Ural Music Magazine

Новый Blacklist: Авишай Коэн, Knxwledge, Кэндис Спрингс

Новый Blacklist: Авишай Коэн, Knxwledge, Кэндис Спрингс

Послушным мальчикам и девочкам, которые не выходят на улицу и сидят дома, мартовский Санта принёс новую порцию музыкальных подарков. В этот раз я предлагаю пополнить карантинный плейлист новинками от рэпера Джойнера Лукаса, патриарха эфиоджаза Хайлу Мергиа, андеграундного битмейкера Knxwledge, соул-джазовой дивы Кэндис Спрингс и трубача-экспериментатора Авишая Коэна.

Joyner Lucas «ADHD»

(Twenty Nine)

К своему первому альбому Джойнер Лукас шёл долгих 13 лет: непозволительная роскошь во времена фастфуд-рэпа. Даже когда очертания пластинки начали складываться, эмси предпочёл выпускать отдельные синглы – всего их набралось аж девять штук, один краше другого. Грамотно подогрев аудиторию, 32-летний лирик, наконец, представил лонгплей под названием «ADHD».

ADHD – это СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лукасу такой диагноз поставили ещё в детстве, поэтому долгие годы он был изгоем в школе и семье. Музыка стала его собственной терапией, которая в итоге привела его к статусу одного из самых интересных и оригинальных рэперов нашего времени. Разумеется, синдром стал центральной темой альбома, но без эминэмовской нарочитости. Музыкально пластинка умело балансирует между старой и новой школами, так что вполне может зайти и нашим, и вашим. Очень достойный дебют.

Ключевые треки: «Devil's Work», «Will».

Hailu Mergia «Yene Mircha»

(Awesome Tapes from Africa)

Эфиопия – один из самых удивительных регионов на музыкальной карте Африки. Рождённый здесь эфио-джаз настолько непохож на своего американского собрата, что безошибочно узнаётся с первых же тактов. Клавишник Хайлу Мергиа играл эту музыку ещё в шестидесятых годах, а в новом столетии благодаря лейблу Awesome Tapes from Africa и пластинке "Lala Belu" его открыло для себя молодое поколение слушателей.

Спустя два года дедушка Хайлу возвращается с новой порцией студийных джемов. Трио вместе с ним составили басист Алемсегед Кебеде и ударник Кен Джозеф из Вашингтона. Традиционные инструменты (сам Мергиа играет также на аккордеоне и мелодике, а в записи участвуют несколько эфиопских музыкантов) соседствуют с современными аранжировками, а этнический джаз – с дабом и соулом. Совершенно вневременная музыка – хоть сейчас отправляй в космос на золотой пластинке посланием для инопланетных цивилизаций.

Ключевые треки: «Yene Mircha», «Abichu Nega Nega».

Knxwledge «1988»

(Stones Throw)

Герой хип-хоп андеграунда, известный по монониму Knxwledge, настолько плодовит по части производства битов, что за всеми его бесчисленными сборниками и ремиксами можно пропустить «официальные» релизы. Между тем, «1988» – как раз из их числа, и вышел он на уважаемом лейбле Stones Throw. Специально по такому случаю даже была придумана красивая история.

Кен Эрл Бут родился в 1988 году – и в том же году освоил винтажный семплер SP-12, на котором, пока взрослые не видели, успел наколотить почти весь материал для будущего альбома. Затем эти записи много лет хранились на флоппи-дисках, чтобы спустя 31 год, наконец, превратиться в полноценный альбом. Ну как же можно этому не поверить? А если серьёзно, то Ноледж, конечно, битовый графоман, и нет особой разницы, в каком виде будут изданы его зарисовки – на виниле или в Bandcamp. Хорошо это или плохо, решайте сами.

Ключевые треки: «itkanbe[sonice]», «gangstallthetime».

Kandace Springs «The Women Who Raised Me»

(Blue Note)

«Женщины, которые меня вырастили» – третий альбом джазовой певицы и пианистки Кэндис Спрингс на Blue Note Records. Как несложно догадаться, он посвящён вокалисткам, которые наиболее сильно повлияли на её творчество. Разлёт достаточно большой – от джазовых див Эллы Фитцджеральд и Билли Холидей до Шадэ и Лорин Хилл, но звучит такая коллекция достаточно цельно.

Вообще, Кэндис – едва ли не эталонная артистка нового «Блю Ноута». Она равноудалена от былых экспериментов лейбла и от поп-джазового истеблишмента. Её исполнение подойдёт любителям «мягкого» саунда, но и более требовательным ребятам здесь есть что послушать: взять хотя бы «I Put a Spell on You» (к слову, песня мужская) с бетховеновским вступлением. Отдельная радость – это высокие гости: Крисчен Макбрайд, Дэвид Сэнборн, Нора Джонс, Крис Поттер и Авишай Коэн. О нём – следующий текст.

Ключевые треки: «I Put a Spell on You», «Strange Fruit».

Avishai Cohen Big Vicious «Big Vicious»

(ECM)

Как в своё время любители джаза путались в двух Биллах Эвансах, так и теперь приходится каждый раз уточнять, о каком Авишае Коэне идёт речь: трубаче или контрабасисте. Эту новинку записал трубач – обладатель шикарной окладистой бороды и резидент знаменитого лейбла ECM Records.

Какое-то время Коэн жил и работал в Штатах, а после возвращения в Израиль собрал квинтет Big Vicious, который и дал название новой пластинке. В записи приняли участие давние друзья, и взаимодействие между ними просто фантастическое. Самое интересное – следить за тем, как джаз в их интерпретации превращается из жанра в некий единый язык, связывающий воедино рок («King Kutner»), классику трип-хопа («Teardrop»), собственно классику («Moonlight Sonata»), экспериментальную электронику («Fractals») и много чего ещё.

«Big Vicious» – однозначно самая взрослая и интересная запись Авишая и один из главных джазовых релизов этого года. В этих неторопливых и глубоководных звуках есть масса всего того интересного, что раскрывается после нескольких прослушиваний. Хорошая стартовая точка для тех, кто ищет ответ на вопрос: «Что такое джаз в 2020 году?»

Ключевые треки: «King Kutner», «The Cow & The Calf».