Новый Blacklist: Нильс-Петтер Мольвер, Трики, Биг Шон

Первый осенний обзор новинок чёрной музыки принёс ожидаемо много интересного. Семидесятилетний Билли Оушен вернулся с миролюбивым посланием, рэпер Биг Шон представил сиквел своего микстейпа о Детройте, британцы Nick Pride & The Pimptones замесили коктейль из фанка и соула, Трики излил душу в траурном альбоме, а дуэт Мольвер-Синелу создал вдохновенную смесь нордического джаза и ближневосточной этники.
Billy Ocean «One World»
(Sony Music/Aqua)
Звезда англо-тринидадского сладкоголосого вокалиста Билли Оушена зажглась в середине 80-х, на пике популярности мягкого соула в духе Лайонела Ричи. К чести артиста, он не стал гнаться за быстрой модой и сохранил приверженность baby making music. В новом веке Билли выпустил всего три альбома, всякий раз выдерживая приличную паузу (в последний раз – семилетнюю).
Диск с миролюбивым названием «One World» должен был выйти ещё весной, но был отложен по известным причинам – у многих музыкантов выпуск альбомов сопровождается гастролями, а вот с этим в последние полгода были проблемы. С некоторыми поправками на время можно уверенно говорить, что перед нами всё тот же мистер Оушен, который рвал чарты 45 лет назад, разве что голос его заметно поизмотался. Музыка прекрасна (если только у вас нет аллергии на глюкозу), лирика проста и убедительна, миром правит любовь – всё как и положено.
Ключевые треки: «One World», «We Gotta Find Love».
Big Sean «Detroit 2»
(Def Jam/Getting Out Our Dreams/Universal)
Детройт – удивительный город. В отличие от таких точек на музыкальной карте США, как Нью-Йорк и Новый Орлеан, артистическая среда здесь существует не благодаря, а вопреки, и даже обширный кризис последних лет не смог уничтожить местную сцену. Главный творческий драйвер в «Городе моторов» сейчас – это, конечно же, хип-хоп, и Биг Шон в нём занимает явно не последнее место.
В 2012 году Шон, прежде записывавший достаточно скоропортящийся коммерческий стафф, выпустил микстейп «Detroit», и это стало не только его преображением как артиста, но ещё и талантливым признанием в любви родному городу. Идея сиквела появилась практически сразу, но его выхода пришлось ждать долгих восемь лет. Ожидание себя полностью оправдывает. Это касается и прекрасного продакшена, и исполнения, и большого количества гостей, от малоизвестных детройтцев до звёзд калибра Пост Малоуна, Трэвиса Скотта, Эрики Баду, Дэйва Шапелла и Стиви Уандера (последняя троица записала разговорные интерлюдии).
Ключевые треки: «Deep Reverence», «Friday Night Cypher».
Nick Pride & The Pimptones «Ideology»
(Légère)
Классический фанк жив, кто бы что ни говорил. Пусть он и не бьёт рекордов продаж, свою аудиторию по-прежнему находит. Лишнее подтверждение тому – удивительно живучие локальные сцены в Штатах, Австралии и Европы. Так, на севере Англии вот уже 13 лет грув прокачивает ансамбль Nick Pride & The Pimptones, и с каждым новым альбомом делает это всё мощнее.
Пластинка «Ideology» появилась на свет спустя четыре года после предыдущей «Go Deep», и за это время новой участницей группы стала вокалистка Элиза Лоусон, а также полностью изменилась ритм-секция. Дюжина новых песен звучит как открытый урок по смешиванию фанка и соула в правильных пропорциях, к тому же в текстах присутствует уместный юмор, что такой музыке всегда идёт в плюс. Отличный альбом для всех, кто в теме.
Ключевые треки: «Don’t Turn Me Loose», «Four Leaf Clover».
Tricky «Fall to Pieces»
(False Idols)
Каждый переживает боль по-своему. Когда в 2019 году у Трики умерла приёмная дочь, он был полностью морально уничтожен и дал понять, что никакими словами его состояние не передать. Всё же музыка действительно лечит – спустя год с небольшим у пионера трип-хопа вышел 14-й альбом, и он полностью посвящён страшной практике принятия смерти близкого человека.
Если не знать этого бэкграунда, можно расценить «Fall to Pieces» как набор невнятных коротких зарисовок (альбом звучит меньше 29 минут), но перспектива многое меняет. В состоянии, когда ты едва способен жить дальше, такие звуковые опыты заменяют собой бесконечные крики в подушку. Спутницей в этой терапии для Трики стала малоизвестная польская вокалистка Мария Злаковска, с которой музыкант познакомился в ходе европейских гастролей.
Ключевые треки: «Running Off», «Fall Please».
Nils Petter Molvær & Mino Cinelu «SulaMadiana»
(Modern Recordings/BMG)
Встреча двух миров – это всегда обещание чего-то невиданного и неслыханного. И норвежский трубач Нильс-Петтер Мольвер, и французский перкуссионист Мино Синелу на сцене уже не один десяток лет. Два года назад они познакомились во время концерта в турецкой пещере (что? да!) и задумали совместный проект. Смешение культур заложено уже в названии: Сула – это остров в Норвегии, а Мадиана – одно из названий Мартиники, откуда родом семья Мино.
Сама задумка «SulaMadiana» выглядит как союз, созданный если и не на небесах, то где-то неподалёку. Нордический джаз, густо замешанный на электронной обработке звука, создаёт пространство, которое щедро размечается средиземноморской и ближневосточной ритмикой. В то же время такой звуковой деликатес бесконечно далёк от пресловутой «мировой музыки» с её философией фастфуда. Воспринимать эту музыку нужно вдумчиво, не спеша.
При погружении в эти звуки напрочь размываются границы, причём не только географические и культурные. Нет нужды приписывать детище Мольвера и Минелу к какому-то жанру и стилю – вместо этого можно говорить об определённом настроении умиротворения и внутренней сосредоточенности. Это явно стоит того, чтобы потратить 50 минут, не отвлекаясь на повседневность.
Ключевые треки: «SulaMadiana», «Indianala».