Ural Music Magazine

Новый Blacklist: Гил Скотт-Херон, Antibalas, Обонгджайяр

Новый Blacklist: Гил Скотт-Херон, Antibalas, Обонгджайяр

Сегодняшний «чёрный список» получился особенно богатым на штучную авторскую музыку, которой тесно в рамках конкретных стилей. Погружаемся в патентованный афробит Antibalas, живой трип-хоп Screen Jazzmaster, джазовый джем The NCY Milky Band, афробританские проповеди Обонгджайяра и фантастический тандем Гила Скотта-Херона и Макайи МакКрэйвена.

Antibalas «Fu Chronicles»

(Daptone)

В середине 2000-х по всему миру приключилось совершенно не запланированное возрождение афробита. То тут, то там начали появляться новые группы, воспроизводившие классический нигерийский саунд и адаптировавшие его к новым музыкальным реалиям. Есть серьёзное основание полагать, что виноват в этом коллектив под названием Antibalas.

Эта банда из Бруклина с первых же записей задала высокую планку для последователей, и сейчас, спустя 20 лет, исполнение Antibalas остаётся эталонным. Другими словами, если вы вообще не представляете, что такой современный афробит, начинать лучше всего именно с них. В последнем десятилетии группа была не очень плодовита, однако новой пластинки в этот раз пришлось ждать «всего» два с половиной года. И это замечательно!

Ключевые треки: «Amenawon», «Fist of Flowers».

 

Screen Jazzmaster «The Jazzmaster of Screen»

(Screen Jazzmaster)

Совершенно замечательный релиз вышел на той неделе у петербургского музыканта, диджея и продюсера Юрия Васильева, который работает под псевдонимом Screen. Чисто технически это альбом инструментального приджазованного хип-хопа, которым в 2020 году не только никого не удивишь, но ещё и с трудом заинтересуешь. На самом же деле это вовсе никакой не биттейп, а полноценный студийный альбом с массой живых инструментов.

Можно назвать «The Jazzmaster of Screen» мастер-классом по тому, как выходить за рамки создания битов, то есть компилирования чужой музыки. Скрин удачно совмещает программируемые элементы и семплы с авторской музыкой, которая стилистически простирается от Quiet Storm и мягкого джаза 80-х до эйсид-джаза и хип-хопа. Отличная работа.

Ключевые треки: «City, Bright Lights», «Get Up».

 

The NCY Milky Band «Our Gurus»

(BMM)

Совершенно штучный проект из Франции, соединяющий импровизационный и свободный джаз с электроникой, фанком и бог весть чем ещё. Звучание группы подчёркнуто немодное – местами лоуфайное, а местами ретроспективное. Парадоксально, но в каком-то смысле это очень созвучно с современным пост-пост-пост-пост-модернизмом.

Альбом «Our Gurus» – это звуковая дорожка к одноимённому видеопроекту. Чтобы не ошибиться с тем, какому именно гуру из прошлого посвящена та или иная композиция, исполнители вынесли имена своих кумиров в заглавия треков, так что слушатель может не только наслаждаться хитроумными импровизациями, но и просвещаться.

Ключевые треки: «Dorothy Ashby & Both Worlds», «Madlib».

 

Obongjayar «Which Way is Forward?»

(September/Obongjayar)

Британский нигериец с чудным именем Обонгджайяр – плоть от плоти современного островного андеграунда. Едва появившись в стране вместе со своей матерью, он начал как губка впитывать всё то звуковое многообразие, которое сейчас царит к северу от Ла-Манша.

Последние года три Стивен Умо (настоящее имя) прилежно работал над собой и над своей музыкой. Результатом этой кропотливой работы и стал мини-альбом «Which Way is Forward?». Он звучит как идеальное столкновение культур. Афробит и электронная полиритмия, гитары и духовые, пение и речитативные мелодекламации – всё очень впечатляет и при этом выглядит мощным авансом ещё более мощного продолжения.

Ключевые треки: «Still Sun», «God's Own Children».

 

Gil Scott-Heron «We're New Again»

A Reimagining by Makaya McCraven

(XL)

История этого альбома не менее удивительна, чем сама музыка. Десять лет на независимом и очень влиятельном лейбле XL Recordings вышел альбом «I’m New Here» легендарного музыканта и поэта Гила Скотта-Херона. Эта пластинка стала результатом шестилетней работы 60-летнего ветерана с продюсером Ричардом Расселом. Скотт-Херон переживал не лучшие времена: он вышел из тюрьмы, отсидев по наркотической статье, был уже мало кому интересен, да и проблемы со здоровьем радости не добавляли.

Та запись подарила титану поэзии и соула неожиданное признание среди молодых слушателей и музыкантов. Артист говорил о крайне важных для него вещах, и его проникновенный потускневший голос звучал на интересном контрасте с мрачной электроникой. В итоге пластинка стала настоящим маленьким шедевром, закрывшим прижизненную дискографию Гила.

К десятилетию «I’m New Here» Расселл решил вдохнуть в эту запись новую жизнь и поручил заново «пересобрать» её американскому джазовому барабанщику, продюсеру и визионеру Макайе МакКрэйвену. То, что получилось в результате, сродни маленькому чуду. Местами сложно избавиться от ощущения, что перед нами потерянная пластинка Скотта-Херона времён его золотого периода, настолько ювелирная работа была проделана по созданию уникальной звуковой атмосферы. Это что угодно, но не посмертный релиз – больше он похож на спонтанный джем в маленьком нью-йоркском клубе. Эффект присутствия до пугающего сильный. Однозначно одна из сильнейших пластинок этого года, вне зависимости от жанра.

Ключевые треки: «I’m New Here», «New York is Killing Me».