Ural Music Magazine

Новый Blacklist: Вакула, Джон Ледженд, Рой Эйерс

Новый Blacklist: Вакула, Джон Ледженд, Рой Эйерс

Летний сезон музыкальных новинок в самом разгаре, так что выбрать нам есть из чего. В сегодняшней подборке – нью-йоркский джаз от саксофониста Азата Баязитова, персональное посвящение живому классику Рою Эйерсу, благостный всепобеждающий соул Джона Ледженда, духоподъёмный нью-джаз от лондонцев Vibration Black Finger и умница Вакула в компании друзей-музыкантов.

Azat Bayazitov «The Doors are Open»

(Rainy Days)

Транзит советских джазменов за рубеж раньше рассматривался то ли как бегство от душного режима, то ли как карьеристское сжигание мостов. В наше (доковидное) время такие перемещения стали носить куда более спокойный характер. Вот и бывший птенец гнезда бутманова, талантливый тенор-саксофонист Азат Баязитов без лишней помпы три года назад сменил Москву на Нью-Йорк, чтобы оказаться в джазовой столице мира. При этом свой второй альбом он выпустил на петербургском Rainy Days.

Строго говоря, этот лейбл за последний год стал сам по себе знаком качества: вспомним хотя бы авторские альбомы Саши Машина и Mакара Kашицына. Как и на этих пластинках, на «The Doors are Open» снова собрана международная команда музыкантов. С выходцами из России (сам Азат, барабанщик Самвел Саркисян и басист Борис Козлов) соседствуют пианист Дэвид Кикоски и гитарист Адам Роджерс. Вместе они делают музыку совершенно мирового уровня – некоммерческий клубный джаз с опорой на культуру филигранной импровизации и пост-боп с человеческим лицом.

Ключевые треки: «Magnet», «On the Other Side of the Bridge».

Adrian Younge & Ali Shaheed Muhammad «Jazz is Dead 002. Roy Ayers»

(Jazz is Dead)

Славная затея двух друзей-продюсеров получила продолжение: вслед за сборным релизом проекта Jazz is Dead Эдриен Янг и Али Шахид Мухаммад начали выпускать персональные альбомы ветеранов чёрной музыки. Первым в этой (надеюсь, длинной) череде почётных гостей стал вибрафонист/клавишник Рой Эйерс.

За основу взят самый плодотворный период творчества Эйерса, заложивший основу будущего эйсид-джаза – альбом «Everybody Loves the Sunshine» и всё, что с ним связано. Недлинные атмосферные пьесы плавно перетекают одна в другую, причём продюсеры до мелочей воссоздали саунд 70-х и особенности аранжировок, включая и фирменные женские подпевки. Кажется, это идеальный способ сказать спасибо мастеру за его волшебную музыку.

Ключевые треки: «Synchronize Vibration», «Solace».

Слушать здесь.

John Legend «Bigger Love»

(Columbia)

Соул-крунер Джон Ледженд обитает в высшей лиге – среди лауреатов «Грэмми» и «Оскара», так что он оказывается как бы немного над всеми громкими событиями последних месяцев. Кажется, что в мире певца есть только прекрасная романтика и танцы под звёздами, но это не более чем образ – достаточно вспомнить, что кинонаграду ему вручили за песню «Glory», посвящённую Мартину Лютеру Кингу.

Седьмая пластинка Ледженда – как раз про выход из этого прекрасного образа. Певец высказывается на острые темы со свойственной ему сдержанностью, не забывая при этом и про саму музыку: она, как и прежде, балансирует между классикой и актуальным звучанием, андеграундом и поп-форматом, гимнами и вкрадчивыми номерами. В помощь ему – многочисленные гости, они добавляют нужных нюансов к объёмному звуковому портрету. Возможно, это не главный альбом Джона, но очередной урожай «Грэмми» он наверняка соберёт.

Ключевые треки: «Actions», «Wild».

Vibration Black Finger «Can You See What I'm Trying to Say»

(Jazzman)

Британец Ласелль Гордон – один из основателей славного ансамбля The Brand New Heavies и вообще один из ключевых деятелей островной чёрной музыки последних лет тридцати. После работы с проектами Campag Velocet и Heliocentric World он основал собственный коллектив Vibration Black Finger, исследующий классику фьюжна и спиритуал-джаза семидесятых.

Для Гордона мало сделать аккуратную стилизацию звука. Он стремится вложить в музыку глубокие смыслы, поэтому новейший альбом «Can You See What I'm Trying to Say» выстраивается в хитроумное повествование, скроенное из лоскутных звуковых кусочков. Кульминационный момент записи – 11-минутная грув-медитация «Acting for Liberation, Pt. 1», в которой электроника, живые инструменты и студийные эффекты смешиваются в причудливой мозаике. Эти звуки заслуживают самого внимательного восприятия, так что не пытайтесь слушать их фоном.

Ключевые треки: «Acting for Liberation, Pt. 1», «Only in a Dream».

Vakula & Friends «Вне времени»

(Mnogo Vody)

То, что на Украине умеют делать качественную музыку, свободную от совковых шаблонов, мы знаем уже достаточно давно. Ещё один повод в этом убедиться предоставил опытный музыкант и продюсер Vakula (Михаил Витюк), который с начала 2000-х побывал в роли диджея, продюсера и музыканта, дойдя в своей фанатичной любви к музыке до выпуска пластинок на европейских лейблах и признании на постсоветском пространстве, в том числе и в России.

Через все свои многочисленные эксперименты Вакула пронёс юношескую любовь к соулу, джаз-фанку 70-х, джи-фанку и другим смежным направлениям. Во время вынужденной изоляции он решил записать альбом, полностью посвящённый этой «музыке мне времени», а заодно пригласил своих соратников – как украинских (Иван Дорн, Monatik, Jamala, Sunsay), так и российских (Fuze Krec, Ocran).

Результат этих студийных джемов не просто приятно удивляет – он по-настоящему вдохновляет, потому что даёт понять: эта музыка жива, каким бы шлаком ни наполнялись онлайн-чарты. Это самые настоящие корни – пусть этнически они нам и не близки, но они не признают ни временных, ни государственных границ. Вакула, спасибо тебе за то, что так талантливо напомнил об этом!

Ключевые треки: «Эго», «Взрослей».