Ural Music Magazine

Кино о музыке: «Хористы»

Кино о музыке: «Хористы»

Поэт и вокалист группы Blues Bastards Николай Шабуневич регулярно рассказывает о самых интересных фильмах, связанных с музыкой. На этой неделе – искренняя история о добре и сострадании.

«Хористы» (Les Choristes)

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Французский фильм режиссера Кристофа Барратье, вышедший на экраны в 2004 году. Сценарий является адаптацией фильма 1945 года «Клетка с соловьями» (La Cage aux rossignols). Фильм-обладатель премии European Film Awards лучшему композитору (Брюно Куле) и двух премий «Сезар» за лучшую музыку к фильму и лучший звук, а также еще двадцати номинаций ведущих фестивалей и киноакадемий.

Рейтинг: кинокритики 6.6; IMDb 7.9

Производство: Франция, Швейцария, Германия

В ролях: Жерар Жюньо, Франсуа Берлеан, Кад Мерад, Жан-Поль Боннер.

СИНОПСИС

Фильм рассказывает об учителе музыки Клемане Матьё, отчаявшемся найти работу и пользующимся последним шансом – пойти работать в интернат для трудных подростков «Дно пруда» (Fond de l’Etang), где он сталкивается с обозленными детьми и жестокими методами работы педагогов. 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСМОТРА

Сегодняшний обзор не будет многословным в силу того, что некоторые картины абсолютно обескураживают своей шедевральностью и изяществом. Это характерно для европейского кинопроизводства и уж тем более для французского. Именно французские режиссеры всегда славились способностью превращать незатейливую историю в потрясающую трагикомедию, пронизанную добром и светом.

Порой для того, чтобы увидеть истинную красоту, необходимо отсечь лишние детали, как это делали великие художники, работавшие с камнем и понимавшие, что всякая глыба таит в себе прекрасные контуры, до которых можно добраться, лишь сбивая лишние куски породы. Данный фильм не может похвастаться хитро закрученным сюжетом или экстраординарной манерой съемки, ставшей визитной карточкой режиссера, однако он все равно завладевает зрителем целиком и полностью, погружая его в атмосферу всепронизывающей доброты.

Очень легкий и ненавязчивый, лишенный пафоса сюжет окутывает своей искренностью – к персонажам невозможно не проникнуться теплым любовным чувством, невозможно не сопереживать им. Я бы сказал, что это фильм-впечатление. Подобные шедевры, как мне кажется, критически необходимы к просмотру, как медицинское показание при депрессии и эмоциональном упадке.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Одной из несомненных находок данной работы являются юные талантливые актеры, чей основной род деятельности далек от кинематографа, что напрямую сказалось на качестве данной картины, при том в положительном ключе. Так, на роль Пьера Моранжа, солиста школьного хора, создатели картины пригласили Жана-Батиста Монье, замеченного на кастинге хористов, которые должны были спеть саундтрек к фильму. Что касается этого юноши, певшего много лет в Лионском церковном хоре, и на момент съемок бывшего солистом хора мальчиков Petits Chanteurs de Saint-Marc в Лионе, он заслуживает отдельного упоминания. Мальчик в кадре ведет себя очень бойко, особенно оказываясь в своей родной исполнительской среде. Творческий дуэт Монье и Жераром Женьо, сыгравшего его наставника, создает невероятную магию, что лишь дополняется певческим талантом юного хориста.

Конечно же, одним солистом дело не ограничилось, и все песни в фильме исполнил все тот же смешанный хор Petits Chanteurs de Saint-Marc. Фильм вышел на экраны 17 марта 2004 года и имел необычайный успех. Во Франции было продано 800 000 альбомов саундтреком к фильму, что закономерно, ведь эта музыка волшебна и настоятельно рекомендуется к прослушиванию, абстрагировано от самой картины в том числе.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ

Напомню завязку: Франция, 1949 год. Отчаявшись найти работу, учитель музыки Клемент Матье попадает в интернат для трудных подростков. Там он видит, к каким жестоким воспитательным мерам прибегает ректор этого заведения Рашан. Чем больше издевается Рашан над мальчиками, тем агрессивнее они становятся. Добродушного по натуре Матье возмущают эти методы, но он не в состоянии открыто протестовать. Но однажды ему, автору многочисленных музыкальных произведений, которые он скромно прячет в своей комнате, приходит в голову замечательная идея: организовать школьный хор.

Помните, я говорил, что сюжет не отличается экстраординарностью? История действительно напоминает такие культовые произведения литературы и кинематографа, как «Республика ШКИД», «400 ударов» или другое музыкальное кино – «Мальчики». Однозначно, что сама история от этого хуже не становится. Благодаря противопоставлению характеров на системном уровне (гадкий чиновник – добрый учитель) гуманистическая подоплека всякого решения протагониста является главным мотивом его поступков, а, значит, сквозь года сохраняет нашу с вами веру в человечность и доброту.

 

ВЫВОД

Фильм должен понравиться музыкантам и людям, которые им сопереживают. Посмотреть стоит хотя бы раз, ибо вам придется по вкусу:

  1. аккуратная и талантливая режиссерская и актерская работа;

  2. музыкальная составляющая, как один из героев картины;

  3. история, пронизанная добротой и состраданием.