Ural Music Magazine

Кино о музыке: «Внутри Льюина Дэвиса»

Кино о музыке: «Внутри Льюина Дэвиса»

Не нужно, наверное, лишний раз говорить о том, что кино напрямую связано с музыкой. Поэтому мы открываем новую рубрику, в которой поэт и вокалист группы Blues Bastards Николай Шабуневич будет рассказывать о самых интересных фильмах, связанных с музыкой. В первый раз – история о кантри-короле улиц.

«Внутри Льюина Дэвиса» (Inside Llewyn Davis)

ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ

Год выпуска – 2012. (Премьера состоялась 19 мая 2013 года на 66-м Каннском кинофестивале, где картина была восторженно встречена и удостоена гран-при жюри, наград у фильма умотаться, кстати).

Производство: США, Франция, Великобритания.

Жанр: Драма, Музыка.

СИНОПСИС

Богемные кварталы Манхэттена и клубы табачного дыма, пыльные пороги Америки и гигантские тиражи винила… Нью-Йорк. Конец 50-х. Льюин Дэвис, талантливый певец и гитарист из Квинса с трудом перебивается между выступлениями в клубах Гринвич-Виллиджа и редкими записями на радио. Ни дома, ни семьи, ни денег, ни любви. Все, что есть у героя – музыка.

Честно признаться, синопсис не дает представления о фильме вообще, при этом еще оставляет клеймо банальности. Может, забудем про описание поисковика и Википедии? Фильм посвящен американскому (хотя на деле, нью-йоркскому) кантри- и блюз-исполнителю Дэйву Ван Ронку и фактически носит название одного из его альбомов «Inside Dave Van Ronk».

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСМОТРА

Фильм берет в заложники с первой минуты: Братья Итан и Джоэл Коэны, взявшие на себя ответственность за сценарий и режиссуру, все-таки мастера пленяющей картинки. Оторвать взгляд от экрана чертовски трудно: меланхоличная атмосфера фильма, созданная режиссерским дуэтом Коэнов, не рвет нервы в клочья, зато обволакивает и поглощает зрителя целиком (живя в Екатеринбурге, именно так и представляешь себе Америку начала 1960-х), музыка все эти ощущения лишь дополняет.

В главной роли не самый известный актер Оскар Айзек, который, тем не менее, за эту роль едва не получил премии «Золотой Глобус» и «Сатурн». Персонаж Льюина Дэвиса, как и многие герои Коэнов, – патологический лузер, правда, в этот раз от мира музыки. Он не вызывает эмоций отрицательных или положительных, его не жалко, но он и не раздражает. Чем же он цепляет? Собственной искренностью и жестким реализмом среды, в которую он погружен. Характер героя показан через бытовые ситуации, которые часто игнорируются кинокартинами о музыкантах, будучи снятыми (не) для (не) музыкантов.

В фильме показана простая истина: чрезвычайно небольшое количество людей умудряется все-таки проложить себе дорогу к славе посредством музыки, и Льюин Дэвис, несмотря на несомненный талант, не входит в их число. Почему? Может, дело в его отвратительном характере или необъятном эго, или принципиальности, или жестокости мира шоу-бизнеса, или в целом ряде субъективных факторов, которые приводят профессионалов за черту бедности, заставив оставить все жизненные начинания, кроме музыки. Это ровно тому, чтобы поставить на зеро, играя в рулетку. Беспросветно, не так ли? Нет. Потому что все кроме музыки – вторично.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ПРОСЛУШИВАНИЯ

«Если вы знаете песню, и она не стареет, то это – фолк».

Музыкальная составляющая будет близка и полюбится поклонникам кантри и белого блюза в их классических минималистских проявлениях: без мишуры южно-американских мажорных аранжировок, под которые принято плясать ковбойские танцы, зато с надрывом и душой северо-востока. Музыка дополняет мрачноватую и слегка депрессивную картинку, в которой вы живете уже спустя пять минут после начала фильма. Думали, что конец 1950-х вам расскажет элвисо-подобную историю с элвисо-пляшущей музыкой? Черта с два. Только светлая кантри-грусть по ушедшим «лучшим денькам» под акустическую гитару.

Саундтрек в основном состоит из композиций 60-х годов. Примечательно, что все песни в фильме исполнены самими актерами, поэтому у зрителя не создается ощущения фальши. Стоит отдать должное бархатному голосу Айзека и его партнерам по фильму, в числе которых на пару минут отметился даже весьма себе музыкальный Джастин Тимберлейк (Он ведь хорош! Вы видели «Альфа-дог»?). В работе над музыкой в фильме помимо Тимберлейка был занят еще и муж Кэри Маллиган, английский музыкант Маркус Мамфорд из группы Mumford & Sons. После премьеры Тимберлейк объяснил, как ему удалось переквалифицироваться в исполнителя фолка: «Я же родился в Теннеси, музыка окружала меня с юности. Все свое детство я слушал кантри, блюз, фолк, а заняться музыкой решил после того, как мой дедушка научил меня подбирать аккорды на старой гитаре».

Саундтрек займет достойное место в вашем плейлисте, даже если вы не ярый поклонник кантри, ведь нам всем иногда полезно задуматься о жизни под хорошую спокойную музыку.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ИСТОРИИ

Братья Коэны заявили, что фильм является посвящением Дэйв Ван Ронку, музыкальному достоянию и городской легенде Нью-Йорка 1960-х. Фильм поставлен по мотивам мемуаров музыканта «Мэр улицы МакДугал», и в картине иногда встречаются прямые отсылки к его творчеству. Но, стоит признаться, от Дэйва Ван Ронка в фильме остался только образ слоняющегося блюзмена, с кучей заморочек на тему своего величия, которому тот же Боб Дилан, чья песня заявлена в саундтреке, вряд ли бы выражал свое восхищение.

Киношный Ван Ронк под именем Льюина Дэвиса никак не сформировал образ брутального чуда городского блюза, родившегося в самом сердце Бруклина. Увы и ах. В фильме вы встретите лишь среднестатистического неудачника, стирающего в пыль свою судьбу о натянутые струны расстроенной гитары.

В реальной жизни Боб Дилан называл Ван Ронка «королем улицы», добавляя, что тот «правил абсолютно». Сама ситуация, когда «королем улицы» считается не предводитель местной шпаны, а музыкант, говорит о многом, и прежде всего о том, кто был в цене у молодых фолксингеров Гринвич-Вилледж. «Царствование» Ван Ронка было недолгим – примерно с 1959 по 1964 годы, – но след, оставленный им, столь заметен, что, когда музыкант умер, его именем назвали улицу в Нью-Йорке. Дэйв стал одним из первых белых музыкантов нового поколения, которые попытались привнести оригинальное звучание кантри-блюза в городскую среду. Сегодня, когда без труда можно достать записи старых блюзменов, включая тех, кого не мечтал услышать в свое время Ван Ронк, заслуга его не выглядит столь значительной. И все же многие будущие музыканты и просто любители пришли к блюзу благодаря Дэйву и его альбомам, вышедшим в первой половине шестидесятых. Через аранжировки Дэйва они постигали народные баллады, рэгтаймы и блюзы прежде, чем открылись первоисточники. Даже в Советском Союзе Ван Ронк незримо присутствовал, так как не было в нашей стране подростка, который бы не бренчал на гитаре его версию «House Of The Rising Sun».

 

ВЫВОД

Фильм должен понравиться музыкантам и людям, которые им сопереживают. Посмотреть стоит хотя бы раз, несмотря на:

1) (для любителей Коэнов) отсутствие типичных Коэновских искрометных диалогов или супер глубокого посыла;

2) (для любителей Ван Ронка) убитый образ легендарного музыканта;

3) (для любителей 1961 года) количество ляпов, связанных с фактологическими ошибками создателей при написании сценария.