Ural Music Magazine

Чтение на выходные. История Кати Павловой и группы «Обе две»

Чтение на выходные. История Кати Павловой и группы «Обе две»

 Впереди длинные трехдневные выходные, поэтому мы решили представить нам проект наших друзей и коллег Дмитрия Мелких и Антона Касимова – книгу об уральских группах «Малахитовые гитары. Музыкальное краеведение». Выход издания планируется весной этого года, а пока писатели любезно разрешили нам опубликовать несколько глав. Книга написана в форме писем, мы выбрали часть главы о молодой, но уже чрезвычайно успешной группе «Обе две», написанной Антоном Касимовым. Приятного чтения.

 

Время: 7 февраля 2014 года. Вечер

Место: кафе «Шоколадница» возле метро «Парк Победы». Москва

Участники: Антон Касимов (А), Катя Павлова (К)

А: Ты помнишь момент, когда ты поняла, что хочешь заниматься только музыкой?

К: У меня очень музыкальная семья, но при этом никто профессионально, всерьёз музыкой не занимался. Мои родители познакомились в ансамбле. Мама пришла туда играть на синтезаторе «Ионика», а папа был бас-гитаристом. Потом у них родились дети, и почему-то музыка на этом закончилась. Дед у меня пел в хоре, бабушка до сих пор поёт в самодеятельности. Если у нас в семье случалось какое-нибудь мероприятие, день рождения или ещё что-нибудь, все обязательно пели, выступали, я с трёх лет наряжалась в какие-нибудь цыганские юбки. Это было для нас нормально. Мысль о том, чтобы сделать музыку делом своей жизни, мне, наверное, приходила в голову ещё в детстве, когда задумываешься, чем хочешь заниматься. Но мне не хватало смелости озвучить такую идею ни семье, ни родителям. Я как-то сама для себя придумала, что надо для родителей поступать в университет, а в свободное время что-то там придумывать. И когда я уже из отчего дома съехала, то поняла, что всё, надо заканчивать всякой ерундой заниматься, надо делать группу. И уже не надо было ни перед кем отчитываться, на что ты тратишь своё свободное время или основное время, и так я постепенно всю свою деятельность подстраивала под музыкальную, а потом и вовсе прекратила всю немузыкальную деятельность.

А: Ты поступила в итоге в университет?

К: Да, я окончила истфак Уральского Университета в 2007 году, правда, я училась на заочном отделении. А сестра моя поступила на журфак, на дневное отделение. Она очень хотела там учиться и ей это нравилась. Но у меня не было как таковой студенческой жизни, я ни с кем не общалась. Там занимались взрослые люди, приезжали из других городов. А я ведь работала, поэтому во время лекций в основном спала на задней парте.

А: Где ты работала?

К: Ой, где я только не работала. Сначала на Уралмашзаводе помощницей в приёмной. Потом два месяца я работала официанткой. Затем мама меня устроила к своей знакомой продавать бетон, но я поняла, что это не моя стезя. Позже я устроилась в компанию «Мотив», (екатеринбургский сотовый оператор – прим. автора) там была посменная работа, и это было очень удобно, потому что, если у тебя концерт и тебе надо уехать или как следует прорепетировать, можно было меняться или продавать смены. И самое главное, эта работа не занимала голову: ты вышел на порог и забыл. Я тогда поняла, что мне нужна именно такая работа, чтобы зарабатывать на кусок хлеба, но чтобы голова была абсолютно свободной. Потом я ещё немного поработала в конторе допобразования, там нужно было собирать в кучи детей и говорить им, что курить плохо. Ещё мы устраивали какие-то акции на эту тему. Мы с этими детьми просто друг с другом обсуждали, кто что курит.

Сначала в группе вместе с Катей была её родная сестра Таня, видимо и название «Обе Две» появилось из-за этого. Продюсер Sunny Swan, он же Саша Пантыкин-младший говорит, что Катя с Таней эпизодически приходили к нему на студию Tutti Records. Он помнит, что сестры Павловы постоянно сбегали из дома от мамы с папой. У него есть фото, где они бесятся в своей квартире, у них там все стены разрисованы. Они были отвязные девочки-подростки с переизбытком жизненной энергии. Обе писали песни под гитару. В один из визитов на студию Катя и Таня показали их Саше Пантыкину. Он запомнил только про «Море-корабли» и ещё вещицу «Моя любовь – это спирт». Sunny Swan со свойственной ему продюсерской хваткой назвал их «Панкушки» и настаивал на этом названии, но Катя уже тогда понимала: пройдёт время, и вряд ли такое имя сгодится для её ансамбля. Они даже едва не поссорились из-за этого. Все, кому Пантыкин-младший показывал песни сестёр, были в восторге. Саша помог им собрать первый состав музыкантов.

Катя говорит, что тогда не было ещё серьезных намерений насчёт группы. Им никто не говорил что делать, и сами они ещё ничего не понимали. Дома в компьютер Катя и Таня Павловы записали четыре песни под акустическую гитару и отправили их на фестиваль «Старый Новый Рок. Неожиданно их взяли. Тогда Катя позвонила Пантыкину. Он, в свою очередь, попросил парней из группы Blues Doctors помочь сёстрам сыграть на фестивале. На них тогда сразу обратили внимание. Всё это произошло ещё до возникновения «Обе Две». Кстати, Катя с Сашей учились в одной музыкальной школе, на одном потоке. Павлова вспоминает, что Пантыкин-старший приходил на академические концерты. Все дети играли стандартную программу, а Sunny Swan играл одно произведение из программы, какую-нибудь «Матушку-Голубушку», и одну джазовую импровизацию. Учителя закрывали на это глаза, потому что знали, чей это сын. Катя и остальные ученики сидели и ничего не понимали, но чувствовали, что это очень круто.

 

Воскресенье, 09 августа 2015, 05:02 от «Anton Kasimov» для «Dmitriy Melkikh».

Тема: Re: Катя Павлова, Обе Две [2]

Рассказывая про «Обе Две», я должен непременно написать о роли Артёма Клименко в этой группе. Клименко, уже неоднократно упоминавшийся в других главах, переехал в Екатеринбург из Омска в 2003 году на волне интереса к уральской рок-музыке. До этого он приезжал на фестиваль «Старый Новый Рок» со своим омским коллективом. Для него, восемнадцатилетнего, было очевидно, что нужно ехать именно в Екатеринбург, а не в Москву или Питер, например. В 2005 году Клименко начал работать в ДК Лаврова (Дом культуры им. Лаврова находится на Проспекте Космонавтов. Это был первый крупный ДК с помощью которого пытались облагородить спальный заводской район Уралмаш. Здание построено в 1972 году. Названо в честь директора завода Михаила Васильевича Лаврова. Само здание является довольно типичным для советской архитектуры того времени – советский функционализм с непропорционально надутым фасадом. В девяностые годы ДК стал репетиционной базой Уральского государственного академического русского народного хора – прим. автора) начальником звукотехнической службы. В ДК регулярно проходили концерты местных и заезжих артистов. Артём стал собирать там студию, но само строительство началось ещё до него. В «лаврушке», как ласково называли этот дом культуры, работал хороший дядька, которого все звали Аптекарь. Потом он потом ушёл в ОДО (Окружной Дом Офицеров. Архитектурный памятник, построенный в 1932 — 1941 годах. Здание представляет собой каменное многоэтажное сооружение с башней и является примером архитектуры советской неоклассики. С «нулевых» и по сей день в здании базируется офис фестиваля «Старый Новый Рок». Какое-то время там находилась репетиционная база и студия Panda Music, основанная Александром Вольхиным, бас-гитаристом группы «Курара» – прим. автора). Аптекарь сделал две комнаты: одну для записи и операторскую, поставил даже стекло, которое их разделяет, но больше ничего не успел. Когда студия оказалась готова, первое, что Клименко записал там, был альбом Сансары «69».

 

 

Время: Зима 2014 года.

Место: Квартира Артёма Клименко. Москва.

Участники: Антон Касимов (А), Артём Клименко (К)

К: Когда мы встретились с Катей, у неё уже была группа «Обе Две». Там играли многие музыканты города. Я помню, что весь Уралмаш был расписан этим названием, «Обе Две». Тогда в группе была ещё Катина сестра Таня. Так получилось, что когда я пришел, Таня ушла, но мы не ссорились. У Тани не было времени, чтобы заниматься группой, а я требовал полной самоотдачи.

А: Какие функции выполняла Таня в «Обе Две»?

К: Она, как и Катя пела и придумывала тексты. До самого последнего времени она помогала сестре сочинять тексты. Точнее так, они интенсивно общаются, Таня пишет много лирики, и Катю это очень воодушевляет. Я видел этот контакт между ними. Таня скидывает стихотворение, и у Кати рождается песня, в которой присутствуют строчки из Таниного текста. С моим приходом группа резко изменилась. Все кто играл до меня, кроме Кати, ушли. Мы остались вдвоём. Были даже мысли изменить название. Одно время мы хотели назваться «Гуси». Все песни, которые мы записывали, уходили в стол. Была непонятная ситуация, потому что, в сущности, не было группы, не было единомышленников. Потом всё же мы решили оставить старое название, я взял нового гитариста, Костю Овчинникова, и группа обрела почти полноценный состав. Мы стали репетировать в том же ДК Лаврова и там же делали записи. Катя буквально ночевала в студии. Потому что ничего не успевала. Мы очень много времени тратили на запись и сведение песен, ещё толком ничего не умели, не понимали, как всё это работает.

А: Как проходил процесс записи песен?

К: Сначала мы записывали под драм-машину, потом я остальные инструменты накладывал в компьютере. Саша Гагарин слушал эти демо-записи и говорил: «Так это офигеть какая музыка! Давайте ребята что-нибудь делайте с ней». Тогда я пошёл к Асе Кучеровой, барабанщице «Сансары», и попросил её записать нам живые барабаны. Я говорил, у меня есть идея, тут нужно сыграть так. Она говорила: «Без проблем», и играла так, что мы все падали от радости, потому что получалось именно то, что я хотел, пошёл сильный драйв. Параллельно мы ездили с «Сансарой», я как звукорежиссёр, а Ася как барабанщица, и мы подумали, что нам надо взять с собой Катю и выступать перед «Сансарой». То есть, по сути, мы постоянно были разогревающей группой «Сансары». Мы часто ездили в Москву и Питер и постоянно выступали в Екатеринбурге. К «Обе Две» возник интерес, мы сыграли на «Пикнике Афиши». До того как я познакомился и поработал с Кучеровой, я считал, что девушек-музыкантов не может быть. Когда я учился в колледже культуры в Омске, я присутствовал на экзамене, где девушки играли на фортепьяно, и понял, что им это не надо, у них не получается. Я так Асе Кучеровой сначала и сказал, не верю, что мол она хороший музыкант. А потом, когда она уходила из группы, я сказал, что она одна из лучших барабанщиков, которых я слышал. Она изменила моё мнение, и теперь я ищу Асю в каждом музыканте.

Мы постоянно записывали новые песни. Саша Гагарин говорил: «У вас уже четыре песни есть, давайте выпускать EP». Он сам его составлял, сам нарисовал обложку. Также он придумал обложку к дебютному альбому «Знаешь, что я делала», вот эти шарфики, из которых сложены слова, это всё идеи Саши Гагарина. Директор группы Таня Журавская, моя знакомая ещё по Омску, стала продвигать нашу первую пластинку. Она, эта пластинка, всем очень понравилась. Как-то всё это получилось легко, само собой. Сам альбом мы записали быстро, а вот сводил его я очень долго и дотошно, поскольку чётко знал, что хочу услышать. Порой я занимался одной бочкой (* - бас-барабан) три-четыре дня. Потом день отдыхал и снова. Я, например, вешал плагин (* - специальный программный модуль), на какой-то инструмент, затем убирал его, вешал другой плагин, и вот так, методом тыка, приходил к звучанию, которое мне нравилось. Я слышал, как что-то меняется при смене плагинов, но понять принцип, понять, что конкретно изменилось в звуке, не мог. Я не знал очень многих вещей. Концертная работа это одно, там проще, там нужна скорость, студийный же процесс – это совсем другой уровень, там всё устроено сложнее и тоньше. Когда я работал над альбомом «69» мне было проще, потому что с Гагариным было легче договориться, чем с собой. У него было конкретное представление того, что он хочет. А с «Обе Две» я очень долго возился, потому что никак не мог достичь того результата, который слышал в голове. Позже я альбом этот больше не слушал, но прекрасно его помню и могу сыграть если надо.

Тираж дебютного альбома в тысячу дисков группа напечатала самостоятельно и очень быстро продала его на концертах, но больше решили не переиздавать. Вскоре в «Обе Две» наступил переломный момент. Стало ясно: с работ нужно увольняться, потому что появилось достаточное количество предложений по гастролям. Группу теперь регулярно приглашали в Москву на телеэфиры и интервью. Ребята просто сложили в машину чемоданы с оборудованием, одежду и поехали. В Москве сняли хостел и два месяца жили там. Из столицы было гораздо дешевле ездить на гастроли, а между концертами участники группы ходили на эфиры. Но тот драйв юности, о котором выше говорил Клименко, заканчивался в «Обе Две», как бензин в автомобиле. Взаимоотношения в группе осложнились. Их последняя студийная сессия в оригинальном составе состоялась в питерской студии на улице Галерная, неподалёку от Английской набережной. Студия располагалась в огромном старом доме. Видео со сделанной там записью нескольких новых песен опубликовано в марте 2012 года. Вот что Клименко говорит об этой записи.

К: Группа находилась на грани распада, и острого желания что-то делать уже не было. Мне просто не хотелось заниматься студийной работой с «Обе Две». Остальным ребятам и Кате тоже было не до этого. Но потом мы всё-таки организовались. Записывали всё разом, без наложений, сделали всего два дубля. Это был тот случай, когда я не мог ничего делать с записями, потому что группа в тот момент распалась. Я слушал тогда эти фонограммы, и руки у меня опускались. Казалось, что всё это не то. Те песни, которые мы записали на Галерной с «Обе Две», я не смог свести. Но мы сняли там хорошее видео. Оно получилось очень эмоциональным. Я не думал, что это видео так выстрелит. Я полагал, что это просто фиксация процесса. А поклонники стали писать огромные письма, где хвалили видео, говорили, что получилось очень здорово. Мы подружились в итоге с Львом Татановым, хозяином студии, и после этой записи я с ними стал активно сотрудничать. Лев очень хорошо тогда организовал процесс записи и съёмки, выступил в роли звукооператора. У них на студии невероятная атмосфера, там стоит столб энергии. Мне кажется, что бы там не записывалось, это будет, как минимум, интересно. Может быть, не популярно и не модно, но интересно в любом случае. Я очень доволен звуком студии на Галерной, там хорошие техники и звукооператоры.

Слушая «Обе Две», я понимаю, что мы с тобой не можем адекватно воспринять эту музыку в силу своего возраста. Мы обременены цинизмом и сомнениями. Секрет группы заключается в том, что они умело соединили актуальный звук и хорошие женские тексты. У Кати Павловой сильная лирическая героиня – умная и чувствительная. Своеобразная женская аналитика непостоянства. 

Продолжение следует...

 

Фото – группа Обе Две ВКонтакте