Новые альбомы: Laibach - The Sound of Music

Традиционный обзор новых релизов от поэта, переводчика и писателя Аркадия Застырца. На этой неделе – музыка, которая через сумеречную пещеру иронии и сарказма выводит на свет правду.
Laibach
«The Sound of Music»
Дата релиза: 23 ноября 2018 г.
Главный хит: «So Long, Farewell»
Группа, образованная в Словении, тогда еще бывшей частью СФРЮ, в далеком 1980 году. Название (Лайбах — это столица Словении Любляна по-немецки, так ее называли во время оккупации гитлеровским рейхом), внешний вид, атрибутика, музыкальная стилистика (по началу жесткий индастриэл) группы были таковы, что в социалистической Югославии выступления Laibach немедленно угодили под запрет. Диссиденты. А кто они на самом деле? До сих пор многие с недоумением спотыкаются о творчество этих странных... авангардистов? Нацистов? Пародистов? Проповедников железной дисциплины и высоких патриотических чувств? Государственников? Анархистов?
Потому что они, по их меткому слову, «настолько же фашисты, насколько Гитлер был художником». Потому что их произведения через сумеречную пещеру иронии и сарказма выводят на свет правды.
Ричард Вольфсон (более известный как журналист, писавший об искусстве для «Дэйли Телеграф», чем музыкант) написал о группе: «Метод Laibach чрезвычайно прост, эффективен и катастрофически открыт для неверного толкования. Первым делом они впитывают стилистику врага, беря на вооружение все соблазнительные атрибуты и символы государственной власти, а затем преувеличивают все до крайности пародии... Тематически же их внимание направлено на самые жгучие вопросы современности — страх Запада перед выходцами из Восточной Европы, силовые игры ЕС, все более очевидное сходство между западной демократией и тоталитаризмом».
Музыка Laibach — отличная прививка от любой разновидности политико-социального и культурного идолопоклонства. Они «сокрушили» своими интерпретациями множество истуканов, воздвигнутых в человеческих сердцах и казавшихся незыблемыми. В их пародийную «мясорубку» угодили The Beatles и The Rolling Stones, Вагнер и Бах, государственные гимны и Фридрих Ницше. Теперь вот еще пошел в переработку одноименный с альбомом и один из самых популярных в истории мюзиклов.
На что бы это ни было похоже, на Rammstein или на Пола Маккартни, важно, что мы получаем на выходе, вопреки или в результате этого сходства. «Радикальная лайбаховская неоднозначность» (каков термин!) не должна сбивать с толку умного зрителя-слушателя. Простодушных и глуповатых она обязательно с толку собьет.
В 2015 г. Laibach стали первой западной группой, выступившей в Северной Корее. И они вовсе не насмехались и не иронизировали над этой удивительной страной во время своего шоу в Пхеньяне. Вряд ли корейцы поняли сказанное им этими странными людьми. Послушайте песню «Maria/Korea» (9-й трек в «Звуках музыки»), и вам всё станет ясно (вы же не северные корейцы): «Она легкая, как перышко, она очаровательна, она демон, она агнец. Как вы решите такую проблему, как Корея? Как вы поймаете облако и стащите его на землю? Как вы подберете слово, передающее смысл слова «Корея»?»
12 июня 2018 г. музыканты Laibach отметили исторический саммит в Сингапуре между Дональдом Трампом и Ким Чен Ыном, выпустив песню «Arirang» (10-й трек в «Звуках музыки»), посвященную грядущему воссоединению Кореи.
Что они сделают завтра? Что-нибудь парадоксальное и непредсказуемое.