Участник «АлоэВера» раскрыл свой метод записи барабанов
Создание новой песни – это трудоемкий процесс, который не заканчивается в тот момент, когда написана музыка. В рождении трека участвуют музыканты, звукорежиссеры, саун-продюсеры, аранжировщики и многие другие. Ранее своими «фишками» с общественностью поделился звукорежиссер, саунд-продюсер, бас-гитарист группы «АлоэВера» Артем Клименко. В декабре он провел цикл открытых лекций и матер-классов Ural Music University, где рассказывал, в том числе, про фазировку барабанов и своем способе их записывать. Специально для тех, кто не смог побывать на его уроках, Клименко по просьбе UMM подготовил текст на эту тему.
«Метод записи барабанов, который я использую, пришел ко мне сам, поэтому на признание его верным не претендую, но его работоспособность проверил уже не раз. Для простоты предлагаю разобраться на примере большого (бочки) и малого (рабочего) барабанов, а также трех микрофонов - два директовых (большой и малые барабаны) и один оверхед (по факту может быть и MS, и XY, и ORTF). Звук от малого барабана идет как в директовый микрофон, так и в овер, который расположен у нас, предположим, над установкой. Выглядит это так:
Обычно эти два микрофона фазируют на слух, что с опытом можно сделать почти идеально. Я же тогда еще не обладал таким натренированным слухом, как сейчас, поэтому решил, что математика мне поможет. И она помогла. Несмотря на то, что нас учили, что барабаны это не тональный инструмент, а шумовой, у каждого барабана есть свой основной тон. А если есть тон, то и есть длина звуковой волны в пространстве. Значит, мы можем поставить дальний микрофон (в нашем случае - оверхед) так, что бы он стоял в том месте пространства, где начинается новый период или полупериод (и тогда перевернуть фазу на канале). Тогда в теории ничего фазировать не надо. Будет сложение волн, и никаких проблем с фазировкой и наложением четверти или трети периода мы не будет.
Так и есть. Обычно малый барабан нашего барабанщика в «АлоэВера» мы настраиваем в ноту соль (196 гц). Зная влажность воздуха и температуру, мы вычисляем период волны: при 23 градусах и влажности в 50% - это 1.76 метра.
Ставим овер над малым барабаном и получаем такую картинку при записи:
Никаких проблем с фазой в таком случае у нас быть не может. Теперь беремся за большой барабан и заставляем барабанщика настроить его в ноту «ми». Теперь мы имеем большой барабан с периодом волны в 2.11 метра, что мы делим пополам и получаем полупериод 1,06 метра. Именно для того, чтобы была разница в длине волны, мы и взяли разные значения нот. Теперь бочка может стоять на 0.7 метра (1.76-1.06) дальше от оверхэда, но при этом ее директовый микрофон в противофазу (не забываем про полупериод в случае с большим барабаном) будет сфазирован с овером, так же, как и уже настроенный директовый микрофон малого совпадает с овером.
Получается, мы подогнали фазу не только изменением положения микрофона или расположения источников звука, но и тем, какую волну эти источники выдают. Если расстояние между большим и малыми барабанами относительно овера у вас не 70 см или у вас другая температура и влажность в комнате, то можно играть с настройкой барабанов и выбрать свои, как я выбрал эти. Я знаю, есть барабанщики, которые принципиально строят большой барабан в одну ноту с малым, только в разные октавы. Уверен, и для этого сэтапа можно подобрать положение микрофона оверхэда. В этом случае микрофон будет не над малым, а в месте, равноудаленном от малого и большого барабана.
По тому же принципу мы добавляем томы, дополнительные малые, и ставим овера. Где-то можно отрезать низ оверам, если он не нужен, и тогда не придется беспокоиться за фазу с бочкой. Тома точно будут присутствовать в оверах на уровне с малым барабаном. Тут придется двигать микрофоны и искать основной тон. Я всегда делаю one shots, когда настраиваю на запись барабаны, и смотрю, что в какое время и когда у меня приходит в микрофоны. Уже исходя из того что я вижу и слышу, я двигаю микрофоны или перестраиваю барабаны».