Кино о музыке: «Дирижер»

Поэт и вокалист группы Blues Bastards Николай Шабуневич каждый четверг рассказывает о самых интересных фильмах, связанных с музыкой. На этой неделе – кино на основе оратории Баха, после которого не хочется говорить.
ДИРИЖЕР
ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ
Музыкальная драма режиссера Павла Лунгина, в основе которой оратория «Страсти по Матфею», написанная современным композитором духовной музыки, митрополитом Иларионом Алфеевым. Фильм вышел в прокат 29 марта 2012 года.
Рейтинг: кинокритики 6.0; IMDb 6,5
Производство: Россия, Израиль.
В ролях: Владас Багдонас, Карэн Бадалов, Дарья Мороз, Сергей Колтаков, Инга Оболдина.
СИНОПСИС
Дирижер отправляется со своим оркестром в Иерусалим, чтобы исполнить ораторию «Страсти по Матфею». Но гастроли оборачиваются трагедией. Черное солнце Иерусалима срывает с главного героя маску благополучного художника, заставляет увидеть себя в беспощадной наготе эгоизма и жестокости. Иногда за 3 дня человек может полностью переосмыслить свою жизнь. Меняться никогда не поздно.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСМОТРА
«Папа, прости, что я умер. Я так больше не буду»
О некоторых кинокартинах можно смело сказать, что они своим драматизмом накаляют температуру восприятия происходящего. Шедевры Павла Лунгина этот градус понижают. Понижают настолько, что внутренний холод пронизывает и заставляет съежиться внутренности, выбросить из головы переживания по поводу кредита на машину, забыть о планах на выходные, наплевать на «неправильный» цвет обоев в коридоре, вырывает вас из атмосферы обыденности. Единственное, о чем можно думать во время просмотра: «Я никогда не хочу испытать эту боль» – речь идет о боли душевной, конечно же. Вы не обращаете внимания на шероховатости картинки, когда все ваше естество отдалось душевным мукам героя, когда вы боитесь выйти на улицу и столкнуться с ним лицом к лицу, потому что тогда вам придется заглянуть ему в глаза.
От экрана невозможно оторвать взгляда. Несмотря на относительную статичность картинки, где все атрибуты теряются за плечами человеческой трагедии, вы чувствуете каждую экранную минуту, что проживают персонажи. При просмотре вы чувствуете ломку и бессилие, которые вам совершенно не нужны, но которые, подобно дезоморфину, убивают ваши защитные рефлексы и не дают сопротивляться действию картины. Некоторые режиссеры ломают четвертую стену, чтобы зритель отказался внутри фильма. Что касается драмы «Дирижер», то эту стену пытается проломить сам зритель.
Не хочется ворчать о морализаторстве или однозначности. Не хочется перебирать языком по небу, чтобы полностью принять послевкусие от просмотра. Прожив основную и второстепенные повествовательные линии вместе с героями, хочется просто помолчать. Хочется поскорее сглотнуть этот ком, застрявший в горле. Хочется при встрече попросить прощения у близких. В груди тяжело.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ
Музыка, которая перехлестывала через край и не отпускала практически весь хронометраж, настолько естественна, что не хочется оставлять ее. Конечно, восприятие симфонической музыки у каждого свое, и вряд ли любителям «панкухи» придется по вкусу оратория «Страсти по Матфею», написанная современным композитором духовной музыки митрополитом Иларионом Алфеевым. Но есть что-то неуловимо чувственное в этом произведении. Да, оратория не подразумевает такой динамики, как опера. Но поверьте, эта музыка настолько тонкого авторского ощущения, что «Страсти по Матфею» И. С. Баха с их «Сжалься», арией альта №47 и «Тайной вечерей» словно отходят на второй план. Это очень сильная музыка. Честно сказать, при повторном прослушивании перед глазами вновь встает та до глубины потрясающая драма, развернувшаяся в «Дирижере» - слезы наворачиваются.
Отдельный поклон музыкантам Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и хору Государственной Третьяковской галереи, которые сделали специальные записи для фильма «Дирижер» и снялись в нескольких сценах картины.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ
«Может ли духовный человек быть бездушным?» – этим вопросом можно описать большинство историй, которые рассказывает нам Лунгин. Спокойно, не торопясь погружая зрителя в упоительный транс безмятежного спокойствия, которое нарушается лишь ускоренным сердечным ритмом, порой заглушающим диалоги героев. История «Дирижера» – это история деспота и тарана. Деспота, который был сокрушен собственным бессилием, оглушен тишиной своего молчания. Тирана, ставшего жертвой своей тирании. Человека, который ожил, лишь когда внутри него самого что-то безвозвратно погибло, какая-то важная часть, важнее его собственного Эго.
ВЫВОД
Фильм должен понравиться музыкантам и людям, которые им сопереживают. Посмотреть стоит хотя бы раз, ибо вам придется по вкусу:
1) неподражаемый авторский подчерк Павла Лунгина;
2) «абсолютная» музыкальная составляющая, оформленная настоящими профессионалами;
3) искренность описания реальных и мнимых человеческих трагедий.