Лев Ганкин рассказал, как появились музыкальные фестивали

В минувший понедельник в Ельцин Центре прошел последний «Старый Новый Рок». Кроме концертов на фестивале был организован лекторий. UMM законспектировал лекцию музыкального журналиста и радиоведущего Льва Ганкина, который рассказал о зарождении, расцвете и закате фестивальной культуры 60-х.
Когда и где состоялся первый рок-фестиваль
Меломаны вряд ли знают, где впервые прошел рок-фестиваль. Нет, это был не Вудсток, который позиционировался как музыкальная и художественная выставка (Woodstock Music & Atr Fair) и не известный фестиваль в Монтерее (Monterey Pop Music Festival). Впервые в фестивальной истории слово «рок» использовал малоизвестный Sky River Rock Festival.
Он проходил всего три раза (в 1968, 1969 и 1970) в Вашингтоне и всегда выходил в минус: организаторы говорили о 5000 долларах убытка. Виной этому были как безбилетники — хиппи не любили платить, охранных предприятий не было, а заборы организаторы не ставили, — так и заявленные хедлайнеры, которые иногда не приезжали на свои выступления.
Почему фестивали посещало так много людей
Первое, что бросается в глаза на старых фестивальных фотографиях, — огромная толпа народа. Музыкальный бум 60-х сопровождался в прессе тревожными репортажами, связанными не с непотребным поведением аудитории, а с ее количеством — никто никогда не видел так много людей в одном месте.
Когда на сцене Вудстока появился Макс Ясгур, на ферме которого прошел фестиваль, он назвал его посетителей самой большой толпой, которая когда-либо собиралась в США по какому-либо поводу.
Большая численность людей на фестивалях 60-х связана с беби-бумом и поколением, которое не хотело ассоциировать себя с мещанской жизнью американцев послевоенного времени. Они уходили из дома, путешествовали автостопом и наслаждались свободой и любовью. Внутри этого поколения возникли новые запросы: на дизайн (и это иллюстрируют афиши), моду (мини-юбки) и, конечно, музыку.
Как изменилась музыка: новое звучание
Музыка 60-х была электрической. Один из самых показательных моментов резкого перехода от акустики к электричеству — выступление Боба Дилана на фолковом фестивале в Ньюпорте в 1965 году. До этого два года подряд музыкант играл публике привычную акустику, но в тот раз взял в руки электрогитару.
Даже тогда половина публики восприняла это выступление «на ура», поэтому Дилан продолжил эксперименты с электрическим звуком.
Бегство из города в деревню, предпосылки фестивалей
Кроме культурной линии (изменения в музыке), характеризующей новое поколение, можно проследить изменения быта нового поколения. Например, битники предпочитали уезжать от пуританской старой морали из городов в деревню, к более сквоттерской коммунальной жизни. Отчасти поэтому крупнейшие фестивали — опенейры — проходили за городом. Главная манифестация этого явления — кварталы хиппи.
Коммуны породили своеобразную культуру. В начале 1967 года в Сан-Франциско состоялось событие «Human Be – In», которое тогда еще не называли фестивалем. На этой тусовке выступали местные группы (Jefferson Airplane, Grateful Dead), поэты читали стихи, битник Аллен Гинзберг заставил 20 000 человек распевать мантры, а Тимати Лири сформулировал свой знаменитый лозунг «turn on, tune in, drop out».
Полноценные фестивали (и религия)
Летом того же года состоялись первые фестивали. Например, Fantasy Fair and Magic Mountain Music Festival, на котором начинают собирать деньги для детей из черного гетто. Это тоже важный момент — именно тогда фестиваль осознал себя пространством для благотворительных инициатив. Другой фестиваль — Monterey International Pop Music Festival, где брали деньги уже за организацию самого мероприятия.
Фестивали того времени были пропитаны духом новой религии. Такие коннотации связаны в том числе с происходящим там: концертами духовной музыки на том же Mountain Music Festival, музыкантами вроде Джими Хендрикса, сжигающего свою гитару в огне, символизирующем жертвоприношение; наконец, сам фестивальный опыт, в котором человек выпадает из реальности, общается с другими людьми, живет другой жизнью.
О Вудстоке
Фестиваль, который посетило почти полмиллиона человек, состоялся неподалеку от Вудстока. Это был триумф фестивального движения, мероприятие прошло без эксцессов несмотря на то, что организаторы почти не вкладывались в обеспечение безопасности, а полицейских было преступно мало.
Вудсток считают финальным аккордом фестивальной утопии 60-х. На нем Макс Ясгур попросил толпу зажечь свечи и спички, чтобы увидеть, какое количество людей собралось вместе. Певица Мелани тогда сочинила об этом свою песню, а традиция светить на концертах зажигалками и фонариками телефонов жива до сих пор.
Альтамонтский фестиваль
Фестиваль, состоявшийся через несколько месяцев после Вудстока, стал трагическим финалом фестивального движения 60-х. Его организовали Rolling Stones, выступавшие на нем также в качестве хедлайнеров.
Все пошло не так практически сразу. Никто не хотел становиться площадкой для нового фестиваля, избегая огромной толпы. С трудом найдя место для мероприятия, организаторы установили слишком низкую главную сцену, которую было плохо видно с задних рядов. Охранять фестиваль (и сцену) поручили байкерам из «Ангелов Ада».
На низкую сцену захотел попасть Мередит Хантер, у которого якобы был с собой пистолет. Все закончилось плачевно: один из охранников убил Мередита, этот момент даже попал на видео (4:06).
Опыт Альтамонта: как изменились фестивали
Случившееся в Альтамонте показало, что фестивальное движение не может существовать в том виде, в котором оно существовало. Фестивали стали меняться: большое внимание уделялось безопасности, логистике мероприятия, а программа организаторов четко регламентировала, что должен делать и чувствовать человек в перерывах между выступлениями групп.
Вообще, многие музыканты с большим энтузиазмом откликнулись на инициативу фестивальных организаторов о включении элементов шоу в музыкальные выступления. В дальнейшем фестивали проходили все более организовано, часть романтической контркультурной общности была потеряна. Фестивали становились похожи на аттракцион, а процессы стремились к унификации.
Контркультура подстерлась, но не исчезла полностью. Цикл постоянно повторяется. Для его пробуждения за фестивалями, кроме коммерческого интереса, должна появиться другая яркая субкультура, раскрывающая себя через эти мероприятия.
Так например, в 80-х это случилось в Великобритании: наступила эпоха эйсид-хауса и рейва. А в настоящее время это происходит с фестивалем Burning Man, на котором, повторяя неоязыческий опыт, люди жгут чучело человека. Весь этот дискурс восходит к той эпохе 60-х: Вудстоку, Монтерею, фестивалю на острове Уайт.