Blacklist: мастера позитивных вибраций. Часть 2

Ксилофон, маримба, металлофон, вибрафон – всё это, если не вдаваться в детали, модификации одного и того же родительского инструмента. Именно поэтому в мире не так много вибрафонистов в чистом виде: многие из них используют в своей музыке различные вариации этого «устройства» (близкая аналогия – применение акустической и электрической гитары).
Тем не менее, мода на звучание вибрафона, его электрическая природа и востребованность в джазе, R&B и поп-музыке сделали своё дело. Сейчас именно он – самый популярный представитель своего семейства. Интересный нюанс: это самое семейство относится к ударным инструментам, поэтому любой барабанщик, получающий формальное образование, должен не только обучиться игре на установке и различной перкуссии, но и освоить науку обращения с маллетами.
Сегодня я завершаю рассказ о выдающихся вибрафонистах XX века, но, разумеется, галерея героев не исчерпывается десятью персонажами. Буду рад, если эта статья натолкнёт вас на дальнейшие поиски. Вообще, буду рад получать от вас реакцию на рубрику Blacklist – пишите в комментариях к публикациям. Нам это очень важно, правда.
Дейв Пайк (Dave Pike)
Несмотря на весомый вклад в чёрную музыку XX века, имя Дейва Пайка известно сейчас в основном музыкантам и отъявленным меломанам. У него не было громких хитов и всенародной славы – только безупречный вкус и мастерское исполнение. Стоит к этому добавить творческую смелость: не каждый экс-ударник в 20 лет отважится погрузиться с головой в джазовый авангард, как это сделал Пайк с квартетом Пола Блея.
Дейв одним из первых вибрафонистов начал использовать электроусиление, чем серьёзно повлиял на звучание инструментаи. Со своим Dave Pike Set он экспериментировал с массой стилей и жанров, включая латину, фанк, этнику и свободную импровизацию. Уроженец Детройта, в конце шестидесятых музыкант перебрался в Европу, оставив заметный след и в континентальном джазе.
Слушать в первую очередь: Dave Pike Set «Mastrpieces» (1996)
Мулату Астатке (Mulatu Astatke)
Вообще, даже для обзорной статьи про господина Астатке не хватило бы и целого «блеклиста». Это без преувеличения самый влиятельный музыкант из Эфиопии, ставший со временем своеобразным «связующим звеном» между двумя мирами. В 60-х он первым из африканцев поступил в престижный колледж Беркли, где обучался игре на вибрафоне и перкуссии, а заодно впитывал звучание современного джаза. Вернувшись на родину, он представил соотечественникам диковинный инструмент и не менее экзотичную джазовую музыку.
Долгие годы Мулату записывался в Эфиопии. В процессе он создал собственный стиль, который получил название «эфиопского джаза» (Ethio-jazz). Очень своеобразную и необычайно притягательную музыку в 90-е годы открыли миру французские издатели. Так уже в почтенном возрасте Астатке стал международной звездой. Он по-прежнему востребован, его музыка звучит на самых статусных фестивалях, а идиома эфио-джаза крайне популярна в андеграунд-среде по всему миру.
Слушать в первую очередь: Mulatu Astatke «Ethiopiques, Vol. 4: Ethio Jazz (1969-1974)» (1998)
Бобби Хатчерсон (Bobby Hutcherson)
В нежном возрасте освоив маримбу и вибрафон, тинейджер Бобби отметился работой с такими грандами пост-бопа, как Эрик Долфи, Лес Маккенн и Чарльз Ллойд. В 1963 году он впервые поучаствовал в записи для знаменитого лейбла Blue Note и в итоге на следующие 14 лет стал одной из его главных звёзд.
Хатчерсон играл как двумя, так и четырьмя маллетами, но и даже одной парой он умел создать насыщенный аккомпанемент с чёткой мелодической линией. В его творчестве сочетались глубина джазовых гармоний с кристально чистой манерой исполнения. Благодаря этому музыкант стал одним из символов пост-бопа и ролевой фигурой для молодых поколений вибрафонистов,
Слушать в первую очередь: Bobby Hutcherson «San Francisco» (1970)
Рой Эйерс (Roy Ayers)
По понятным (вроде бы) причинам, вибрафонисты редко превращаются в поп-звёзд. Случай Роя Эйерса – это, скорее, исключение из правил. Он рос в артистической среде Лос-Анджелеса и рано впитал десятки влияний. Став самостоятельным артистом, он в течение нескольких десятилетий играл и популяризовал музыку хорошего настроения – сперва джаз-фанк, затем ритм-н-блюз и диско, далее по списку.
Творчество Эйерса очень серьёзно повлияло на становление эйсид-джаза, но и он сам принимал участие в жизни этой сцены, записываясь и выступая с талантливой молодёжью. Его хиты «Everybody Loves The Sunshine» и «Running Away» перешагнули границы стилей и сделали их автора суперзвездой. За всем этим флёром и популярностью (а Рой в свои 78 по-прежнему выступает по всему миру) можно забыть, что перед нами – один из самых одарённых вибрафонистов, обладающий яркой и запоминающейся техникой.
Слушать в первую очередь: Roy Ayers Ubiquity «Everybody Loves The Sunshine» (1976)
Стефон Харрис (Stefon Harris)
На фоне прочих героев нашего «чёрного списка» 45-летний Стефон Харрис выглядит относительно молодым, но нет – это уже признанный корифей современной импровизационной музыки, играющий с середины 90-х. В джаз он пришёл из филармонической среды. Начинающий вибрафонист планировал посвятить свою жизнь классике и академизму, пока однажды не наткнулся на записи гения бибопа Чарли Паркера.
Впрочем, совсем от академической среды Стефон не ушёл. Создавая актуальные джазовые записи для Blue Note Records, он находит время для исполнения Баха, Чайковского, Рахманинова, а также блюза, латино-джаза и ещё много чего интересного. Прекрасный солист, на собственных записях Харрис отходит в тень в пользу ансамблевой игры, что делает ему честь.
Слушать в первую очередь: Stefon Harris «Black Action Figure» (1999)