Ural Music Magazine

Уроки сценического мастерства от интровертов, или Как круто двигаться на сцене

Уроки сценического мастерства от интровертов, или Как круто двигаться на сцене

Вы всегда мечтали собрать свою группу, но не знаете, где найти состав? Не имеете специального образования, но соседи уже перестали стучать в ваш пол во время самообучения? Записали альбом, но не знаете, куда с ним податься? Мы вам поможем. В специальной рубрике для начинающих музыкантов авторы UMM расскажут вам обо всех терниях и звездах шоу-бизнеса. В нашем первом материале музыкант, аранжировщик и участник проекта Husky Tunes Сергей Матвеев объясняет, как вести себя на сцене так, чтобы никому не было стыдно.

Сценическое мастерство, к чему это? К сцене и к мастерству, сказал бы я в ответ себе. Идет концерт, ваш вокалист, брызжа слюной, картавит в микрофон и пытается его проглотить одновременно, отчего многострадальный микрофон заводится не на шутку и начинает громко стонать. Звукорежиссеры и мало-мальски образованные люди называют это обратной связью. Но не о ней речь.  

Барабанщик за спиной занимается средней тяжести легкой атлетикой, размахивая руками по всему, что в зоне его досягаемости, но так как он опытный, из этого выходит музыка. Тоже все просто, капитан очевидность сидит на корточках в сторонке и подзывает к себе пакетиком с семками, но нам не к нему. Оголтелый басист (пьян или нет, никакой разницы) трясет головой, прыгает на сцене, иногда даже попадает в ритм в момент своего приземления (что считается высшим пилотажем у басистов). В общем, отрывается по полной. Остаются две гитары, которые смотрят в свои шестиструнные партии и перемещаются взад-вперед относительно нулевой точки (положения состояния покоя). 

Когда ты в этой толпе людей делаешь музыку, тебе плохо, если ты высшей степени трезвости эстет. Прыгают-бегают они, а стыдно тебе. Стоишь себе на сцене, голову понурил и ковыряешь струны в крутейшем соляке, от которого бывшие из других городов пишут тебе с призывами приехать к ним и над ними же надругаться физически. Понятное дело, что «пипл хавает», но для себя как-то все равно плохо, не правда ли? 

Для этого и нужно сценическое мастерство. Вакханалия движений разной степени нелепости заставляет меня как зрителя сдерживать рвотные позывы моих глаз. Когда я на сцене занимаюсь этим же, мне еще хуже: вроде делать что-то надо, но я не могу координировать других, а на себя и так настроения уже нет. Посему, все максимально крутые движения на сцене, прыгания друг через друга (как в клипе «Dance, dance» от Fall Out Boy, до сих пор хочу так же) и прочие извращения готовятся заранее, на репетициях. Или дома, если отдельно хочешь заняться собой, чтобы «девочки плакали» (с). 

Итак, как же учиться красиво и, главное, канонично двигаться на сцене: 

1) Посмотри на себя в зеркало. Дело не в твоих прыщах, прическе или в том, что ты ничего не добился, а в том, что ты с инструментом (или без оного) видишь себя так, как видят тебя другие. А предупрежден, значит вооружен! Двигайся, бегай, прыгай, изображай из себя рок-стар, пока в комнату не зайдет мама (привет ей). Постепенно ты все равно поймешь, как именно ты хочешь выглядеть на сцене, а значит и в своем зеркале, пока ты дома и мама не зашла (снова ей привет).

2) Займи свои руки делом. Если ты игрун руками – хорошо, если ты вокалист – ты проблема. Бубен, шейкер, флаг, зажигалка, игрушечная гитара (было дело), всё, что придет вам в голову и позволит сделать из этого шоу или хотя бы передать посыл песни – пожалуйста, только без нелепых движений. В вокальных школах этому учат, но мы же про РОК, тут профессионалов единицы.

3) Займи свои ноги движениями в ритм. Ваши ноги это то, что спасает вас от необходимости ползать как милый крот или ваш пьяный друг. Ноги – опора и ритм вашего тела, когда вы перемещаетесь по сцене посылая лучи энергетики в тех ребят у бара, у которых эти же ноги устали стоять у сцены. Прыгайте, топайте, танцуйте и покачивайтесь в разные стороны. Выбирая между действием и бездействием, выбирайте действие.

4) Спецэффекты, они же понты. Барабанщики умеют бить в железо и потом ловить отскочившие палочки. Потом фанаты любят ловить эти палочки. Правда, как бы это пошло не звучало. Гитаристы являются целым пластом исполнительских понтов. Про них можно писать отдельную статью. Вокалисты могут показывать себя либо акробатикой, что я вижу чуть реже, чем никогда, либо вокальными данными. Для примера расскажу исторический случай: группа Muse на своем первом концерте разбила все свои инструменты, а также все оборудование, чем вызвали гигантский фурор среди слушателей, других групп, организаторов мероприятия и прочих завистников. Кстати, уничтожать оборудование не советую, поскольку высока вероятность попасть в черный список очень многих студий и заведений, что скажется на ваших успехах либо хорошо, либо плохо. Судьба, она та еще…

5) Ну и напоследок. Делайте шоу. Надевайте разные костюмы, создавайте образы, концепции всего вашего выступления, чтобы ваш сэт выглядел не плейлистом в айподе, а цельной программой, на которую интересно смотреть. 

То, что происходит на сцене, – очень личное, сокровенное действо. Может казаться, что спустя тысячу репетиций вы выучили абсолютно все, что можно, что вся ваша программа – не что иное, как механическое отыгрывание музыки и движений. Это не так. Даже если в течение десяти лет вы играете песню, написанную вами двадцать лет назад, она все равно будет вашей и будет нести в себе частицу вашей души, а с этим нельзя шутить. Самое главное на сцене (вне зависимости от технической сложности, усталости от материала и других факторов) – быть собой. Люди в зале, даже если их трое, и они сидят у бара, потому что ноги устали, очень чуткие существа и вашу ложь со сцены они поймут сразу же. Вы пишете песни для себя, а значит, на сцене показываете не кого-то другого, а именно себя. Это стоит помнить.