Новые альбомы: Dead Can Dance – Dionysus

Традиционный обзор новых релизов от поэта, переводчика и писателя Аркадия Застырца. На этой неделе – энциклопедия коренной музыки.
Dead Can Dance
Dionysus
Дата релиза: 2 ноября 2018 г.
Девятый студийный одной из самых загадочных и в то же время притягательных групп новейшего времени. Жанру, в котором они работают, трудно дать точное определение. Кто-то называет это современной классикой, кто-то псевдофолком, кто-то уверенно записывает творчество DCD в раздел готики и modern medieval. В соответствующих изданиях их упорно включают в список поп и рок-групп. Называйте как угодно, но звучание DCD уникально и не лезет ни в один из существующих сегодня рядов, выстроенных по монотонным лекалам. Группа в основе своей представляет дуэт замечательного мультиинструменталиста Брендана Перри и потрясающей своими голосовыми данными Лизы Джеррард. Фундамент их проекта был заложен в Мельбурне (Австралия), но вскоре они перебрались в Лондон, где и базируются по сей день.
Потому что звук Dead Can Dance — своего рода энциклопедия коренной музыки, в нем слышны африканские ритмы и кельтский мелос, григорианское пение и мантры средневекового Востока... Это какая-то удивительная концентрированная смесь далеких друг от друга культур, сливающихся в одно целое, хотя, казалось бы, слиться не способных. Вот и на сей раз нечто подобное cкрывается под названием, указывающим на античную Европу. Дионис, если что, это латинское именование древнегреческого бога Вакха, или Бахуса, управлявшего, по представлениям древних, виноделием, плодородием, вдохновением и в конце концов театральным искусством. Впрочем, вполне можно допустить, что в Древней Греции пели и играли на музыкальных инструментах именно в таком духе, который сконструирован в этом альбоме.
Новейший 36-минутный опус DCD представляет собой двухактную пьесу, включающую в себя фрагменты, названия которых говорят за себя. Например: «Освободитель ума», «Танец вакханок», «Гора», «Лес», «Заклинание»... Если попытаешься отплясывать под эту музыку, не успеешь оглянуться, как превратишься в участника мрачновато-разнузданных языческих празднеств. Так что танцевать не рекомендуется. И подпевать не надо. А лучше вот — попивать легкое винцо и медитировать, занавесив окна, чтобы снегопад не мешал вспоминать радости минувшего лета.
Рассуждение о том, на что это похоже, не сулит ничего интересного. Из сказанного выше уже можно вывести и шамана с бубном, и кружение суфиев, и хор болгарских женщин, и песнопение монахов... Да хоть Орфея, спускающегося в подземное царство под звуки своей волшебной лиры... В общем, ничего особенного. А вот гораздо любопытнее такой факт: кроме вокального и композиторского искусства, Лиза Джеррард владеет искусством игры на янцине (это такой китайский струнный инструмент наподобие цимбал). Так на что это похоже? Ни на что это не похоже, товарищи. И где она только раздобыла этот янцинь?
Они еще не старые. Брендан едва перевалил за шестьдесят, а Лизе нет и шестидесяти. Стало быть, есть надежда, что сотворят еще не один альбом, и все их дальнейшие труды по мощности и таинственной глубине не уступят сегодняшнему «вакханскому» релизу. Ведь даже «мертвый способен танцевать». Что уж говорить о пении живых!