Ural Music Magazine

Кино о музыке: «Кадиллак Рекордс»

Кино о музыке: «Кадиллак Рекордс»

Поэт и вокалист группы Blues Bastards Николай Шабуневич возвращается, чтобы снова рассказывать о самых интересных фильмах, связанных с музыкой. На этой неделе – фильм, в котором история становления блюза показана канонично, но не до конца.

 

«Кадиллак Рекордс» (Cadillac Records)

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Американский биографический фильм 2008 года производства Дарнелл Мартин, сценаристки и режиссера, которая когда-то уже отметилась в мировом кинематографе не только «Анатомией страсти», но и околомузыкальной картиной «Песни в тюрьме». «Кадиллак Рекордз» – романтизированная история жизни икон ритм-энд-блюза, не имеющая ничего общего с мыльными операми и номинированная на «Золотой Глобус» в категории «Лучшая песня к фильму».

Рейтинг: кинокритики 6.7; IMDb 7.5

Производство: США

В ролях: Эдриан Броуди, Джеффри Райт, Гэбриэл Юнион, Бейонсе Ноулз, Коламбус Шорт

 

СИНОПСИС

Это история о сексе, жестокости, расе и рок-н-ролле Чикаго 1950-х, в ней рассказаны захватывающие, но бурные жизни некоторых музыкальных легенд Америки, включая Мадди Уотерса, Леонарда Чезза, Литтл Уолтера, Хоулин Уолфа, Этты Джеймс и Чака Берри.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСМОТРА

«Хочешь прокатиться – готовься заплатить свою цену».

Очень стильная картинка: антураж середины ХХ века, насыщенные цвета, последовательная смена планов, не вызывающая приступов эпилепсии, без претензий на ретрографику, но дающая прочувствовать дух времени. Хотя, если быть до конца откровенным, то, пожалуй, первое, что завладевает вниманием зрителя, совершенно не относится к динамичности повествования или привлекательности картинки. Это непревзойденная игра Эдриана Броуди (давно покорившего зрителя главной ролью в фильме «Учитель на замену»), который, выкладываясь в кадре на двести процентов и работая за двоих (так как в реальной жизни основателей студии, о которой идет речь, было двое и были они братьями), умудряется создать собственный образ главного протагониста, вразрез заявленным в трейлере и синопсисе одиозным персонажам истории, типа Леонарда Чезза, Литл Уолтера и Мадди Уотерса. Да, актер Джеффри Райт заставляет поверить в героя Мадди, дает его прочувствовать – фальши, связанной с воплощением персонажей, внутри картины не ощущается. Да, Бейонсе хороша. Но всех их затмевает Броуди. Может, дело в монтаже и в том, что ему было оставлено больше важных для раскрытия персонажа сцен, но мы, зрители, имеем дело с готовым продуктом и будем судить по тому, что имеем на руках. Все молодцы, но Броуди – дважды молодец.

Сюжет – типичное воплощение «американской мечты» в ретроспективе середины ХХ века. Польский эмигрант приезжает в Америку с желанием стать богатым и ездить на «Кадиллаке». Сначала он открывает ночной клуб, потом находит себе более прибыльное дельце — звукозаписывающую компанию и дарит своему первому открытию – легендарному теперь Мадди Уотерсу – свой старый «Кадиллак», а себе покупает новый. Все, что вам стоит знать о зарождении музыкальной индустрии в США. Время, когда ночные клубы приносили меньший доход, чем звукозаписывающие студии…

Повествование временами проседает (а что вы ждали от режиссера «Анатомии страсти»), но, загрузив внутрь сюжета сторонние линии развития характеров героев, история заставляет присматриваться к внутренним конфликтам персонажей. Чем Мадди Уотерс обидел Литтл Уолтера? Как они все связаны с восходящей звездой Чака Берри, который влез в белую музыку, застолбив субнаправление за черными? И почему это все раскручивает амузыкальный еврейский белый парень? Попробуйте найти ответы внутри фильма.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ

Время обратиться к истокам! Хотите ощутить себя во времени, когда «Роллинг Стоунз» были зелеными неизвестными сопляками (и это показали в фильме), на фоне которых всякий ортодоксальный блюзмен выглядел, будто Верди на фоне Кайне Уеста? Хотите услышать первооткрывателей рычащего драйва, снятого с замызганных струн акустической гитары, когда Фрэнк Заппа еще не отрастил усы, а Джимми Хэндрикс подтягивал пеленки на черном безамфитаминовом заду? Если вы хотите узнать историю отцов-основателей, первых кирпичиков в Зале славы рок-н-ролла – этот фильм то, что вам нужно!

Данная картина не является посвящением непосредственно Мадди Уотерсу, чей образ присутствует на каждой обложке и постере «Кадиллак рекордз», поэтому не ждите, что весь фильм пройдет под эгидой Rollinstones. Это скорее «зарисовка на тему», этакий ликбез. Те, кто не испытывает благоговения по поводу классического блюза, вряд ли вдохновятся саундтреком, но он уж точно не вызовет у них отторжения, в силу той любовности, с которой саунд-продюсер и режиссер отнеслись к музыкальному наполнению фильма, подобрав актерский состав, который будет радовать не только своей игрой, но и отличными навыками инструменталистов и исполнителей.

Саундтрек, по большей части, состоит из классических композиций, как залитых внутрь фильма в виде древних студийных записей (тут вам, например, Чак Берри и Элвис), так и записей, сделанных самими актерами. В связи с последним пунктом стоит отметить блестящую работу и Джеффри Райта, точно передавшего исполнительский характер и стиль Мадди Уотерса и едва не надорвавшегося в освоении гитарных соло. Мос Дэф, прославившийся как репер и актер, оказывается, может неплохо подражать Чаку Берри. Имонн Уокер, исполнивший роль молодого брутально-агрессивного блюзмена по прозвищу Воющий волк, прекрасно справился со всеми задачами музыкального характера, так как бродвейское прошлое не проходит бесследно. И, конечно, нельзя не отметить Бейонсе Ноулз, которую явно не из-за хорошей актерской игры в этот фильм пригласили. Всех оставшихся перечислять не стоит, скажу лишь, что именно музыкальная составляющая фильма выше всяких похвал и именно она спасала проседающий сюжет.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ

«Я был так горяч, как перечная похлебка»

Во времена, когда харизма музыканта и его новаторство встали во главе угла, когда музыкальные примочки нужно было изобретать самому, когда впереди простиралось непаханое поле околоблюзовых и рок-н-рольных жанров и направлений, когда радиовещание могло сделать из вас звезду национального масштаба за два дня прокрутки вашей композиции – в эти времена и появляется студия «Чесс-рекордз». При чем тут «кадиллаки»? Просто красивое позерство основателей студии, сделавших этот атрибут своеобразным символом компании. Очень много экранного времени уделено этой фишке с машинами, очень много, очень. Да, зрители поняли, почему не «Чесс», а «Кадиллак». Да, «Кадиллак» – это престиж для черного парня, которого сильно ущемляют, спасибо, что рассказали о расизме в США, зритель об этом никогда не слышал.

На мой взгляд, очень важно то, чего фильм совершенно не объясняет зрителю. Успех «Чесс рекордз» произошел не от отдельно взятой суперзвезды Уотерса и его гитарных партий. Успех компании не только в эффективности продюсера. Успех «Чесс рекордз» состоял в том, что они стали плацдармом для новой школы блюза. Как раз этот момент фильм забывает объяснить. «Чикаго-блюз», вышедший из «Дельта-блюза» (направление блюза с юга, из Миссисипи), к 1950-м стал ему альтернативой, соперником на музыкальной арене США. Неповторимый «Чикаго-блюз» с его электрическим звучанием: рычащие гитары, «подогретая» драйвом гармошка, клавиши, саксофон – таких сочетаний музыкальная индустрия США еще не встречала. Именно этот фактор и сделал выходцев Чикагской школы столь популярными. Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Вилли Диксон, Джимми Рид и многие другие. Отсюда и главная причина провисания сюжета – фильмоделам просто не хватило экранного времени или желания, чтобы дать немного информации об истории развития жанра, а не констатировать, что Мадди и его друг Литтл Уолтер просто перебрались в большой город и как давай лабать и зарабатывать много денег. Исторический факт проигнорировали, и на выходе у зрителя возникает путаница в голове, когда он пытается объяснить причины тому или иному явлению. Это, пожалуй, единственное, что напрягает при просмотре. Хотя в целом к истории претензий нет.

Как уже было сказано выше – нельзя назвать эту картину посвящением отдельному музыканту или отдельному лейблу. Скорее, в этой картине сосредоточен посыл следующего характера: ты можешь быть иконой, первооснователем, пионером индустрии – рынок все равно сомнет тебя под своей тяжестью, всегда найдется кто-то, кто использует твои открытия лучше тебя, кто затмит тебя, даже если раньше он ходил в твоей тени.

Старые птицы не поют новых песен. Мадди Уотерс, шестикратный обладатель «Грэмми», новатор, первопроходец, четыре песни которого вошли в Зал славы рок-н-ролла, в итоге останется лишь вдохновляющим примером для других. Именно Уотерс едва ли не первым распознал талант Чака Берри и помог ему заполучить контракт с звукозаписывающей компанией, но именно Уотерс заплатил за это собственной популярностью. Именно он одним из первых стал использовать электрогитару, сперва повесив звучки на старую акустику, именно его нововведение открыло хай-вей для молодых музыкантов вместо грунтовой сельской дороги. Подводя итоги XX века, журнал «Rolling Stone» включил его в двадцатку величайших музыкантов в истории рок-н-ролла, и фильм «Кадиллак Рекордз» объясняет почему.

 

ВЫВОД

Фильм должен понравиться музыкантам и людям, которые им сопереживают. Посмотреть стоит хотя бы раз, ибо вам придется по вкусу:

  1. каноничность образов главных героев фильма;

  2. качественный саундтрек в стиле ритм-энд-блюз;

  3. качество фильма, ориентированного на широкого потребителя.