Ural Music Magazine

Новый Blacklist: Mammal Hands, Терье Рипдал, Artemis

Новый Blacklist: Mammal Hands, Терье Рипдал, Artemis

Новая музыкальная неделя снова принесла нам много интересных джазовых релизов: это и норвежский гитарист Терье Рипдал с нордическими звуковыми пейзажами, и британское трио Mammal Hands со своей формулой импровизации, и Artemis – полностью женский ансамбль с лейбла Blue Note. Кроме того – новый протеже R&B-продюсера Эдриена Янга и новозеландская киномузыка от гитариста Троя Кинги.

Loren Oden «My Heart My Love»

(Linear Labs)

Надпись на обложке «Adrian Younge presents» сообщает об этом релизе многое, если вообще не всё. Дело в том, что продюсер Эдриен Янг стал за последние лет десять одной из самых влиятельных сил в деле возрождения классического соула и ритм-н-блюза. Он выпустил несколько альбомов, совместных проектов (последний из них – Jazz is Dead – уже появлялся в наших обзорах) и саундтреков.

Именно для звуковой дорожки к комедийному боевику «Чёрный динамит» Янг впервые привлёк калифорнийского вокалиста Лорена Одена. Теперь, спустя 11 лет, сладкоголосый соулмен получил сольный проект, и звучит он ровно так, как должен звучать альбом под началом Эдриена. Стильно, красиво, с ювелирно продуманными аранжировками – и с допустимым количеством самоповторов.

Ключевые треки: «My Heart, My Love», «All Roads».

Terje Rypdal «Conspiracy»

(ECM)

Норвежец Терье Рипдал одним из первых изменил подход к фьюжн-гитаре. В семидесятые годы его атмосферные импровизации стали одной из фирменных черт лейбла ECM, продвигавшего своё нордическое видение джаза. Со временем стилистическая палитра мастера расширилась за счёт работ с оркестром, а сольные записи стали выходить всё реже и реже.

Пластинка «Conspiracy» – это полноценное возвращение 73-летнего Рипдала к классическому ECM-фьюжну. Его перегруженная гитара, по саунду напоминающая рок-корифеев Роберта Фриппа и Стива Хэккетта, безукоризненно сочетается с холодными звуковыми пейзажами. Наверное, это уже не джаз, а что-то за его пределами, но как же красив этот «Заговор»!

Ключевые треки: «Conspiracy», «By His Lonesome».

Troy Kingi «The Ghost of Freddie Cesar»

(Allgood Absolute Alternative)

Пока мы тут отбиваемся от моргенштернов и элджеев, на другом конце планеты происходят интересные вещи. Вот новозеландский гитарист и вокалист Трой Кинги задумал проект 10|10|10 (десять альбомов в десяти разных жанрах за десять лет) и полным ходом над ним работает. Альбом «The Ghost of Freddie Cesar» – уже четвёртый, хотя найти все предыдущие серии в Сети не так уж просто.

Исходя из названия и аннотации, все песни на этом диске написаны легендарным музыкантом Фредди Сизаром, но это не совсем так – точнее, совсем не так. Фредди – выдуманный персонаж, который отлично подходит для стилизации под классические саундтреки к Blaxploitation movies. Стилизация, надо заметить, отменная, но хороша она и сама по себе, без отсылки к дешёвому кино семидесятых. Интересный персонаж этот Трой Кинги, стоит за ним последить.

Ключевые треки: «Is the Honeymoon Gone», «Through My Venetians».

Artemis «Artemis»

(Blue Note)

Артемида – древнегреческая богиня охоты, но также и покровительница женского целомудрия и вообще всего живого. В её честь был назван новый проект, объединивший исполнительниц джаза со всего света. Появление Artemis можно назвать детищем нового времени, с его борьбой за разнообразие и новой этикой, но без подлинной творческой основы такой замысел бы вряд ли вышел за рамки, прости господи, Pussy Riot.

Супергруппа пианистки Рене Роснес стилистически попадает в современный формат лейбла Blue Note. Это инструментальный джаз в его актуальной итерации, основанный на идиоме пост-бопа. Очень хороши развёрнутые авторские пьесы, а вот версии The Beatles и Ли Моргана им несколько уступают. Исключение – тончайшее прочтение «If it’s Magic» Стиви Уандера.

Ключевые треки: «Goddess of the Hunt», «If it’s Magic».

Mammal Hands «Captured Spirits»

(Gondwana)

Ещё один взгляд на современный джаз – по другую сторону Атлантики. Трио Mammal Hands из Манчестера играет так свежо и открыто, будто и не было всей этой вековой эволюции жанра. Можно даже сказать, что джаз здесь – не более чем стилистический «зонтик», условно отделяющий эту музыку от других направлений.

К своему четвёртому альбому братья Смарты (пианист Ник и саксофонист Джордан) и барабанщик Джесси Барретт подошли в идеальной форме. Их собственный авторский стиль выточен настолько безупречно, насколько это вообще возможно. Их версия английского джаза далека от столичной смеси с электроникой, хип-хопом и роком, но столь же экзотична. В этих звуках есть что-то от нового академизма, что-то – от этники и благородной поп-музыки.

Как и у всех артистов Gondwana Records, у Mammal Hands тоже есть своя философия. Она проявляется и в тематике композиций, и в оформлении, и в тех историях, которые музыканты рассказывают о своей музыке. Это вам не неоклассикой баловаться – тут всё серьёзно.

Ключевые треки: «Ithaca», «Riddle».