Ural Music Magazine

Под лупой: Neo-psychedelic

Под лупой: Neo-psychedelic

Художник и меломан Кирилл Раскольников продолжает регулярно рассказывать о новых музыкальных жанрах. В прошлый раз был дикий и яростный текст про скандинавский фолк. На этой неделе – лучшие вокалисты новой полны психоделик-рока. В свою очередь, если вы считаете, что разбираетесь в каком-либо узком направлении, – добро пожаловать к нам в авторы, пишите на uralmusicmag@gmail.com.

На пару минут представьте, что Вудсток послезавтра, где-нибудь в Майами или недалеко от Сиднея, а вы только что купили билет на самолет и уже накидали в чемодан цветастого тряпья и гору солнечных очков. Очки, хорошее настроение и немножко безумия вам пригодятся.

Описаний психоделик-рока примерно столько же, сколько желающих его описать. Но если кратко – это довольно широкий жанр музыки, рожденный на волне начала–середины 60-х. Слегка шумное звучание, то нарастающие и дикие, то размеренные и спокойные барабаны, иногда – немного клавиш и, самое главное, море эмоций. Это струны Карлоса Сантаны и вокал Грейс Слик. Это очень экспрессивная музыка, которая задумывалась как эксперимент над сознанием. Но надо понимать, что психоделик – это не реклама LSD (в пропаганде обвиняли и Jefferson Airplane, и поздних Beatles). Это сильная и яркая музыка, которая вгоняет слушателя в нирвану и эйфорию БЕЗ запрещенных веществ.

Рассказывать о классическом психоделик-роке сейчас не имеет смысла. Во-первых, стыдно не знать хотя бы отцов и классиков. Британцы из Pink Floyd или The Who, более разнузданные американцы Jefferson Airplane или The Doors известны всем. Во-вторых, сегодня нас будет радовать негласная «святая троица вокалистов» современного психоделик-рока.

Начнем с Tame Impala – самых «простых» ребят, которые могут понравиться даже неподготовленному слушателю. Слегка шелестящие, мягкие барабаны пробиваются через шумную гитару, как будто записанную на винтажный проигрыватель. Шипящие, как пена морского прибоя, тарелки сменяются четким, но не агрессивным ритмом приливов и отливов. Немного грязноватая и шумная ретро-гитара зовет то ли гулять, то ли танцевать, а клавиши вкручивают в это все здоровую долю космоса. Часто можно натолкнуться на «космический» синтезатор, словно ты смотришь советскую фантастику вроде «Тайн третьей планеты». И, конечно, безмятежный и расслабленный тенор Кевина Паркера, который сливается с музыкой в единый психоделический поток. Штука в том, что эта смесь звучит уютно, очень круто и так аутентично, как будто на дворе середина 60-х. Безмятежность и винтажность с оттенком инди зашкаливают, так что уберите зануд от колонок.

Следующий тенор из троицы – лидер Unknown Mortal Orchestra. Надо отметить, что группа играет с сильным уклоном в Lo-fi. Грубо говоря, специально делает звук таким шумным, как будто альбом записывали на диктофон старенькой, синей такой, «моторолы». Ребята нашли в этой деформации звучания золотую середину, поэтому оно получается очень теплым. Ты слышишь, как по струнам скользят пальцы гитариста, слегка фонит запыленный усилок, а чуть сипловатый вокал делает вдох ради пары новых строчек. Ты как будто сидишь в любимом баре, залитом медовым светом ламп и кальянной дымкой, и слушаешь граммофон. Это как в попасть в чиллаут. Атмосферненько.

И на десерт – абсолютно сумасшедшие австралийцы из King Gizzard & the Lizard Wizard со Стью Макензи на вокале. Мы не знаем, употребляют ли что-то эти ребята, но пусть продолжают. Музыка у них получается настолько же качественная, насколько разнообразная. Палитра гитар начинается от классического психоделического звучания, идет через винтажный Lo-fi и заканчивается «квакающим» болотно-блюзовым звучанием. Такого разброса музыкантам, видимо, показалось мало, поэтому у KGLW можно найти пару трэков с жарким, пляжным серфовым тремоло. Опять же – в психоделической «обертке».

Двое барабанщиков на сцене сидят тоже не просто так, периодически упражняясь то с миллионом разнообразных бубнов, то с перкуссиями. Иногда в этом кислотном цирке появляется даже «техасская» губная  гармошка, ситары или космический синтезатор. Трэк может начаться уверенным прогулочным шагом гитар, барабанов, ситар и бубнов, а в итоге разогнаться до безумных, диких скоростей. Словно твое сознание сначала расслабленно шло в хороводе, а потом попало в миксер. Но даже в этом бешеном темпе, когда уже задыхаешься от танцев и пора разбивать гитары «как Хендрикс», звучание остается теплым, добрым и психоделичным.  

Фото – Reuters