Ural Music Magazine

Blacklist: третье течение между джазом и классикой

Blacklist: третье течение между джазом и классикой

В марте этого года не стало Жака Лусье – одного из самых известных популяризаторов классики в джазовой среде. Печальное событие стало поводом для нашего «чёрного списка», посвящённого такому прихотливому направлению в музыке XX века, как «Третье течение» (Third Stream). Из самого названия видно, что это условная середина между джазом и академической музыкой, но далеко не всегда её воспринимают как золотую.

Роман джаза с классикой начался задолго до того, как был изобретён термин «Третье течение». Первыми курс на сближение взяли композиторы-академисты – Гершвин, Стравинский, Равель и многие другие. Они заинтересовались новым гармоническим языком, непривычными мелодиями и ритмикой. Самым известным примером той ранней увлечённости стала «Рапсодия в стиле блюз» того же Гершвина, «пригласившая» джаз в филармонические залы.

Какое-то время спустя новое поколение джазменов, желая выбраться из уютных рамок блюзово-свинговой идиомы, начало искать вдохновение в непривычных местах и среди прочего открыло для себя академическую музыку, в том числе и современные авангардные течения. Так была заложена основа для взаимного изучения, переплетения, а иногда даже и неприятия двух мощнейших культурных течений Старого и Нового Света.

 

 

Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller)

Герр Шуллер был тем самым человеком, который впервые употребил выражение «Третье течение» для обозначения прихотливого синтеза джаза и классики. За этими словами стояло вполне продуманное теоретическое обоснование. К чести автора, он не стал вписывать в Third Stream всё, что номинально соединяет два этих музыкальных мира – ни простое исполнение оркестром джазового репертуара, ни включение скрипичной группы в диксиленд-комбо в зачёт не шли. По его мнению, синтез должен быть более глубоким и осмысленным, включающим в себя характерные композиционные и исполнительские особенности обоих течений.

Гюнтер Шуллер сам практиковал то, что проповедовал – ещё в конце 40-х он, классически образованный валторнист, начал работать с Майлзом Дэвисом, который помог ему освоить новую музыкальную идиому. В 50-е музыкант начал тесно сотрудничать с американскими джазменами, а с одним из них, пианистом Джоном Льюисом, основал организацию Jazz and Classical Music Society, чем способствовал популярности собственного детища. До своей смерти в 2015 году мэтр оставался приверженцем продуманного синтеза различных стилей и жанров в музыке.

Слушать в первую очередь: Joe Lovano & Gunther Schuller «Rush Hour» (1995)

 

Джон Льюис (John Lewis)

Один из самых известных пианистов своего времени, Льюис также создал популярнейший коллектив Modern Jazz Quartet, совершивший тихую революцию в мире джаза. За броским названием стояло совершенно конкретное содержание: это действительно был свежий взгляд на джазовый канон (к началу 50-х этот жанр уже стал вполне устоявшимся, и именно тогда бушевала реформаторская школа бибопа). Джон вместе с коллегами пошёл своим путём: они вобрали в своё звучание академическую музыку, блюз, тот же бибоп и кул. Такая смесь пришлась по вкусу самым разным слушателям.

Любовь к классической музыке Льюис пронёс с самого детства и через всю жизнь. Его исполнительская манера отличалась безупречной лёгкостью, которая могла ввести в заблуждение неподготовленного слушателя: далеко не сразу можно было понять, какая титаническая работа стоит за такой непринуждённостью. Благодаря этому пианист привил вкус к классике многим поклонникам джаза.

Слушать в первую очередь: John Lewis «Jazz Abstractions» (1961)

 

 

Чарльз Мингус (Charles Mingus)

Экспрессивный, эксцентричный и необычайно креативный контрабасист Чарльз Мингус был известен не только как выдающийся джазовый композитор, но и как автор, смело пересекавший границы жанров. В свои молодые годы он не знал нот и с помощью старшего товарища из филармонического оркестра выучил классическую технику игры. Благодаря этому юный музыкант уже в своих ранних произведениях начал соединять два течения в третье (его называют в числе первых композиторов движения Third Stream).

Смешанное расовое происхождение, смешанное музыкальное воспитание и непростой характер повлияли на творческое наследие Мингуса – он сумел не только создать собственный музыкальный язык, который жив и поныне, но и вложил в него свои мировоззрения, в том числе борьбу с расизмом, поиски культурных корней и обострённое чувство индивидуализма.

Слушать в первую очередь: Charles Mingus «Pithecanthropus Erectus» (1956)

 

Уильям Руссо (William Russo)

Наряду с Гюнтером Шуллером, американец Руссо был одним из главных практикующих идеологов «Третьего течения». После нескольких лет работы с оркестром Стэна Кентона и собственным биг-бэндом он перебрался в Великобританию, где создал ставший знаменитым коллектив London Jazz Orchestra. Это стало началом его одиссеи по вживлению наследия академической музыки в русло современного джаза.

За долгие годы своей карьеры Уильям Руссо становился руководителем множества оркестров по всему миру и сочинил массу произведений, в том числе под влиянием рок-музыки и мультимедийных технологий. Оставшись в первую очередь джазовым композитором, он вдохнул жизнь в кажущееся чисто лабораторным понятие Third Stream.

Слушать в первую очередь: Richard Peaslee, William Russo & The London Jazz Orchestra «Virtuosity: A Contemporary Look» (1991)

 

 

Жак Лусье (Jacques Loussier)

Обаятельный французский пианист Лусье благодаря своему переосмыслению наследия Баха стал одним из самых коммерчески успешных джазменов Франции – суммарные тиражи его пластинок превысили семь миллионов экземпляров. Сам музыкант рассказывал, что свою манеру он приобрёл во время учёбы в консерватории – играя произведения своего любимого немецкого композитора, он забывал некоторые пассажи и начал их достраивать самостоятельно, в режиме джазовой импровизации. Со временем именно эта забывчивость принесла мсье Жаку всемирное признание.

С несколькими составами Jacques Loussier Trio пианист издал целую серию альбомов баховской музыки, а также Равеля, Сати и других классиков. Разумеется, у такого прочтения бессмертных и неприкосновенных произведений есть масса противников, которые его иначе как надругательством не считают. На это, впрочем, у Жака Лусье был прекрасный ответ: вплоть до XVII века в европейской музыке было очень развито искусство импровизации, так что он всего лишь дал новую жизнь давней традиции.

Слушать в первую очередь: Jacques Loussier Trio «Bach Preludes, Fugues and Toccatta» (2013)