Новый Blacklist: Грегори Портер, Тигран Амасян, Бобби Раш

Прощаться с летом под звуки джаза – это ли не прекрасно? Да, в этот раз у нас снова много хорошей джазовой музыки: это и красавец Грегори Портер, и космический пианист Тигран Амасян, и соул-хоп-хоп-дива Джорджия Энн Малдроу, и даже у сына Уилла Смита можно найти отзвуки этого жанра. Кроме того, есть прекрасный блюзовый альбом Бобби Раша. Обо всём – по порядку.
Jaden «CTV3: Cool Tape Vol. 3»
(MSFTSMusic/Roc Nation)
Вы могли не заметить, но дети Уилла Смита выросли. Младшая Уиллоу экспериментирует где-то в промежутке между роком и поп-мелодизмом, а старший Джейден осваивает пограничные области хип-хопа и R&B. Вдоволь наигравшись в автотюн, он на сей раз нашёл для себя совершенно неожиданные источники вдохновения.
Третий диск из серии «Cool Tape» черпает идеи из раннего рока, твиста, салонного джаза, джаз-рэпа 90-х и вообще всего, что плохо лежит. В итоге получается звуковая мозаика, сборник настроений, но теперь Джейден умеет управляться с таким разнообразием, так что CTV3 слушается на одном дыхании и оставляет после себя приятное послевкусие. Лето, баю-бай, лето, засыпай.
Ключевые треки: «Young in Love», «Photograph».
Bobby Rush «Rawer Than Raw»
(Deep Rush/Thirty Tigers)
«Я нищий и отвратительный» – так откровенно самобичеванием обычно занимаются панки всех мастей, а вот от блюзменов подобные признания звучат всё реже: как ни крути, за сто с лишним лет этот стиль прошёл большой путь от сельских хижин к респектабельным концерт-холлам. Впрочем, далеко не все согласны следовать такой траектории. Вот и 86-летний патриарх Бобби Раш после весьма «заряженного» прошлогоднего альбома «Sitting on Top of the Blues» обратился к архаичной стилистике.
Пластинка, красноречиво названная «Сырее сырого», является идейным продолжением альбома «Raw» (2007). Она целиком посвящена сельскому блюзу Миссисипи, а потому логично состоит из кавер-версий Роберта Джонсона, Скипа Джеймса, Хаулин Вулфа и других героев юга. В аутентичности сомневаться не приходится: Бобби не просто знает толк в блюзе, но ещё и застал эту традицию в самом её соку. Слушайте дедушку, он вам плохого петь не станет.
Ключевые треки: «Let Me in Your House», «Dust My Broom».
Jyoti «Mama, You Can Bet!»
(SomeOthaShip Connect)
Переиначивая одну ироничную присказку, если вы не знаете, кто такая Джорджия Энн Малдроу, то вы не знаете, кто она такая. На музыкальной сцене она появилась примерно тогда, когда основные действующие лица нео-соула либо ушли в затяжной творческий кризис, либо уступили дорогу молодым. Джорджия вместе со своим мужем Дадли Перкинсом уже 15 лет создаёт тот самый подлинный соул 90-х, смешивая его с хип-хопом, спиритуал-джазом и другими не самыми ходовыми направлениями. Речь о массовой популярности по-прежнему не идёт.
Впрочем, леди Малдроу не унывает и продолжает экспериментировать. Несколько лет назад певица всерьёз увлеклась джазом и даже создала отдельный проект Jyoti, в котором выступает практически человеком-оркестром. Это удивительно тонко скроенная музыка, полная интересных нюансов и отсылок к классике жанра. Входить в эту реку впервые будет, пожалуй, трудновато, так что лучше начать с более ранних записей Джорджии – и тогда уже восторг от прослушивания новинки будет максимально полным.
Ключевые треки: «Ra's Noise (Thukumbado)», «Hard Bap Duke».
Tigran Hamasyan «The Call Within»
(Nonesuch)
Американский пианист Тигран Амасян – человек с совершенно удивительным бэкграундом. Он родился в советской Армении и за первые десять лет жизни впитал любовь не только к народной музыке и джазу, но и к хеви-металу. Именно эти источники и стали потом основой его уникального стиля, который иначе как стилем Тиграна Амасяна и не назовёшь – уж больно он специфичен.
Разумеется, это музыка для вдумчивого слушания: неподготовленный слушатель просто засбоит от потока звуковой информации. Для пианиста нет никаких табу ни по части ритмики (она, кажется, живёт своей жизнью, но подчинена внутренней логике), ни по части гармоний и мелодий (армянские традиции могут сплетаться с джазовой идиомой в рамках одного такта), ни по аранжировкам (в новейшем альбоме как никогда сильно влияние тяжёлого рока). В общем, музыка королевская, но требующая абсолютной преданности.
Ключевые треки: «Levitation 21», «Ara Resurrected».
Gregory Porter «All Rise»
(Blue Note)
В какой-то момент начало казаться, что улыбчивый дядька в смешной шапке из надежды нового джаза превращается в жертву самоповторов и некую салонную фигуру. Подозрения укрепились после выхода трибьюта «Nat King Cole & Me» и фешенебельного концертного альбома, но, к счастью, тревога оказалась ложной.
Разумеется, Грегори остаётся одной из главных звёзд американского поп-джаза и важным активом Blue Note Records, и потому он без проблем получает в своё распоряжение полноразмерный оркестр и полную свободу действий. В результате альбом «All Rise» дарит как радость узнавания (авторский почерк Портера сложно с кем-то спутать), так и приятное удивление от изменений.
В новых песнях этого «чеширского» джазмена стало гораздо больше классического соула, а вот джаз местами работает только как стилистическая основа. В результате песни стали ещё более открытыми и эмоциональными – под стать голосу, который у Грегори Портера, кажется, на пике формы. С большой долей вероятности, судьба одного из джазовых призов на «Грэмми» решена за несколько месяцев до Нового года.
Ключевые треки: «Concorde», «Revival Song».