Ural Music Magazine

Кино о музыке: «Птица»

Кино о музыке: «Птица»

Поэт и вокалист группы Blues Bastards Николай Шабуневич регулярно рассказывает о самых интересных фильмах, связанных с музыкой. На этой неделе – самая достоверная история о саксофонисте из 30-х.

«Птица» (Bird)

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Американский биографический фильм режиссера Клинта Иствуда, вышедший на экраны в 1988 году. Лауреат кинопремий «Золотой глобус», «Оскар»(в номинации «Лучший звук») и двух призов Каннского кинофестиваля.

Рейтинг: кинокритики 6.6;IMDb7.2

Производство: США

В ролях: Форест Уитакер, Дайан Венора, Майкл Зелникер, Сэмюэл Райт, Кит Дэвид.

 

СИНОПСИС

Родившийся в Канзас-сити в 1920 году, Чарли Паркер умер в 1955 году. Чрезмерное увлечение спиртным, наркотиками, едой и сексом привело к преждевременной смерти одного из гениев джаза. «Птица» (так прозвали Паркера за любовь к жареным цыплятам) – это импрессионистическое исследование жизни и музыки легендарного саксофониста.



ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСМОТРА

«В жизнях американцев нет второго акта».

Сегодня весь мир знает Клинта Иствуда, как одного из самых выдающихся режиссеров драматического кино, обладателя трех премий «Оскар», «Золотого Глобуса», нескольких пальмовых ветвей фестиваля в Каннах. Современный кинозритель ломал свое мировосприятие о рифы реалистичных и очень тяжелых драм «Малышка на миллион», «Гранд Торино», «Непокоренный», «Флаги наших отцов», «Американский снайпер» и прочих. Однако в восьмидесятые годы ушедшего века имя Клинта Иствуда в большей степени ассоциировалось с жанром кантри-вестерна или образом Грязного Гарри и пистолетом Магнум. Фильм «Птица» стал пятой режиссерской работой автора и первым оскароносным прорывом самого знаменитого кино-ковбоя. А вы знали, что Иствуд был подлинным фанатом джаза?

Данный биографический фильм – дань памяти джазовомусаксофонисту Чарли Паркеру по прозвищу Птица. Фильм представляет собой коллаж из отдельных сцен из жизни Паркера. Лента достаточно мрачная, что, на мой взгляд, закономерно, ведь и главный герой повествования далеко не самый радужный, восседающий на единороге, протагонист. Чернокожий джазмен, злоупотребляющий алкоголем и наркотиками, настраивающий окружающих против себя едва явив свой музыкальный гений – вот кого вы увидите. Печальная судьба выдающегося человека. В конце концов, данный исторический персонаж стал воплощением времени, в которое жил и исполнял свою музыку. Великая депрессия, упадок, но надежда на лучшую жизнь – история молодого Чарли Паркера, как история Америки середины 1930-х. Послевоенное время, талоны на товары, безработица – Чарли Паркер, разрушивший себя изнутри ради творческого рассвета.

Фильм подан (в 2016 уже можно так сказать) по-иствудовски сочно, а самое главное, не зацикливается только на воссоздании антуража времени, но дает нам прочувствовать каждого из персонажей. Чарли Паркер скончался очень давно, фильм снят в конце восьмидесятых, но легко себе представить, что подобное действие разворачивается где-то прямо сейчас. Фильм развивается весьма нудно, но даже не смотря на это 2,5 часа невозможно оторваться от экрана. Конечно, это заслуга и прекрасного актерского ансамбля, и, в первую очередь, Фореста Уитакера (знакомый вам по эпохальным киношедеврам «Взвод», «Пес-призрак: путь самурая», «Последний король Шотландии»), чей лик и фирменный прищур совершенно не изменились спустя почти тридцать лет. Уитакер потрясающе сыграл своего сложнейшего персонажа, буквально воскресив Чарли Паркера. Коллеги черного великана по съемочной площадке дополняют образ главного героя, ведь история всякого человека не только в его деяниях, но и обстоятельствах и людях, его окружающих. Еще два персонажа фильма – это музыка и героин. Подробности будут лишь о первом.


ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ

«Чарли, играющий где попало»

Воспроизводя на экране главные вехи жизни столь одиозных музыкантов, категорически нельзя игнорировать музыку. Для людей, которые не имели счастья ознакомиться с творчеством Чарли Паркера, сообщу, что он был одним из наиболее выдающихся джазовых саксофонистов всех времен. Композитор, ставший одним из основателей стиля бибоп, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном,считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза.

Фильм не просто наполнен музыкой – он пропитан любовью к ней. Чарлз Паркер – один из известнейших новаторов джаза, известнейших импровизаторов. В фильме есть и музыкальные отсылки к творчеству многих именитых музыкантов. К ним можно отнести вокалистку Ларет Уэлс, которой Паркер аккомпанировал и заслужил обращение: «Нигер, прекрати играть это дерьмо, пока я пытаюсь петь!». Упоминается Бастер Смит (альт-саксофонист, известный также как Профессор Смит), под чьим руководством Паркер совершенствовал свою технику. Чарли играл в местных бэндах, которые выступали в джаз-клубах Канзас-Сити и его окрестностях, чем и заслужил свое прозвище «играю, где попало», а посему в фильме есть и упоминания биг-бэндов Каунта Бейси и Бенни Мотена, оказавших большое влияние на творчество главного героя фильма.

Людей, которые трудились над саундтреком, стоит отметить отдельно. Естественно, что Уитакер, как и остальной каст, не справился бы с исполнением столь сложных партий. Иствуд, как режиссер и исполнительный продюсер вместе с композитором картины Ленни Нихаусом, испытывая неподдельную любовь к джазу, наняли для работы над саундтреком исключительных профи, которые трудились денно и нощно. Чарлз МакПрестон, саксофонист из Детройта, современник Паркера, исполнил в фильме все соло альта, за что ему следует поставить памятник из-за технической сложности исполняемых тем. Над музыкой также работали барабанщик Джон Гуэрин, мультиинструменталисты Лори Эндрюс и Чак Бергхоффер и другие музыканта, чьи имена поглотила история.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ

Американские критики характеризуют данную картину, как одну из самых достоверных кинобиографий отдельно взятого музыканта. Сам фильм начинается с того, что великого джазмена привозят в больницу после очередной попытки покончить с собой. Сразу понятно, что повествование будет вестись не очень линейно, что очень важно для фильма-биографии музыканта. В разных сценах показаны детство Чарли Паркера в Канзас-Сити, Миссури, появление в Нью-Йорке в 1940 году, встреча и жизнь с Чен Ричардсон, увлечение наркотиками и преждевременная смерть в 34 года. Большая часть фильма посвящена периоду между 1946 и 1955 годами. Таким образом, зритель формирует общее впечатление о Паркере как о музыканте, а не смутьяне или наркомане со скверным характером.

В качестве иллюстрации могу привести эпизод биографии Паркера, который стал самым сильным «пинком» в его музыкальной карьере и заставил его практиковаться в игре на саксофоне по десять-пятнадцать часов в день (из воспоминаний Пола Дезмонда). Газета The Guardian пишет: «Однажды вечером 1937 года молодой музыкант по имени Чарли Паркер присоединился к группе исполнителей на джем-сейшне в заведении Reno Club в Канзас-Сити. Паркер посчитал, что его час настал, тогда ему уже исполнилось 16 лет. Он практиковался в импровизации, используя собственный подход к формированию последовательных музыкальных фраз». После многообещающего вступления Паркера подросток сбился с мелодии, а потом и с ритма. Барабанщик Джо Джонс (Jo’ Jones) прекратил играть, и Паркер замер… Джонс презрительно кинул ему под ноги свои тарелки, после чего раздался оглушительный смех и свист. После этого инцидента Чарли Паркер рассказывал: «Я немного знал мелодии Lazy River и Honeysuckle Rose – я играл, как мог. Я делал все правильно до тех пор, пока не попытался ускорить темп в два раза на мелодии Body and Soul. Все тогда попадали со смеху. Я пришел домой, долго плакал и не мог играть снова еще три следующих месяца». Эпизод подан в фильме очень смачно, наравне с прочими иллюстрациями восхождения Чарли Паркера к славе. Воспоминаний о нем очень много, и, если верить современникам музыканта вроде Майлза Дэвиса, то Клинт Иствуд воспроизвел историю достаточно точно.

 

ВЫВОД

Фильм должен понравиться музыкантам и людям, которые им сопереживают. Посмотреть стоит хотя бы раз, ибо вам придется по вкусу:

  1. искусная режиссерская и актерская работа;

  2. музыкальная составляющая, как один из героев картины;

  3. наиболее точно воспроизведенная, «не прилизанная» история развития музыканта.