Ural Music Magazine

Латиноамериканская музыка – религия, страсти и танцы

Латиноамериканская музыка – религия, страсти и танцы

Преподаватель УрФУ, специалист по истории Латинской Америки Андрей Бибнев рассказывает о том, почему музыка Нового Света такая страстная и как это связано с религией. 

Когда тело сливается с душой, тогда и рождается страсть.

Латинская Америка – регион, который смешал в себе великое множество рас и культур. Коренные индейские племена, потеснившие их в 15-16 веках испанцы, чернокожие рабы, вывозимые из португальских колоний Анголы и Гвинеи, европейцы, искавшие богатства в Новом Свете или бежавшие от разрушительных войн, потомки смешенных браков. Всё смешалось в единое и пестрое целое. Сложность этого нового полиэтнического общества породила уникальную культуру, неотъемлемой частью которой является музыка.  

Со времен испанского господства до нас дошла в основном религиозная музыка. Она сохранилась в архивах соборов и монастырей. Светские произведения, напротив, скорее всего, передавались в устной традиции. В основном они писались для спектаклей и танцев и исполнялись при дворе, дома, на улице во время праздников или в публичных театрах Лимы и Мехико. Испанские инструменты арфа и гитара были быстро приняты и освоены местными музыкантами. В 17 веке гитара стала любимым инструментом, поскольку ее можно везде носить с собой. С тех пор гитарные переборы – неотъемлемая часть музыки по всему континенту. Ударные инструменты тоже были популярны.

Музыка – один из любимых инструментов пропаганды христианства. Ее исполняют и слушают в школах. Репертуар пополняется за счет музыкальных школ Толедо, Севильи и Лиссабона. Вместе с тем индейцы привязывают свои праздники к христианскому календарю, который принимают, поскольку церковь поощряет их участие в церемониях. Именно после того, как коренное население включилось в обряды и ввело новых инструменты, музыка европейского происхождения обогатилась некоторыми индейскими и африканскими приемами и оборотами. Известно, что начиная с 1543 года собор Мехико принимает индейских музыкантов. Они играют на свирели, сакбюте (средневековый тромбон) и на флейте, а также исполняют вокальную музыку.

Еще одной особенностью латиноамериканской музыки является ее танцевальный ритм. Танец – страсть латиноамериканцев. Они танцуют везде от двора вице-короля до маленьких улиц. Танец вторгается даже в область сакрального, например некоторые традиционные севильские танцы исполняются в церквях.

Основные черты и особенности латиноамериканской музыки были заложены еще в 16 веке.

Большинство латиноамериканских песен посвящены любви, но не любви как высокого чувства, а любви-страсти, любви-желании. Такой акцент обусловлен самим испанским языком. В нем есть две наиболее частотные формы выражения любви – te amo, что ближе к привычному нам «я тебя люблю», и te quero, что дословно переводится как «я тебя хочу». И если первое выражение используется реже и в основном по отношению к родителям и близким родственникам, то второе более употребительное и частотное.

Латиноамериканцам не свойственна сдержанность чувств, и эти чувства они выражают бурно и эмоционально.