Ural Music Magazine

Десять советов от студии Octopus — как записать «Live in Studio»

Десять советов от студии Octopus — как записать «Live in Studio»

Звукоинженер студии Octopus Руслан Тагиров рассказывает, что такое  запись live in studio, чем она лучше обычной студийной записи и как к ней подготовиться. 

В наши дни есть интересная тенденция — c одной стороны, можно практически на коленке, в планшете, собрать прилично звучащую песню и даже довести ее до коммерческого релиза, записав по кусочкам или «натыкав» партии мышкой, собрав трек из «кирпичиков» и сэмплов-петель, даже не особо владея музыкальными инструментами. С другой стороны, и у публики, и у музыкантов постоянно растет спрос на настоящее, живое, на «здесь и сейчас». Именно поэтому в сети так много записей с концертов, которые публикуют и зрители, и сами музыканты. Они часто не очень качественные, но атмосферные. В определенный момент от любительских концертных записей люди переходят к студийным live-сессиям, когда всё ещё сохраняется то самое ощущение «здесь и сейчас», но качество звука уже студийное.

Этот способ записи позволяет по-настоящему показать, на что способна группа. Недавно вышедший альбом Rolling Stones «Blue and Lonesome», записанный как раз live in studio — это только один пример. Огромное количество современных артистов использует такой подход, не говоря уже о том, что «в старые времена» по-другому и нельзя было записаться, да и сейчас большие составы, типа биг-бенда, сложно записать послойно. Мы очень рады, что музыканты, которые приходят к нам, всё чаще и чаще стараются фиксировать максимум материала одновременной игрой вживую. У нас есть даже специальный видеопроект «Live at Octopus». 

Смотреть: Курара – Рокки Рок-н-Ролл (Live at Octopus)

Сложившаяся практика подхода «live in studio» такова: запись делается вживую одновременным исполнением всего состава, из записанных дублей выбирается наиболее удачный, никаких перезаписей и дозаписей, как правило, не делается, либо они носят не принципиальный характер (например, второстепенная перкуссия или хлопки). Последующая редакция такого мультитрека тоже сводится к минимуму. В этом формате у нас записаны все сессии «Live at Octopus», несколько джазовых альбомов, альбом Васи Васина и Blues Doctors, многие ролики из серии «Groovbag feat...», например недавний номер с Кастой. 

Смотреть: Groovbag feat Каста — Они  

Второй часто применяемый в студиях подход — поэтапная запись. При этом всё равно основные дубли исполняют все музыканты одновременно, включая вокалиста. Фиксируются все дорожки — сразу начисто записывается ритм-секция (барабаны и бас), а остальные инструменты и голос — как «демо» (хотя бывает, что они остаются в финальном миксе). Одновременная игра всей группы при трекинге ритм-секции придает песне больше жизни, мы даже стараемся всех музыкантов поместить вместе в тон-ателье, не разбивая по разным помещениям, чтобы был визуальный и эмоциональный контакт — размер зала позволяет. Затем демо-дорожки (гитары, вокал, клавишные и так далее) поэтапно переписываются, стандартным методом наслоений.

Таким образом записаны несколько знаковых для нас пластинок, например Хартыга & Альберт Кувезин — «Агитатор» или Лампы Оркестра - «#главноечтобыпёрло».

Студия Octopus регулярно практикует сессии в формате «Живьем в студии». Для этого есть несколько причин:

  • мы любим записывать всю группу сразу — эмоциональное наполнение таких записей зачастую важнее, чем идеально сыгранные, но вымученные филигранные дубли;
  • «экономика должна быть экономной» — при определенной готовности группы речь идет о нескольких десятках сэкономленных студийных часов;
  • у нас есть для этого техническая возможность: большое тон-ателье, большой парк микрофонов и предусилителей, приличный опыт записи live-сессий.

Проповедуя и практикуя формат «Live in Studio», мы накопили некоторый опыт и хотим рассказать, как организовать сессию с наибольшим полезным эффектом.

 

1. Особое внимание – к подготовке записи

Выбор материала, препродакшн и репетиции — половина успеха. Отберите несколько самых хорошо отработанных песен и запланируйте несколько интенсивных репетиций перед записью. Все партии должны быть распределены и выучены. Инструменты должны быть исправны. Если требуется сервис инструментов, замена струн, настройка мензуры, запасные пластики для барабанов, палочки и т.п. — озаботьтесь этим заранее. По закону подлости, в самый последний момент в магазине может не оказаться того, что вам нужно. Не забудьте про батарейки для примочек! Если инструменты берутся в аренду у друзей — опять же заранее проверьте их исправность. Вокалисты — берегите голос перед сессией! 

Смотреть: Алла Туровская и Old Fashioned Trio — Lover, Come Back to Me

 

2. Разведка на месте и райдер

Минимум за пару дней до сессии договоритесь со студией, придите в свободное время, познакомьтесь со звукорежиссерами, посмотрите площадку, состав и состояние местного оборудования. Определите с инженерами студии примерное расположение музыкантов, его плюсы и минусы. Особенно важно выбрать положение всех в тон-ателье относительно барабанной установки. Например, если планируете вживую записывать рок-группу со струнным квартетом или другими акустическими, то есть тихими инструментами, то могут быть проблемы с «протечкой» барабанов в микрофоны этих инструментов — надо будет изолировать установку (или струнные), возможно сразу ставить в отдельном помещении — и лучше знать об этом заранее. Если у вас уже есть свой продюсер записи или инженер, который будет сводить записанный материал, то очень важно, чтобы он пришел на эту «разведку» и заранее высказал все пожелания относительно способа трекинга, выбора микрофонов, расположения источников звука и так далее.

Здесь уместно упомянуть РАЙДЕР записи. Это аналог концертного технического райдера, но подготовленный конкретно для данной сессии — детальный список всех источников звука (инструментов, голосов и т.п.), расчет количества каналов, микрофонов, DI-боксов, линий мониторинга, микрофонных и клавишных стоек и т.п. Чем более подробно вы проработаете райдер с инженерами студии звукозаписи, тем меньше неприятных сюрпризов будет на сессии. Например, если неожиданно на записи возникнет не учтенный в райдере ситар, который надо как-то подзвучить, или барабанщик внезапно захочет поставить не заявленный ранее второй малый барабан, то может уйти дополнительное время на установку и подбор комбинации микрофон-предусилитель и поиск свободных каналов в мультикоре.

Посмотрите, какие на студии есть возможности для коммутации. Где-то штатный мультикор может быть рассчитан всего на 16 каналов — а вам надо 18 или 24, или нужно «кидать» со студийного компьютера в тон-ателье MIDI-clock, или нужны какие-то специфичные кабели или переходники...

Кроме технических моментов, заранее посмотрите, где на студии можно отдыхать между дублями, куда можно ходить курить, где можно перекусить, где находится туалет и так далее. Это — мелочи, но важные. 

На некоторых студиях, включая нашу, существует пропускная система, поэтому необходимо заранее оформить все списки на пропуск. Обычно это делается за 1-2 дня до даты сессии или утром последнего рабочего дня перед выходными или праздниками, если сессия выпадает на нерабочие дни.

Cмотреть: Lollypop Lorry — I Won't Let You Go

  

3. Сделайте график

Правильно распланируйте рабочий день студийной сессии. График должен предусматривать время на расстановку инструментов, лайнчек и саундчек, примерное время «чистого» трекинга и все перерывы. Очень важно, чтобы все участники записи следовали этому графику, никто не опаздывал, особенно в первой половине дня.

Мы придерживаемся такого принципа: вся подготовительная часть делается в строгом графике, а на творческую часть сессии — собственно чистовую запись — включается режим «эластичного времени», и работа идет в удобном для группы режиме, без спешки и гонки.

 Смотреть: Ask trio featuring Erez Barnoy - Emek

  

4. Не стремитесь объять необъятное

Делайте разумный объем работы — лучше записать меньше песен, но сделать это хорошо и с удовольствием. Разумно распределите время, особенно если сессия длится несколько дней. При этом внимательно фиксируйте прогресс записи — сколько работы проделано, сколько осталось. Мы обычно для этого делаем специальную таблицу в Google Docs со списком произведений и пометками по ходу процесса. Иногда в последние часы многодневной сессии выясняется, что в одну из важных для альбома песен не дописали какие-то клавишные или перкуссионные партии, зато зачем-то потратили день на запись песни, которая даже не войдет в альбом — это обидно. И такая таблица помогает освежить память и держать важные этапы работы под контролем. Если же сессия длится всего один день — определите обязательный минимум и к нему какой-то бонусный материал, который можно будет записать, если основной объём работы будет сделан раньше графика. Например, Funky Bizness Gang таким бонусом записали кавер на Oliver Cheatham.

Смотреть: Funky Bizness Gang - Get Down Saturday Night

 

5. Не отвлекайтесь на ерунду

Пространные разговоры, лишние споры и ссоры, выяснение отношений внутри группы или (не дай бог) с командой студии, прочие непродуктивные эмоции, постоянное сидение в соцсетях, частные звонки по телефону — всего этого надо избегать. Это отнимает кучу вашего и студийного времени, причем за ваш счет.

По нашему опыту, почти все споры начинаются с неподготовленности группы к сессии, плохо отрепетированного материала, «сырых» аранжировок или неготовности музыкантов играть с достаточным качеством. Вторая причина — нежелание команды оперативно перестраиваться по ходу сессии, если возникли какие-то сложности (с исполнением, оборудованием или графиком).

Любая студийная запись — это маленькое испытание коллектива на прочность, но это также и небольшое приключение. Терпение, взаимное уважение и доброжелательная атмосфера — залог успешной сессии и интересного совместного приключения. И да, мы категорически не приветствуем алкоголь и другую модификацию сознания во время работы в студии. 

Смотреть: РАНЫ - Ненавижу

 

6. Уделите настройке столько времени, сколько требуется, но не меньше

Особое внимание (повторюсь, но это важно!) — расположению музыкантов, инструментов, микрофонов, лайнчеку, саундчеку и тестовым дублям. Если предстоит серьезная live-запись полноценного живого состава, то первая половина дня у вас почти гарантированно уйдет на подготовку сессии.

Как правило, больше всего времени тратится на барабаны. Логично попросить барабанщика прийти раньше всех, чтобы подготовить установку, подобрать тарелки, подстроить под себя барабаны, при необходимости поменять пластики и так далее. Какое-то время займёт подбор, расстановка и фазировка микрофонов. Звук барабанной установки определяет 50%, если не больше, звука всей песни, поэтому важно не спешить — доверьтесь профессионализму инженеров студии и опыту своего барабанщика.

Остальные музыканты понадобятся позже, но им тоже потребуется время на поиск звучания гитар, выбор комбиков, решение коммутационных вопросов и так далее. Поэтому спланируйте их появление в студии таким образом, чтобы они смогли подготовиться, но и не слонялись без дела в ожидании, когда будут готовы остальные. Некоторым гитаристам на саундчек надо два часа, а некоторым – 30 минут. Кто-то хочет быть вовлечен в процесс от начала до конца, а кому-то детей надо к бабушке отвезти. Планируйте от индивидуальных возможностей каждого. Во время записи тестового дубля уделите внимание мониторингу, не стесняйтесь просить инженеров сделать вам максимально комфортный мониторный микс, который только будет возможен. И пожалуйста, не меняйте струны ПОСЛЕ саундчека — иногда звук гитар после этого меняется радикально, а настройка производилась под старые струны. Лучше поставить новые струны заранее. 

Смотреть: Lollypop Lorry – Octopus Backstage

 

7. Не зацикливайтесь на одной песне

Если в ходе сессии какая-то песня «не пошла», переключитесь на другую, потом сможете вернуться к этой песне. Начинайте live-сессию с пары самых готовых, хорошо отрепетированных номеров. В середину сессии ставьте наиболее технически сложную композицию. К этому моменту вы уже привыкнете к помещению и мониторингу, а руки «разогреются». Не бойтесь вообще отказаться от записи той песни, которая очевидно «не пошла» по тем или иным причинам. Это сэкономит нервы и время.

Смотреть: Foxy Funk - Интроверсии

 

8. Поручите нетворческую работу специальному человеку

Пригласите на сессию менеджера или линейного продюсера. Ваша задача — музыка. Все остальные темы смело выбрасывайте из головы и доверьте их проверенному товарищу. Он должен обладать авторитетом у всех участников группы и организаторским талантом. Его задача — решать от имени группы и для группы все организационные вопросы: заявка на пропуск, контроль графика, организация питания, длительность перерывов, решение транспортных вопросов и так далее. Это может быть штатный директор группы, чей-то папа, старший товарищ — опытный музыкант из числа друзей группы, специально приглашенный на проект профессиональный линейный продюсер — таких людей много в рекламной и киноиндустрии, и они с успехом справляются с менеджментом студийных сессий. Особенно важно это становится при записи видео-сессий (см пункт 10).

Смотреть: Лампы Оркестра – Выйди на связь

 

9. Имейте в запасе «План Б»

Если что-то пойдет не так — нужен «План Б». Допустим, понадеялись на друга, который обещал дать на сессию особый малый барабан или коллекционную гитару, но внезапно исчез и не берет трубку. Или в ходе записи у вокалиста пропадает голос. Или кто-то из музыкантов передумал приходить (да, бывает и так!). Постарайтесь, зная особенности своего коллектива, продумать некоторые наиболее вероятные сценарии и не позволяйте обстоятельствам работать против вас. Импровизируйте.

Гитарист становится басистом, потому что басист не играет с медиатором, а клавишник записывает барабаны, потому что барабанщик повредил руку, и это оказывается интересно.

Если пропал голос — пишите все остальные инструменты. Вокал, сольные партии или «волшебный посох дождя» допишете в другой день или в другой студии, уже имея основной live-мультитрек. Подготовка к сессии отнимает много времени и сил, и постарайтесь в любой неожиданной ситуации выжать из неё максимум, возможный в данных обстоятельствах. Сломалась бас-гитара — оперативно одолжите другую. Не включается старый синтезатор, в котором годами «наруленные» тембры? Поищите интересные звуки в другом доступном инструменте. Порой из-за неожиданностей и случайностей получаются великие записи. Иногда даже плачущий ребёнок в студии остаётся в финальном миксе. 

Смотреть: Алёна Поль и Сергей Чашкин – Spring is here

 

10. Вам надо видео? Приготовьтесь делать много дополнительной работы

Хотите профессиональное и красивое видео — готовьтесь особенно тщательно. Внимательно считаем бюджет — он зависит как от крутизны видео-команды и её оборудования, так и вообще от количества камер, световых приборов, декораций, количества операторов и другого дополнительного персонала.

Важно понимать цель — для чего это видео? Это будет просто «визитка» группы для заявки на фестиваль, или интимный и камерный студийный концерт, или высокохудожественное концептуальное шоу а-ля «From the Basement»? Затраты времени и бюджета в зависимости от выбранного варианта будут отличаться в разы.

Умножаем на три все подготовительные работы: нужно теперь не просто расставить людей в студии, а сделать это так, чтобы хорошо смотрелось на видео, и чтобы это можно было бы осветить правильным светом под правильным углом, и чтобы можно было правильно поставить камеру, и чтобы было где разместиться операторам. И чтобы при этом не пострадало качество звука. А всё это — разнонаправленные векторы. Например, визуально было бы красиво посадить барабанщика где-то посередине тон-ателье, осветив со спины, не изолируя его ширмами. Но с точки зрения звука это не всегда будет лучший вариант. А если на площадке планируется специальный свет или декорации — это ещё один набор неизвестных в системе уравнений.

Но даже если вы понимаете, что бюджет сильно ограничен — не стесняйтесь снимать простые малобюджетные DIY-видео. Во-первых, это всё равно промо-материал. Во-вторых, 80% вашей аудитории будет благодарно за ЛЮБОЕ видео (вспомните, люди выкладывают в соцсетях далеко не самые качественные ролики, снятые на смартфон на вашем концерте — для них важен акт творчества сам по себе). В-третьих, это возможность посмотреть на себя со стороны и сделать выводы, как развиваться дальше.

И ещё — выделите на производство видео отдельного человека или даже двоих-троих. Нужны как минимум режиссер и линейный продюсер на площадке, ещё главный оператор, ещё режиссер монтажа. Эти роли могут совмещать один-два человека. И они должны работать в плотном контакте с командой студии звукозаписи, как единый организм. Тогда всё получится! А подробнее о видео-сессиях мы попробуем рассказать в следующей статье.

Смотреть: The Denp - Ты (Live Studio Session)