустки энергии не пытаются примирить миры джаза и рока – вместо этого они как бы отражаются друг в друге как в бесконечных рядах зеркал. Музыка для смелых духом.
Ключевые треки: «The Bonfire, The Sun», «Waistful Tendensities».
Terrace Martin «Village Days»
(Sounds of Crenshaw)
Калифорнийский продюсер и мультиинструменталист Террейс Мартин под конец года представил работу, в которой собрал сразу несколько своих проектов: Gray Area, The Pollyseeds, Dinner Party. В неполные 28 минут он уместил соул, джаз, мягкий R&B и хип-хоп, придав этой смеси неповторимую атмосферу Западного побережья.
Альбом «Village Days», даром что записанный во времена тотальной пандемии, может показаться легкомысленным и необязательным. Возможно, именно поэтому на контрасте каждый из семи треков завершается речевыми вставками на важные темы, от расовых конфликтов до жизненной философии. Хорошая работа, которая выглядит как семплер будущих «больших» проектов Мартина.
Ключевые треки: «The Voice of King Nipsey», «Never Saw it Coming».
Doug Carn, Ali Shaheed Muhammad, Adrian Younge «Jazz is Dead 005»
(Jazz is Dead)
Продолжается самый величественный студийный проект этого года. После того, как в марте Эдриен Янг и Али Шахид Мухаммад представили сборник из записей с ветеранами джаза и R&B, вышло уже четыре «поимённых» работы. Последняя из них, созданная с клавишником Дугом Карном, оказалась ближе всего к фанк-джемовой эстетике.
Имя Карна вряд ли известно в широких джазовых кругах, хотя именно он в своё время способствовал популярности культового лейбла Black Jazz Records. Позже молодое поколение битмейкеров растаскало его записи на семплы. Сейчас эти самые парни воздают должное героям прошлого – Эдриен, Али, Дуг и несколько сессионных музыкантов создают непринуждённые, но весьма содержательные джемы, в которых возрастные, временные и стилевые границы просто перестают существовать. Пусть джаз и мёртв, но дело его живёт.
Серия далека от завершения – судя по всему, в следующем году нас ждут новые записи с Гэри Бартцем, Жуаном Донато и Брайаном Джексоном. Поживём – услышим.
Ключевые треки: «Dimensions», «Desert Rain».